Главная - По виду
Приоритетный национальный проект "образование". Минпросвещения россии Условия участия в Конкурсе

«Информационная карта» российского образования

В 2016 году исполнилось десять лет с начала реализации в России приоритетного национального проекта «Образование». Тогда же - с создания первых федеральных университетов - началась и «закладка новой архитектуры» российской высшей школы. Как изменилось отечественное образование за эти годы, какие важнейшие решения были приняты и какие цели ставятся на будущее - об этом наш краткий обзор, приуроченный к юбилейному году.

Ключевые преобразования: краткий ретроспективный обзор

Как известно, 2005-2014 годы были объявлены Организацией Объединенных Наций «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития». Глобальная цель данной инициативы - достижение такого уровня образования, при котором оно могло бы ответить на серьезнейшие вызовы наступившего столетия.

Итак, новое содержание, новое качество, новый уровень сотрудничества и кооперации - вот характеристики образования XXI века.

Правительства многих стран инициировали процессы реформирования своих национальных систем образования. Россия не стала исключением: происходят и у нас. Ретроспективно перечислим лишь некоторые важнейшие события, ставшие ключевыми для изменения российского образования.

​ФАКТ

  • Российская Федерация сегодня:
  • занимает 9-е место среди 223 стран по численности населения (146 млн. человек);
  • входит в группу стран с высоким уровнем Индекса человеческого развития (Human Development Index)(50-е место среди 188 стран);
  • входит в группу стран с максимальными значениями совокупной доли учащихся в возрасте 5-18 лет (98,7% - в 2012 году, 99,4% - планируемый уровень в 2020 году);
  • занимает 43-е место среди 128 стран в рейтинге Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index). По сравнению с 2012 годом, страна улучшила свои позиции в данном рейтинге на 8 пунктов;
  • по оценке экспертов, на положительную динамику России в рейтинге Global Innovation Index существенно повлияли ее традиционно высокие позиции по ряду показателей-субиндексов, характеризующих качество человеческого капитала, а именно: «Образование» (27-е место среди 128 стран), «Высшее образование» (23-е место), «Научные исследования и разработки» (25-е место), «Создание знаний» (21-е место).

2003 год - официальное присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу. Цель - включение и участие России в процессах создания и гармонизации единого европейского образовательного пространства. В результате:

  • высшая школа РФ перешла на уровневую систему подготовки кадров - бакалавриат/магистратура (обучение по некоторым направлениям - в частности, по инженерии и медицине - длится пять лет, и поэтому выделено в отдельный уровень - «специалитет»);
  • введена система зачетных единиц (ECTS);
  • по окончанию обучения выдается приложение к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимому с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);
  • создана система признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах - участниках Болонской декларации;
  • разработаны и действуют сопоставимые методологии и критерии оценки качества образования, что позволяет проводить общественно-профессиональную экспертизу качества российских образовательных программ на международном уровне;
  • к 2020 году доля высших учебных заведений, где будут реализованы все основные требования Болонского процесса, достигнет 100%; этот итоговый индикатор реализации Болонского процесса в России установлен Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы.

2006 год - в России стартует приоритетный национальный проект «Образование». Цель - комплексная модернизация всех уровней образования для достижения нового качества, отвечающего современным запросам общества. В результате:

  • обновлена материально-технологическая база образовательных организаций;
  • на конкурсной основе определены и поддержаны государственным финансированием лучшие программы развития образовательных организаций;
  • разработан и апробирован механизм выделения и государственной поддержки вузов-лидеров (федеральные университеты);
  • опыт, наработанный организациями-лидерами образования, внедряется в массовую практику образовательной деятельности;
  • государство за два года реализации проекта (2006-2008) получило уникальный управленческий опыт, который лег в основу современной национальной политики в области образования.

