Главная - Майнинг
Контроль качества аудиторской деятельности статья. Контроль качества аудиторской деятельности

Согласно ФЗ ст. 14 качество аудиторских проверок должен обеспечить организованный внешний контроль. Контроль качества аудита может быть предварительным, текущим и последующим.

Предварительный контроль осуществляется при проведении аттестации и лицензировании аудиторов и аудиторских организаций, путем сдачи квалификационных экзаменов и получения лицензии для осуществления аудиторской деятельности.

1. Текущий контроль отдельных аудиторских проверок;

2. Общий контроль качества аудита.

Осуществление текущего контроля качества аудита соблюдение законодательства, федеральных и других стандартов аудита, профессиональной этики аудиторов, соблюдение основных принципов проведения аудита, проверку соответствия выполненной работы стандартам, проверку полноты и достаточности документов, аудиторских доказательств для достижения цели аудита.

Последующий контроль за качеством проведения аудиторских проверок и выполнение сопутствующих аудиту услуг осуществляется уполномоченным федеральным органом в виде проверок, которые могут проводиться им самостоятельно или аккредитованным профессиональным аудиторским объединением.

Лицензирующий орган вправе осуществлять проверки работы аудиторов и аудиторских организаций, основанием для которых может быть план проверок, поступившее заявление от гос. или других органов, клиентов о нарушениях со стороны аудиторов. В ходе таких проверок лицензирующий орган вправе запрашивать у лицензиатов необходимые материалы, документы по возникающим вопросам, различные объяснения, составлять по результатам проверок акты (протоколы), принимать решение, обязывающее лицензиата устранять выявленные нарушения в установленные сроки, выносить лицензиату предупреждение.

В свою очередь, аудиторы, аудиторские организации обязаны обеспечить необходимые условия для проведения проверки. Уклонение от проведения внешней проверки качества аудита может быть основанием для рассмотрения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Внешние проверки качества аудита не должны проводиться чаще 1 раза в год по одним и тем же вопросам, за исключением случаев поступления сигналов о нарушениях.

Внутрифирменный контроль качества аудита

Аудиторы и аудиторские организации обязаны согласно требованиям ФЗ обеспечить и соблюдать правила внутреннего контроля качества аудита.

Требования, предъявляемые к организации внутрифирменного контроля качества аудита определены Российским правилом (стандартом) аудита №7 «Внутренний контроль качества аудита».

Аудиторская организация должна самостоятельно определить методы и процедуры осуществления контроля качества, которые должны обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих ему услуг в соответствии с ФЗ, федеральными стандартами, стандартами профессиональных аудиторских объединений.

Принципы организации внутреннего контроля, характер, цели, контрольных процедур зависят от следующих факторов:

Размер аудиторских организации;

Уровень самостоятельности аудиторов в фирме;

Организационная структура аудиторской организации и территориальное расположение;

Распределение обязанностей между сотрудниками и др.

Предварительный контроль качества аудита осуществляется руководителем аудиторской фирмы на стадии назначения руководителя аудиторской проверки и утверждения плана, программы аудита, а также состава группы аудиторов.

1. Общий контроль качества.

2. Контроль отдельных аудиторских проверок.

Обеспечение общего контроля качества аудита основано на личных качествах аудиторов, рациональном и обоснованном распределении обязанностей между членами аудиторской группы, постоянном контроле за соблюдением аудиторами требований стандартов, контроле за эффективностью процедур контроля качества.

Контроль отдельных аудиторских проверок основан на соблюдении принципов независимости, профессионализма, компетентности аудиторов, на проверке выполнения работ в соответствии со стандартами, на контроле за степенью достижения поставленной цели.

Текущий внутренний контроль качества аудита может осуществляться путем контроля аудиторской фирмы за работой аудиторов, контроля старших аудиторов за работой ассистентов и т.д. в зависимости от структуры аудиторской организации.

Если проверка осуществляется группой аудиторов, то руководитель группы обязан постоянно контролировать работу ассистентов или передовых аудиторов. Любое поручение и распределение обязанностей должно зависеть от квалификации, профессионализма аудитора. Старший аудитор должен быть уверен в том, что работа ассистента будет квалификационно, тщательно в соответствии с требованиями. Старший аудитор должен получить разумную уверенность в том, что ассистент правильно понял задание, сроки его выполнения, а также методы работы и правила оформления рабочей документации.

Для осуществления текущего и последующего контроля важное значение имеют рабочие документы аудитора, которые дают представление о ходе проверки, результатах проделанной работы, выявленных проблемах и способах решения.

Стандартизация рабочих документов повышает эффективность контроля.

При осуществлении контроля важное значение приобретает программа аудита, которая содержит цель проверки, график выполнения работ, распределение обязанностей между аудиторами с определением затрат времени.

Последующий внутренний контроль качества аудита осуществляется путем проверки результатов работы всей группы аудиторов и отдельных исполнителей.