​ФАКТ

  • Национальный проект «Образование», первые итоги:
  • 57 вузов, 9 тыс. школ, 340 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования получили государственное финансирование на реализацию своих программ инновационного развития;
  • 40 тыс. лучших учителей и 21 тыс. представителей талантливой молодежи поощрены денежными грантами;
  • свыше 800 тыс. школьных педагогов включены в систему дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство;
  • около 55 тыс. комплектов нового учебного оборудования, почти 10 тыс. школьных автобусов поставлены в образовательные организации России.

2008 год - начало поэтапного внедрения нового поколения Федеральных государственных стандартов (ФГОС), основанных на компетентностном подходе. Цель - адаптация содержания образования современным запросам личности, экономики, общества и государства. Благодаря «рамочному» характеру стандартов нового поколения образовательные организации получили большую самостоятельность для формирования содержания образовательного контента. Например, при разработке программ бакалавриата сегодня вуз имеет право самостоятельно определять до 50% набора учебных дисциплин (модулей), а программ магистратуры - до 70%. В результате:

  • образовательные организации обрели инструмент быстрого и гибкого реагирования на динамично меняющиеся требования современной экономики и общества;
  • работодатели получили возможность непосредственного участия в составлении учебных планов и программ (сегодня педагогическое сообщество и объединения работодателей ведут очень активную совместную работу по разработке и сопряжению профессиональных и образовательных стандартов, координатором этого является созданный в 2014 году Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям - http://nspkrf.ru/news-nspk.html, на который возложено в том числе «содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций»);
  • введение ФГОС нового поколения вкупе с другими мерами обеспечивает достижение новых образовательных результатов, преемственность уровней образования, практическую реализацию требований Болонского процесса, в том числе формирование модели «образование в течение всей жизни» (life long learning, LLL).

​ЦЕЛЬ

К 2020 году Россия намерена войти в число 15 лучших стран по итогам Programme for International Student Assessment (PISA), а также достигнуть «пятерки» лучших стран по итогам Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Среди основных факторов прогресса качества школьного образования - создание к 2020 году современных условий обучения в 100% общеобразовательных организаций России.

2012 год - принят новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Цель - установление правового поля, адекватного современным практикам и стратегиям развития национальной системы образования. В результате:

  • еще раз подтверждено конституционное право каждого гражданина РФ на образование;
  • государством гарантированы общедоступность и бесплатность общего образования и среднего профессионального образования, а также возможность получить бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
  • впервые законодательно закреплено право граждан на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение;
  • заявлено о заинтересованности Российской Федерации в расширении международного сотрудничества в области образования, в том числе через развитие академической и студенческой мобильности, реализацию совместных образовательных программ, проведение совместной научной деятельности и прочее;
  • ликвидировано избыточное дробление образовательных организаций по видам, начато формирование новой структуры высшей школы;
  • ведущим российским университетам дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
  • с учетом Болонской декларации и Международной стандартной классификации образования уточнена система уровней образования в Российской Федерации.

Уровни образования в Российской Федерации:

  1. дошкольное образование (ISCED 0);
  2. начальное общее образование (ISCED 1);
  3. основное общее образование (ISCED 2);
  4. среднее общее образование (ISCED 3);
  5. среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих и служащих (ISCED 4)/подготовка специалистов среднего звена (ISCED 5);
  6. высшее образование: бакалавриат (ISCED 6);
  7. высшее образование: магистратура или пятилетняя подготовка специалиста (ISCED 7);
  8. высшее образование: подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка (ISCED 8).

Траектория изменений: некоторые примеры

Одна из ключевых целей начатых преобразований - . Удается ли ее достичь? Безусловно, да. Приведем некоторые примеры позитивного развития школьного и профессионального довузовского образования.

Так, согласно результатам тестирований в рамках международной программы по оценке образовательных достижений школьников PISA (Programme for International Student Assessment), которые были проведены в 2015 году в 70 странах, Россия по всем позициям показала положительную динамику. В частности, по направлению «Естественнонаучная грамотность» страна переместилась с 37-го места в 2012 году на 32-е в 2015 году.

Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше*
(в расчете на 1000 человек населения соответствующей возрастной группы, указавших уровень образования)

Имеют образование: 1 - высшее; 2 - неполное высшее профессиональное; 3 - среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена; 4 - среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; 5 - среднее общее; 6 - основное общее; 7 - начальное общее; 8 - не имеют начального общего образования.

* По данным всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. Источник. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2016. - 320 с.

По направлению «Навыки чтения и понимание текста» Россия в 2015 году заняла 26-е место, что лучше предыдущего результата в 2012 году сразу на 16 позиций.

По направлению «Математическая грамотность» российские школьники также достигли значительного прогресса: в 2015 году Россия заняла по этому направлению 23-е место, также улучшив результат 2012 года на 11 позиций.

Следующий пример иллюстрирует развитие и достижения системы профессионального образования Российской Федерации. Так, в конце 2012 года Россия присоединилась к международному некоммерческому движению (WSI), которое на сегодняшний день объединяет 75 стран мира. В 2014 году национальная сборная России впервые выступила на Европейском чемпионате рабочих профессий EuroSkills и завоевала 11-е место. И уже спустя всего два года, на чемпионате EuroSkills-2016 российская сборная стала лидером, заняв 1-е общекомандное место среди 28 европейских стран. Аналогичную положительную динамику сборная WorldSkills Russia показала на мировых чемпионатах WorldSkills Championship.

​СОБЫТИЕ

В 2015 году Генеральной ассамблеей движения WSI принято решение о проведении мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Championship-2019 в России, в городе Казани. По итогам проведения чемпионата будет сформировано его Наследие - кейсы лучших российских и мировых практик выполнения профессиональных действий и подготовки рабочих кадров. Транслятором кейсов в систему профессионального образования станет Асаdemia WorldSkills Russia .

Такие успехи не являются случайностью. Дело в том, что в России началась активная модернизация подготовки профессиональных и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами WorldSkills (WS). Эта задача заявлена как одно из важнейших направлений государственной стратегии в сфере среднего профессионального образования. В частности, в рамках данной стратегии:

  • к настоящему моменту на федеральном уровне сформирован список тор-50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, подготовка по которым будет проводиться в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями (в список вошли, например, такие профессии, как операторы беспилотных летательных аппаратов, мехатроники и мобильные робототехники);
  • с 2017 года к государственной итоговой аттестации учащихся профессиональных образовательных организаций добавится формат «демонстрационного экзамена» по стандартам WorldSkills по 41 компетенции; все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WS;
  • с 2018 года в российских регионах начнут действовать специализированные центры компетенций, по стандартам WS (к 2020 году предполагается создать 175 таких центров);
  • с 2020 года не менее 40% выпускников по профессиям, входящим в тор-50, должны иметь сертификаты квалификаций или «медаль профессионализма» по стандартам WS.

Высшая школа России: новая «архитектура»

Постановка стратегической цели по достижению нового уровня качества российского образования, которое соответствовало бы запросам и вызовам ХХI века, в полной мере касается и высшей школы России. В этой сфере государством за прошедшее десятилетие (начиная с 2006 года) был предпринят ряд масштабных изменений самой структуры высшей школы. Ядро этих изменений - формирование современной эффективной сети российских вузов-лидеров, которые призваны стать своеобразными «локомотивами» для достижения поставленной стратегической цели.

На сегодняшний день такая сеть в целом сформирована и первоначально включала 41 вуз. А именно: 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и еще 2 старейших университета страны - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет - получили особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов» общенационального значения. В 2010 году все эти вузы объединились в Ассоциацию ведущих университетов.

​ЦЕЛЬ

К 2020 году планируется сформировать новую модель высококонкурентной национальной системы профессионального образования, отвечающей потребностям современной экономики. В результате передовые высокотехнологичные отрасли станут получать ежегодно не менее 50 тыс. выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, ведущих подготовку в соответствии со стандартами WS.

С 2016 года эта сеть вузов-лидеров пополнилась еще 11 университетами, получившими на конкурсной основе статус «опорных». В 2017 году проводится второй этап конкурса на присвоение статуса «опорного университета». По данным Министерства образования и науки РФ, опорными станут еще 19 российских университетов.