При проверке результатов обращают внимание на следующие вопросы:

1. Соответствие работы программе аудита;

2. Правильность документирования проделанной работы и ее результатов;

3. Полнота отражения в рабочих документах всех выявленных недостатков;

4. Степень достижения целей проведения аудиторских процедур;

5. Зависимость выводов аудитора от полученных результатов работы;

6. Влияние выводов аудиторов по отдельным вопросам проверки на мнение, данное в аудиторском заключении.

До окончательного представления отчеты и выводы должны быть проверены руководителем аудиторской проверки, который несет ответственность за результаты проверки.

Для обеспечения контроля качества проверок в аудиторской организации могут проводиться перепроверки для установления достоверности полученных результатов. Такие проверки проводятся за счет аудиторской организации группой аудиторов, которые не принимали участия в данной проверки.

Принципы контроля и его процедуры должны быть обобщены во внутреннем стандарте аудиторской организации и доведены до сведения каждого аудитора.

Как отмечалось в п.13.1, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны проходить внешний контроль качества (ВККР), который может быть как плановым, так и внеплановым. Внешний контроль качества осуществляют как саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, так и уполномоченный федеральный орган (Федеральное казначейство (до 2 февраля 2016 г. - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)) 1 . Ниже представлена схема (рис. 13.15), отражающая периодичность плановых проверок в рамках осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций, и индивидуальных аудиторов.

Одним из основных документов, регулирующих внешний контроль качества аудиторской деятельности, является Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденное Приказом Минфина России от 18.12.2015 № 203н , которое применяется при осуществлении са- морегулируемыми организациями аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

Рис. 13.15. Организация планового внешнего контроля качества в аудиторской деятельности согласно ст. 10 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности»

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в СРО или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору (Федеральное казначейство) жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования ФЗ № 307, стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также Кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.

Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля отмечает, что при организации ВККР субъект ВККР должен обеспечить:

  • а) систематическое проведение внешних проверок объектов ВККР;
  • б) необходимые полномочия контролеров;
  • в) независимость ВККР от проверяемого объекта ВККР, в частности, в следующих вопросах организации и осуществления ВККР: установления правил организации и осуществления ВККР, финансирования ВККР, назначения контролеров и принятия решения по результатам внешней проверки;
  • г) независимость контролеров, предотвращение возникновения конфликта интересов между контролерами и проверяемым объектом ВККР, соблюдение конфиденциальности информации клиентов объекта ВККР;
  • д) обучение контролеров методике проведения внешних проверок, контроль знаний и навыков контролеров;
  • е) информирование объекта ВККР о результатах внешних проверок;
  • ж) контроль за своевременностью и полнотой исполнения объектом ВККР действий по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;
  • з) применение мер дисциплинарного и иного воздействия в отношении тех объектов ВККР, которые отказываются проходить ВККР, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, не предпринимают необходимые действия по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешних проверок, а также тех объектов ВККР, в чьей работе выявляются серьезные нарушения и недостатки.

При осуществлении ВККР контролер руководствуется требованиями независимости, профессиональной компетентности, должной тщательности (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Характеристика требований, которыми руководствуется внешний контролер при осуществлении ВККР

Принцип

Характеристика

Независимость

При проведении контрольного мероприятия контролер независим от объекта ВККР, в том числе:

не состоит в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с собственниками и (или) должностными лицами объекта ВККР

не являлся в проверяемый период и не является в период проведения контрольного мероприятия собственником, должностным лицом и (или) иным работником объекта ВККР

не был связан в проверяемый период и не связан в период проведения контрольного мероприятия финансовыми отношениями с объектом ВККР

Профессиональная

компетентность

При осуществлении ВККР внешний контролер обладает необходимыми профессиональными знаниями в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и навыками проведения внешних проверок

Внешний контролер постоянно поддерживает указанные знания и навыки на должном уровне

Должная тщательность

Своевременное и точное исполнение обязанностей исполнение внешним контролером обязанностей, предусмотренных Положением, программой внешней проверки, а также соответствующими актами, регулирующими соответственно деятельность контролера при организации и осуществлении ВККР

ВККР подлежит планированию. Планирование ВККР осуществляется путем составления и утверждения субъектом ВККР плана ВККР на следующий календарный год.

План ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Определение плана ВККР представлено на рис. 13.16.

Рис. 13.16.

В плане ВККР по каждой внешней проверке устанавливаются, в частности, объект ВККР, проверяемый период, срок проведения внешней проверки. План ВККР составляется на основе циклического подхода и (или) риск-ориентированного подхода. Циклический подход предполагает установление на основе требований ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» максимального периода, по истечении которого внешняя проверка объекта ВККР проводится в обязательном порядке (ст. 10 ФЗ № 307).

Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов ВККР на основе анализа рисков их аудиторской деятельности:

  • а) количество клиентов объекта ВККР, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • б) количество иных клиентов объекта ВККР, которые считаются общественно значимыми;
  • в) результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

При планировании ВККР учитывается также степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми), реальность сроков проведения внешних проверок, равномерность нагрузки на контролеров, наличие резерва времени для выполнения внеплановых внешних проверок и другие факторы.

Программа внешней проверки должна быть построена таким образом, чтобы контролеры получили достаточную уверенность В ТОМ, ЧТО:

  • 1) объект ВККР имеет надлежащую организацию внутреннего контроля качества работы;
  • 2) объект ВККР выполняет все требования внутреннего контроля качества работы;
  • 3) объект ВККР и его аудиторы соблюдали ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности, Кодекс профессиональной этики аудиторов, Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

В ходе внешней проверки качества осуществляются следующие мероприятия, представленные на рис. 13.17.


Рис. 13.17.

При проведении внешней проверки качества должны быть получены доказательства, подтверждающие результаты этой проверки (описание системы внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, рабочие документы аудитора, отчетность объекта ВККР, результаты процедур контроля).

Проведение внешней проверки качества подлежит документированию (рис. 13.18).

Рис. 13.18. Содержание документирования ВККР

Результаты внешней проверки подлежат оформлению в письменном виде отчетом, который должен содержать наименование, сведения о субъекте ВККР, сведения об объекте ВККР, основание проведения внешней проверки, описание предмета и объема внешней проверки, подпись руководителя группы контролеров либо контролеров, дату подписания отчета. При составлении отчета должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость и лаконичность (без

13.4. Обзор результатов внешнего контроля качества 465

за 2006-2014 гг.

ущерба для содержания) изложения. Отчет направляется объекту ВККР и органу, назначившему внешнюю проверку.

Осуществление ВККР подлежит систематическому мониторингу.

Предметом мониторинга осуществления ВККР является соблюдение ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», Положения о принципах осуществления ВККР соответствующих актов, регулирующих организацию и осуществление ВККР, а также исполнение плана ВККР.

Результаты ВККР обобщаются субъектом ВККР в годовом отчете о состоянии ВККР. Годовой отчет о состоянии ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»
  • До 18.12.2015 - ФСАД № 4 2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работыаудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».

Выходные данные сборника:

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Языкова Светлана Владимировна

канд. экон. наук, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

E - mail : sv . yaz @ bk . ru

Руднева Наталья Сергеевна

студент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

THE PROBLEMS OF A QUALITY CONTROL OF AN AUDIT ACTIVITIES IN RUSSIAN FEDERATION

Yazykova Svetlana

candidate of economic sciences, Moscow University of Industry and Finance

“Synergy ”, Russia Moscow

Rudneva Natalya

student, Moscow University of Industry and Finance “Synergy”, Russia Moscow

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению подходов к оценке качества аудиторских услуг, а также анализу проблем реализации принципов внешнего контроля качества аудита.

ABSTRACT

This article is devoted to the consideration of an approaches of the evaluation of the quality of an audit services, as well as the analysis of the problems of an implementation of the principles audit quality control

Ключевые слова : аудит; контроль качества аудита.

Keywords : audit; audit quality control.

Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемую аудиторской организацией или индивидуальным аудитором с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, проверяемого экономического субъекта.

Аудит сам по себе играет очень важную роль в функционировании любого предприятия, так как дает представление об этом предприятии как внешним, так и внутренним пользователям. Достоверные данные аудиторской проверки повышают доверие пользователей к деятельности предприятия, что способствует ее развитию. Поэтому и контроль над качеством оказания аудиторских услуг приобретает такое же значение, как и сам аудит. Однако в сегодняшних условиях функционирования рынка аудиторских услуг выделяется ряд существенных проблем, ограничивающих возможности контроля качества предоставляемых аудиторских услуг. Эти проблемы актуальны не только в РФ, но и во всех экономически развитых странах. В связи с этим целью данной статьи стоит выявление проблем реализации принципов контроля качества аудиторских услуг и определение путей их решения.

Для более точного понимания необходимо разобраться, что же собой представляет контроль качества.

Контроль качества аудита (Audit Quality Control) - совокупность процедур, выполняемых для обеспечения уверенности в том, что аудит проводится в соответствии со стандартами аудиторской деятельности .

В настоящее время выделяется 2 вида контроля качества аудита: внутренний и внешний .

Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по их реализации декларируются внутрифирменными стандартами аудиторских организаций.

Внутренний контроль качества работы аудиторской организации подразделяется на предварительный, текущий, последующий.

Предварительный внутренний контроль качества аудита осуществляется руководителем организации на стадии планирования. Текущий внутренний контроль качества аудита осуществляется в форме контроля руководителя аудиторской группы за работой ее членов. На стадии последующего внутреннего контроля качества аудита руководитель аудиторской группы проверяет работу, выполняемую ассистентами и аудиторами.

Следует отметить, что проблемой является зависимость аудиторской группы от руководства организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган Мин Фин (Росфиннадзор).

Возложение проведения внешнего контроля качества аудита одновременно на две структуры зачастую приводит к ряду неурядиц.