Отметим, что территориально большинство ведущих университетов располагается в крупнейших российских городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск и другие (см. карту-иллюстрацию).

Кратко охарактеризуем обозначенные категории вузов.

Федеральные университеты . Название «федеральный» в данном случае обусловлено миссией и местоположением подобных университетов. Так, в России созданы макрорегионы, получившие название «федеральные округа». Соответственно, стратегической миссией федеральных университетов (ФУ) является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала этих территорий - обеспечение их социально-экономического и технологического прогресса передовыми интеллектуальными, научными и образовательными возможностями, решениями и практическими кейсами. Эти решения и практики должны вырабатываться на основе тесной интеграции образования, науки и работодателей, представляющих основные отрасли макрорегиона. Стать таким инновационным институциональным интегратором - ключевая стратегическая задача, поставленная перед федеральными университетами.

За десять лет, с 2006 по 2016 годы, в России созданы 10 федеральных университетов. Деятельность каждого федерального университета строится на основе индивидуальных долгосрочных программ развития, в которых указаны конкретные целевые индикаторы по основным направлениям работы вуза: образовательному, научно-исследовательскому, международному (экспорт российского образования и интеграция в международное научно-образовательное пространство). Важно, что эти индикаторы взаимоувязаны со стратегическими показателями социально-экономических программ развития макрорегионов. Кроме того, программа развития каждого федерального университета разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем ключевых технологий.

​ФАКТ

С 2006 по 2014 годы объем научных разработок в университетах, получивших статус федеральных, увеличился в 6 раз.

Национальные исследовательские университеты. Проект по формированию в России целого пула национальных исследовательских университетов (НИУ) стартовал в 2008 году. Вуз, претендовавший на включение в эту категорию (и соответствующую бюджетную финансовую поддержку), как и в случае с федеральными университетами, должен был разработать стратегическую программу своего развития (на десять лет) и защитить ее на открытом конкурсе, организатором которого являлось Министерство образования и науки РФ. Отбор НИУ осуществлялся на основе анализа современного состояния и предыдущей динамики развития конкурсанта за предыдущие годы. Анализ проводился по таким критериям, как кадровый потенциал претендента, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, а также качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной на конкурс программы развития. Несмотря на жесткие требования отбора, заявки на включение в конкурсную процедуру подал практически каждый третий российский государственный университет. По итогам двух серий конкурса (проведенных в течение двух лет) к маю 2010 года российская сеть национальных исследовательских университетов была окончательно сформирована.

На сегодня этот статус имеют 29 образовательных организаций. Миссия НИУ во многом пересекается со стратегическими целями и задачами федеральных университетов. Но если в их деятельности особый акцент делается на научно-образовательном и кадровом обеспечении инновационного развития российских макрорегионов, то национальным исследовательским университетам отводится особая роль в развитии сферы наукоемких технологий мирового уровня, в генерации новых знаний, а также в подготовке нового поколения российских исследователей, ученых, преподавателей высшей школы. В соответствии с этой миссией каждый НИУ взял на себя программные обязательства по развитию соответствующих его профилю приоритетных направлений развития (ПНР). Общий перечень ПНР (всего 106 направлений) составлен с учетом главных задач инновационного и технологического развития Российской Федерации.

​ФАКТ

Из общей численности зарубежных преподавателей, работающих в высших учебных заведениях России, более четверти трудится в 29 национальных исследовательских университетах.