В первую очередь это связано с тем, что и СРО и Росфиннадзор выполняют по сути одинаковые функции, заключающиеся в контроле за соблюдением аудиторскими организациями Закона № 307-Ф3, федеральных правил (стандартов), Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Недостатком также является несовпадение сроков проведения проверок со стороны данных структур. Причем разница существенна и иногда составляет несколько недель.

Помимо этого наблюдается несоблюдение некоторых принципов проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, изложенных в ФСАД 4 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» от 24.02.10, а именно:

Принцип независимости следует расширить, ибо предложенные в настоящее время критерии в полной мере не отражают все аспекты, препятствующие его осуществлению. Так, установлено, что контролер должен быть независим от объекта ВККР со всеми вытекающими последствиями, однако не учтена возможная ситуация, когда контроллер может состоять в вышеперечисленных отношениях с сотрудниками объекта ВККР, что также препятствует осуществлению принципа независимости.

Принцип обеспеченности финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами в настоящее время не реализован по отношению к первой составляющей. Проведение внешнего контроля качества является отдельно оплачиваемой аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) услугой СРО, что не отождествляется с обеспеченностью контролеров финансовыми ресурсами. Каждая СРО устанавливает свои расценки за прохождение внешнего контроля качества. Как правило, это фиксированная сумма, плюс процент от выручки.

Таким образом, контроль качества аудита является отдельно оплачиваемой аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) услугой СРО, что не отождествляется с обеспеченностью контролеров финансовыми ресурсами.

Принципы публичности результатов ВККР и обеспечения устранения проверенным объектом ВККР нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки в настоящий момент, также недостаточно реализованы. Результаты контроля качества аудита представлены на сайтах СРО аудиторов в ограниченном объеме информации: указан лишь период, в котором проводилась проверка, наименование аудиторской фирмы (аудитора), состав аудиторов и оценка качества аудита в баллах. Информация о мерах дисциплинарного воздействия и аудиторских организациях (индивидуальных аудиторах), к которым применены данные меры остается тайной и не раскрывается.

Это является существенной проблемой, ибо применяемые меры дисциплинарного воздействия могут оказываться как за серьезные нарушения, так и за несущественные. Таким образом, можно говорить о недостаточной реализации принципа публичности результатов проверки.

Не менее значительными проблемами являются:

1. Демократичность санкций, применяемых к нарушителям по результатам внешних проверок качества со стороны СРО аудиторов в то время, Росфиннадзор в ходе проверок предъявляет большие требования и нередко прибегает даже к исключению организации из СРО аудиторов по итогам выявленных нарушений. Данное обстоятельство приводит к тому, что по статистике 8 из 123 компаний, внесенных в план проверки со стороны Росфиннадзора, выходят из СРО до еще начала проверки.

2. Недостаточное количество в саморегулируемых организациях аудиторов соответствующих подразделений и профильных специалистов, которые занимаются непосредственно внешним контролем качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

3. Отсутствие неформального подхода к проведению внешних проверок качества.

4. Отсутствие унифицированных подходов по осуществлению внешнего контроля качества в саморегулируемых организациях аудиторов. Так, например, Московская аудиторская палата применяет всего два вида оценок по принципу соответствия и несоответствия деятельности проверяемой организации законодательству. Одновременно с этим Российская коллегия аудиторов применяет 10-ти бальную шкалу оценки качества аудита. Кроме того, зачастую применяются разные меры дисциплинарного воздействия со стороны различных СРО аудиторов за выявленные нарушения, что является, по крайней мере, несправедливым.

5. Недостаточная проработанность реагирования на поступающие жалобы в отношении деятельности аудиторов и аудиторских организаций, осложняет процесс проведения внеплановых проверок качества аудита .

При рассмотрении вышеуказанных проблем становится очевидной необходимость продолжения совершенствования терминологического, теоретического и методического аппарат аудита для обеспечения и контроля качества аудиторской работы. Также чрезвычайно актуальной является оптимизация сроков проводимых проверок как со стороны СРО аудиторов, так и со стороны Росфиннадзора.

Кроме того, в рамках принципов ВККР необходимо учитывать следующие варианты решения проблем:

Для принципа обеспеченности финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами - оплата проведения контроля качества аудита за счет средств, поступающих в СРО в качестве членских взносов, в связи с тем, что размер членских взносов также учитывает размер выручки аудиторской организации и индивидуального аудитора.

Для принципов публичности результатов ВККР и обеспечения устранения проверенным объектом ВККР нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки - следует обеспечить доступность большего объема информации об организациях, не прошедших ВККР и принятых к ним мер дисциплинарного воздействия.

Расширение трехуровневой системы контроля качества аудита до пятиуровневой также можно считать одним из направлений, способствующих повышению эффективности проводимого контроля

Оптимально выделить следующие уровни:

1. государственный и контролирующие органы;

2. саморегулируемые организации аудиторов;

3. заказчик (контроль осуществляется в ходе приемки отчетов аудитора);

4. контроль, осуществляемый в соответствии с соглашением о сотрудничестве;

5. внутрифирменный контроль качества аудита .