Опорные университеты. Еще одним важнейшим элементом новой современной архитектуры российской высшей школы призвана стать категория вузов, получивших название «опорные университеты». Цель создания и главная миссия опорных университетов - кадровое, научное и образовательное обеспечение социально-экономического развития российских регионов, в том числе через создание тесной кооперации с региональными предприятиями и бизнесом, ориентирование на региональную исследовательскую повестку, генерирование вокруг себя ключевых позитивных «агентов изменений» в регионе. Еще один важный эффект создания опорных региональных вузов - снижение оттока лучших выпускников школ из регионов в крупные федеральные центры. Отбор в эту категорию университетов также проводится на конкурсной основе, победители определяются по итогам экспертизы представленных проектов программ развития сроком на пять лет. Помимо разработки программы развития, к вузу-конкурсанту предъявляется еще одно обязательное требование: он должен пройти процедуру реорганизации путем добровольного объединения с несколькими государственными университетами, расположенными в том же муниципалитете. Такая трансформация, по идее организаторов проекта, приведет к необходимому объединению всех ресурсов этих вузов, что позволит в дальнейшем значительно повысить эффективность всех сторон деятельности и, как следствие, качество образования во вновь образованном университете. По крайней мере, подобные ожидания четко зафиксированы в требованиях государства к новой категории университетов. Так, по итогам пятилетней программы развития опорный вуз должен выйти на выполнение семи ключевых показателей, в числе которых количество студентов очной формы обучения - не менее 10 тыс., доходы вуза из всех источников - не менее 2 млрд. рублей в год, количество укрупненных групп специальностей и направлений, по которым реализуются основные образовательные программы, - минимум 20, удельный вес численности обучающихся в аспирантуре и магистратуре - не менее 20% от общего числа обучающихся; объем научных исследований - не менее 150 тыс. рублей на одного научно-педагогического работника, число индексируемых в международных системах Web of Science и Scopus публикаций - соответственно не менее 15 и 20 на 100 научно-педагогических работников в год.

​ЦЕЛЬ

  • К 2022 году в опорных университетах прогнозируется:
  • объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного научно-педагогического работника - выше в 2 раза, чем в среднем по системе высшей школы;
  • объем публикационной активности - выше в 3,5 раза, чем в среднем по системе высшей школы.

В 2016 году состоялся первый раунд конкурса. Статус «опорного университета» получили 11 образовательных организаций.

В 2017 году организатор конкурса, Министерство образования и науки РФ, проведет второй раунд - будут выбраны еще 19 опорных университетов. И в 2018 году планируется проведение третьего раунда конкурса.

Источник финансирования: Смешанный

Бюджет: 784 500 000 000 руб.

Год начала: 2018

Год окончания: 2024

Статус проекта: Реализуется

Цели национального проекта РФ «Образование»:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи национального проекта РФ «Образование»:

  1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
  2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
  3. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
  4. Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
  5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
  6. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
  7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
  8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
  9. Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
  10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

Нацпроект «Образование»: ответственные за реализацию:

  • куратор национального проекта - заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова;
  • руководитель национального проекта - министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» до 31.12.2024 года:

  • в 2019 г. - 116 млрд 628,29 млн рублей;
  • в 2020 г. - 132 млрд 741,25 млн рублей;
  • в 2021 г. - 143 млрд 544,87 млн рублей;
  • в 2022 г. - 129 млрд 293,48 млн рублей;
  • в 2023 г. - 128 млрд 910,32 млн рублей;
  • в 2024 г. - 133 млрд 335,32 млн рублей.

О проекте:

Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.

Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга - подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.

Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»:

  • «Поддержка семей, имеющих детей»;
  • «Цифровая образовательная среда»;
  • «Современная школа»;
  • «Успех каждого ребёнка»;
  • «Учитель будущего»;
  • «Молодые профессионалы»;
  • «Новые возможности для каждого»;
  • «Социальная активность»;
  • «Экспорт образования».

Полномасштабная реализация нацпроекта «Образование» началась в январе 2019 года. С Рособрнадзором Минпросвещения утвердило методику расчёта показателей по вхождению Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. С ВЭБом отрабатываются варианты и модели партнёрства.

Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по её признанию, вызывает определение показателя, который характеризует долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой дополнительного образования. Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Это, по её мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о тех детях, которые одновременно посещают несколько организаций дополнительного образования.

Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования.

Андрей Никитин попросил Минпросвещения включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.