При рассмотрении контроля качества аудита, можно отметить, что существующие системы внутреннего и внешнего контроля не лишены недостатков. Присутствуют недочеты в законодательной базе, регулирующей данный аспект, существует ряд проблем, связанных с внешним и внутренним контролем. Однако при всех выявленных минусах, необходимость проведения контроля качества аудита, остается очевидной. Любой пользователь бухгалтерской отчетности как внутри организации, так и за ее пределами, должен быть уверен в ее достоверности, что во многом подтверждается аудиторским заключением. Контроль качества аудита в свою очередь позволяет достичь требований достоверности результатов проверки и соответствия выполненных процедур действующему законодательству, являющимися, по сути, главными критериями качества аудита.

Список литературы :

    Аудиторская терминология [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://users.i.com.ua/~russo/book/terms.htm

  1. Контроль качества аудита [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.grandars.ru/student/buhgalterskiy-uchet/kontrol-kachestva-audita.html
  2. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/monitoring/
  3. Мигунова М.А. «Системный контроль качества как способ повышения эффективности аудиторских услуг» // Аудит и финансовый анализ № 6, 2009.

Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает контроль качества аудита на трех уровнях. Два из них относятся к внешним, последний - к внутренним. Контроль качества услуг аудиторских организаций регламентируется Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (выпущен 01.12.2017 г.).

Аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы обязательно должны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества своей деятельности. Принципы этого вида контроля и требования к его организации прописываются в федеральных стандартах аудиторской деятельности.

Как проверяется качество работы аудиторских организаций

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на обязательной основе должны:

  • проходить внешний контроль качества своей работы и предоставлять документацию и данные, необходимые для проверки;
  • принимать участие в осуществлении внешнего контроля качества в составе саморегулируемой аудиторской организации (в которую они входят) других членов этой самой организации.

Внешний контроль качества аудиторской деятельности подробно рассматривает соблюдение аудиторами (частными или организации) требований, прописанных в Законе об аудиторской деятельности, а также правил независимости аудиторов (организации или частных исполнителей) и Кодекса профессиональной этики для этой категории.

Внешний контроль качества аудиторской деятельности выполняется саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении своих членов.

Внешние проверки контроля качества могут проводиться:

  1. Уполномоченным федеральным органом по госрегулированию аудиторской деятельности, который:
    • организует и планирует аудит;
    • надзирает за деятельностью аудиторских фирм и контролирует их;
    • проверяет их системы учета и отчетности.
  2. Профессиональными аудиторскими объединениями, прошедшими аккредитацию. Право на проведение проверок должно быть предоставлено уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. Объединения обладают следующими правами:
    • общими;
    • представления своих интересов;
    • аттестации работников аудиторских фирм;
    • осуществления контроля качества.

Профессиональные аудиторские объединения, прошедшие аккредитацию могут осуществлять проверки только членов своего объединения.

Проверка качества работы аудиторов (фирм и индивидуальных лиц) может осуществляться внешними проверяющими. Система такой проверки определяется уполномоченным федеральным органом.

В Законе об аудиторской деятельности указано, что контроль качества работы аудиторов требует установки и соблюдения правил внутреннего контроля качества осуществляемых аудиторских проверок, которые проводят аудиторы. Необходимые для этих правил требования прописаны в федеральных правилах/стандартах аудиторской деятельности.

Замечание 1

При уклонении от проведения внешней проверки качества или сокрытии от проверяющих необходимой для этого документации является основанием для аннулирования аудиторской организации либо закрытия деятельности индивидуального аудитора. Виновники могут привлекаться к ответственности, вплоть до аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Контроль качества аудита внешних и внутреннего уровней поддерживается контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Предварительный внешний контроль качества обеспечивается сдачей претендентами квалификационных экзаменов, которые дают право на ведение аудиторской деятельности.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита обеспечивается постоянным надзором за деятельностью аудиторов (частных и фирм).

Замечание 2

Аудиторы любого статуса (организации и частные) обязаны предоставлять в Министерство финансов РФ отчеты о своей деятельности. Прием документов завершается 15 апреля года, который следует за отчетным.

Принципы, которыми руководствуются в процессе проведения внешнего контроля качества аудиторских работ и требования к организации этого контроля утверждаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Основы работы саморегулируемой организации аудиторов

Саморегулируемая организация аудиторов самостоятельно определяет правила организации и проведения внешнего контроля качества работы своих членов. Они должны соответствовать принципам проведения внешнего контроля качества и требованиям к организации подобных проверок. Установленные правила определяют формы, в которых будет проводиться контроль, его сроки и периодичность, включая проверки, которые проводят члены этой организации в отношении других ее членов.