В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создана федеральная сеть центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Центры «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах без образования юридического лица (локальный акт ОО, типовое положение). Совокупность образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры, составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Видео о национальном проекте «Образование»:

Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила с презентацией национального проекта «Образование»

Гайдаровский форум - 2019. Национальный проект РФ «Образование» - 9 жизней регионов

Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»:

  1. Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.

Нацпроект «Образование»

Национальный проект «Образование»

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024

Ольга Юрьевна
ВАСИЛЬЕВА

Министр просвещения Российской Федерации

Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе наших исторических и культурных традиций. Из этих двух больших целей майского указа Президента России вытекает 10 задач, которые фактически легли в основу федеральных проектов нацпроекта «Образование». Это проекты, посвященные школе, родителям, волонтерству, ранней профориентации, непрерывному образованию, экспорту образования, социальной активности, цифровой образовательной среде, и все это подчинено развитию образовательного пространства на территории нашей большой страны.

Федеральные проекты, входящие в национальный проект:

×

Задача проекта:

Общий бюджет проекта:

Бюджет каждого проекта (млрд руб.)

×

Задача проекта:

Главные цифры проекта (к 2024 году):

Общий бюджет проекта:

Источники:

723,3 млрд руб. — федеральный бюджет

45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ

15,4 млрд руб. — внебюджетные источники

Т. А. ГОЛИКОВА

Заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации

РУКОВОДИТЕЛЬ

О. Ю. Васильева

Министр просвещения Российской Федерации

АДМИНИСТРАТОР

М. Н. РАКОВА

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации

1.1. Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований качества общего образования, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)

В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

Будет создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб"

24,5 тыс. детей будет обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)

25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.

70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ


Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.

Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.

85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.

35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них - будут сертифицированы в качестве экспертов - к концу 2024 г.

1.2. Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов


30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.

80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающий подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.

Обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения пройдут (млн чел.)

2.1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)


12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.

Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом

Будут созданы100 центров , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах *


В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.

Их смогут посещать 2 млн детей , которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области

Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей

Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)

  • будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
  • будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
  • нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности
  • 25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

    До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

    1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.

    Дополнительные результаты национального проекта

    1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.

    Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости

    60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.

    В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.

    77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.

    50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.

    18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.

    Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью - к концу 2024 г.

    В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.

    * Нарастающим итогом

  • · Талантливая молодёжь
  • · Федеральные университеты
  • · Бизнес-школы мирового уровня
  • · Школьное питание
  • · Образование военнослужащих-контрактников
  • Направления, реализованные в рамках приоритет ного национального проекта "Образование"

    • · Мо ниторинг реализации направлений
    • · Символика ПНПО

    5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

    Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

    Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы , способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство : принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

    Государственная поддержка инновационных программ вузов , учреждений начального и среднего профессионального образования , а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

    Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование , а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

    Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

    Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".

     


    Читайте:



    Основные проводки по бухучету – примеры Изучаем бухгалтерский учет

    Основные проводки по бухучету – примеры Изучаем бухгалтерский учет

    Бухгалтерский учет представляет собой достаточно сложную процедуру, в связи с чем новичкам в нем разобраться достаточно сложно, особенно если ранее...

    Финансовые вложения предприятия

    Финансовые вложения предприятия

    Когда у юридического лица имеются в наличии свободные финансовые ресурсы, у него есть несколько путей их использования. Можно создать резервный...

    Особенности уплаты налога ип по упрощенке

    Особенности уплаты налога ип по упрощенке

    УСН-доходы 2019 года в части основных правил применения почти не отличается от порядка предшествующих лет. Но одно важное изменение все же есть. В...

    Расчет по страховым взносам (пример заполнения) Как заполнить рсв с больничными

    Расчет по страховым взносам (пример заполнения) Как заполнить рсв с больничными

    Расчет по страховым взносам: сложности заполнения Страхователям впервые предстоит сдать расчет по страховым взносам 02.05.2017. При заполнении...

    feed-image RSS