Уполномоченным федеральным органом устанавливается следующее:

  • порядок назначения и проведения проверки аудиторской организации, которую будет выполнять уполномоченный федеральный орган, ответственный за контроль и надзор;
  • перечень типовых вопросов для программы проверки;
  • порядок оформления результатов проверки.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторов (организаций или индивидуальных), кроме организаций, занимающихся обязательным аудитом финансовой отчетности предприятий, перечень которых указан в части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, проводится:

  • саморегулируемой организацией аудиторов, в которую входит проверяемая аудиторская организация - проверка осуществляется не менее 1 раза в 3 года, но и не более 1 раза в год, отсчет сроков ведется от начала календарного года, который идет после года внесения сведений об этой организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • уполномоченным контрольно-надзорным федеральным органом - не более 1 раза в 2 года, отсчет ведется от начала календарного года, который следует за годом, в котором в реестр аудиторов были внесены данные об аудиторской организации.

Внутрифирменный контроль качества аудита поддерживается за счет:

  • порядка распределения обязанностей работников аудиторской организации в процессе проведения аудита;
  • установки требований, которые относятся к системе контроля качества аудита внутри компании;
  • установки порядка контроля качества работы на протяжении всего аудита.

Внутренний контроль качества можно разделить на три типа: предварительный, текущий, последующий.

Определение 1

Предварительный внутренний контроль состоит из подготовки общего плана и расчета временных затрат на осуществление аудита. В качестве основного средства для передачи направляющих указаний выступает программа аудита.

Определение 2

Текущий внутренний контроль ведется за работой исполнителей и состоит из руководящих указаний и проверки выполненного.

Сотрудники, которые выполняют текущую проверку, в процессе аудита занимаются:

  • проверкой наличия у исполнителей надлежащих знаний, умений и навыков, которые им необходимы для выполнения порученных работ;
  • выяснением понимания исполнителями своих заданий;
  • проверкой соответствия выполняемой работы общему плану и программе аудита;
  • выявлением крупных проблем, которые связаны с бухучетом и аудитом, возникающих в ходе проводимого аудита, а также оцениванием этих проблем и принятием решений о корректировке плана и программы аудита;
  • принятием решений на основе профессионального мнения аудиторов, которые вписываются в границы их полномочий.

В процессе проведения аудита сотрудники, которые проверяют результаты работы в обязательном порядке должны с регулярностью:

  • следить за тем, как выполняется общий план и программа аудита;
  • оценивать внутрихозяйственные риски и риски контрольных средств, включая оценивание по итогам тестирования контрольных средств;
  • контролировать, чтобы документирование аудиторских доказательств, которые были обнаружены в процессе аудита, шло надлежащим образом, а также организовывать проверку того, правильно ли были сделаны выводы в ходе аудита;
  • выяснять и давать оценку степени влияния ошибок и искажений, которые были отмечены в процессе аудита.
Определение 3

Последующий внутренний контроль заключается в проверке результатов, полученных в ходе работы каждого исполнителя.

Внутренний контроль на предприятии имеет следующие цели:

  • эффективное исполнение текущих хоздел предприятия и их упорядочивание;
  • исполнение требований, которые диктует финансово-хозяйственная политика организации;
  • обеспечение сохранности активов предприятия, а также того, чтобы бухгалтерская информация была точной и полной на приемлемом уровне.

Чтобы определить эффективность системы внутреннего контроля нужно учитывать такие факторы, как:

  • состав работников, которые принимают участие в формировании информации, а также наличие у них ответственности за выполняемые задачи;
  • существование взаимоотношений с упорядоченной структурой между сотрудниками, занятыми в сфере ведения дел и формирования информации;
  • имение технических средств и технологий контроля;
  • контролируемые параметры.

К ключевым элементам области контроля относят:

  • эффективность организационной структуры;
  • роль руководящего звена и внутреннего аудита;
  • обоснованность бюджетного плана;
  • надежность расчетов, предоставленных руководством;
  • наличие адекватной политики бизнеса и контрольных процедур для него;
  • уместность информации, предоставляемой руководством и ее надежность;
  • риск игнорирования руководством системы внутреннего контроля;
  • эффективность контроля, производимого руководящим звеном над компьютерными операциями, а также экономическими и бухгалтерскими. которые имеют отличия от данных, размещенных в компьютере.

Основные принципы саморегулирования

Определение 4

Саморегулирование - это эффективная система, внедряемая в России, призванная регулировать профессиональную и эффективную деятельность. Под этим понятием понимают самостоятельную и инициативную деятельность, осуществляемую субъектами, ведущими предпринимательскую или профессиональную деятельность. Содержание саморегулирования подразумевает разработку и внедрение стандартов/правил для указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований, прописанных в указанных стандартах/правилах.

Определение 5

Предмет саморегулирования - это предпринимательская или профессиональная деятельность, которую осуществляют субъекты, объединенные в саморегулируемые организации.

Правовые основы саморегулирования прописаны в Законе о саморегулируемых организациях. Согласно ему, саморегулирование - это регулирование субъектами своей деятельности посредством разработки стандартов/правил, которые разграничивают ведение этой деятельности, а также контроля за их выполнением.

Посредством саморегулируемых организаций можно реализовать задачи, функции и цели саморегулирования. К этим организациям относятся правовые объединения субъектов, ведущих предпринимательскую или профессиональную деятельность в рамках некоммерческих организаций.

К саморегулируемым организациям относят организации некоммерческого типа, которые были созданы в целях, соответствующих федеральным законам. Они основаны на принципах членства, которое объединяет предпринимательские субъекты на основе единства отрасли производства товаров или рынка произведенных товаров. Также к ним относятся субъекты, объединенные профессиональной деятельностью определенного типа.

Такие организации:

  • разрабатывают требования к своим участникам;
  • дисциплинарно воздействуют на отношения между ними;
  • формируют третейские суды, если требуется разрешить спор между участниками или между ними и потребителями;
  • являются представителями интересов участников перед органами власти (государственной и местного самоуправления);
  • занимаются организацией профобучения и аттестации работников.

К основным преимуществам саморегулируемых организаций относят следующее:

  • они помогают развитию конкуренции;
  • способствуют повышению качества работы предпринимателей и ее прозрачности;
  • помогают усилить ответственность производителей перед потребителями;
  • обеспечивают очень высокую защиту потребительских интересов;
  • создают благоприятные условия для выдвижения предпринимателями инициатив.

В Законе о саморегулируемых организациях предусмотрена обязательная и добровольная форма саморегулирования. Обязательная должна использоваться в тех типах предпринимательства, которые имеют государственное регулирование - саморегулирование должно его заменить. Таким образом, за счет этого государство снимает с себя функции контроля и регулирования, оставляя лишь надзорную. Остальные она передает саморегулируемым организациям.

Обязательное саморегулирование имеет следующие преимущества:

  • с его помощью устраняется избыток государственного регулирования;
  • снимаются барьеры административного характера, которые могут препятствовать ведению бизнеса;
  • решаются проблемы низкого уровня эффективности госрегулирования
  • снижается уровень коррупции;
  • сокращается госаппарат;
  • совершенствуется контрольно-надзорная система.

Добровольное саморегулирование представляет собой сплочение субъектов рынка по собственному желанию (добровольно). Чаще всего основными целями таких объединений являются: повышение качества работы членов объединения, а также доверия заказчиков и потребителей, возможность создать общий для всех участников «бренд качества», который служит цели успеха продвижения на рынке. Это саморегулирование пользуется популярностью в таких сферах, как риэлторские, страховые, адвокатские услуги, профессиональный рынок ценных бумаг, ЖКХ.

К основным функциям, которые выполняет саморегулируемая организация относят:

  • разработку и установку условий оформления членства субъектов (выполняющих предпринимательскую или профессиональную деятельность) в организации такого типа;
  • применение мер дисциплинарного воздействия в отношении участников, которое предусмотрено Законом о саморегулируемых организациях, а также внутренней документацией самой организации;
  • образование третейских судов, служащих для разрешения споров, которые могут возникнуть между членами организации с саморегулированием, либо между кем-то из них и потребителем, а также другими лицами, подпадающими под законы о третейских судах;
  • осуществление анализа деятельности каждого участника на базе представленных ими в организацию данных (отчеты, оформленные согласно уставу некоммерческой организации или прочие документы, которые были утверждены общим членским собранием организации);
  • представление интересов участников перед федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • организация профобучения, аттестации работников организаций-участников или сертификации произведенных ими товаров (если что-то иное не предусматривается федеральными законами);
  • обеспечение открытости информации о деятельности участников, публикация этих данных (согласно Закону о саморегулируемых организациях и внутренней документации);
  • контроль деятельности участников в области соблюдения требований стандартов/правил организации, а также условий членства;
  • рассмотрение жалоб на действия участников, а также дел о нарушении ими требований правил/стандартов или условий членства в такой организации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

"Аудитор", 2012, N 4

В статье описана система подготовки и проведения внешних выездных проверок качества работы аудиторских организаций. Рассмотрены различные элементы организационной структуры внешнего контроля качества аудита.

Общие подходы к организации внешнего контроля качества

К основным нормативно-правовым актам, определяющим общие подходы к организации системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, относятся, в первую очередь, Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Существуют также различные методические рекомендации и письма Минфина России, в которых более подробно и обстоятельно описываются отдельные вопросы внешнего контроля качества. В то же время сегодня не существует четкой, поэтапной программы действий по организации контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Поэтому основной целью данной статьи является разработка основных подходов к организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Напомним, что сегодня проверка качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов может осуществляться:

  • со стороны государственных органов;
  • со стороны саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов в отношении своих членов.

Первый вид контроля существует в России достаточно давно и не требует каких-либо принципиально новых решений. Второй вид контроля появился в стране совсем недавно и пока не имеет единых подходов. И хотя объединение аудиторов в союзы и ассоциации происходит уже не первый год, нормы законодательства и единые стандарты системы институтов саморегулирования применительно к аудиторской деятельности начали действовать лишь с 2010 г.

Проблемы организации современной системы контроля качества

На наш взгляд, основными проблемами существующей системы организации контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов являются следующие:

  • недостаточно четкое разделение функций по контролю качества между государственными структурами и СРО аудиторов;
  • просчеты, связанные с передачей контрольных и административных полномочий от государственных органов СРО аудиторов;
  • проблемы, обусловленные исключением СРО аудиторов из госреестра;
  • отсутствие информационной прозрачности;
  • одномоментный характер контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • отсутствие четкого перечня прав и обязанностей контролеров и аудируемых субъектов.

Одной из проблем контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов является тот факт, что нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган, а практическую реализацию разработанных норм - СРО аудиторов. На наш взгляд, и нормотворческую, и исполнительную функцию в области контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов следует предоставить СРО. При этом важно понимать, что правила "игры" должны быть едиными для всех.

Другой проблемой, на наш взгляд, являются просчеты, допущенные при передаче функций контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов СРО аудиторов. Результаты этого однозначно оценить пока достаточно сложно ввиду небольшого времени существования новой конструкции контроля качества, однако о многом говорит выпущенный Минфином России в прошлом году обобщающий документ по результатам проверок СРО аудиторов в 2011 г. . В этом документе чиновники озвучили целый ряд проблем, связанных с осуществлением аудиторской деятельности, которые, если ситуация не изменится, могут привести к разрушению системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и превращению ее в никому не нужную процедуру. Если аудиторское сообщество в целом не будет заинтересовано в эффективном внешнем контроле, то создание видимости проведения проверок будет делом техники.

Еще одной проблемой, влияющей на построение системы контроля качества аудита в России, является потеря права аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами заниматься своей деятельностью при исключении СРО аудиторов из государственного реестра. Они будут вынуждены вступать в другую СРО, проходить контроль качества и др. Представляется, что добросовестные аудиторы не должны нести дополнительных затрат по причине нарушений, выявленных в организации, вступление в которую им было навязано законом. Гораздо логичнее, если в отношении таких аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) уполномоченный федеральный орган возьмет функции внешнего контроля на себя на тот или иной период, до тех пор пока они не вступят в другую СРО аудиторов.

Следующая проблема - степень осведомленности самих аудиторов о деятельности в сфере контроля качества. Ее можно назвать отсутствием информационной прозрачности. Чем мотивированнее решения уполномоченного федерального органа, принимаемые в целях контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, чем понятнее процедуры проверок, тем большие доверие и открытость со стороны аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов можно получить в итоге. Это в первую очередь повлияет на эффективность контроля качества, т.к. будет определенная уверенность во взаимопонимании контролеров и объектов их проверок.

Проблемой современной системы организации контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов является также одномоментность контроля качества аудита. По мнению автора, контроль качества аудита должен проводиться непрерывно, а частота проверок должна быть обратно пропорциональна качеству работы аудиторов. Периодичность проверок устанавливается СРО аудиторов, но на законодательном уровне должно быть отражено, что такие проверки могут проводиться не реже одного раза за определенный период времени. В настоящее время в законодательстве присутствует именно такая конструкция . Периодичность проверок предполагает не только плановые проверки, но и нерегулярные проверки. Существуют две возможности проведения нерегулярных проверок:

  • проведение внеплановых выездных проверок аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), попавших в одномоментную выборку;
  • контроль качества по поступающим жалобам, определениям судов, информационным письмам, указывающим на определенные сомнения в качестве работы аудиторов.

И, наконец, последняя проблема - определение перечня прав и обязанностей, с одной стороны, контролеров, с другой стороны - проверяемых аудиторов. В настоящее время на законодательном уровне такой перечень прав и обязанностей не установлен .

Как это ни парадоксально, но организация контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов зависит от целей проверки и тех мер, которые будут приняты при выявлении определенных нарушений. Если целью проверки является обнаружение лжеаудиторских услуг, или т.н. "черного" аудита, то в этом случае не требуется каких-либо сложных методик. Такой аудит выявляется достаточно легко, а меры, к нему применяемые, должны быть жесткими и показательными. Другое дело - контроль качества работы добросовестной аудиторской фирмы или ответственного индивидуального аудитора. В данном случае в процессе организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в методику проведения проверки должны быть включены процедуры, направленные на выявление не только грубых нарушений основополагающих принципов аудита, но и более мелких недостатков. Наиболее вероятно, что результатом такой проверки могут быть вынесенные контролерами предупреждения о недопустимости некачественной работы и рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Основные этапы организации контроля качества

Первый этап - создание в рамках СРО аудиторов отделов контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Постоянное функционирование таких отделов должно стать предметом надзора со стороны государства с правом исключения из реестра СРО аудиторов тех аудиторских организаций, которые не выполняют требования отделов контроля качества СРО.

Второй этап - определение форм (видов) внешнего контроля, которые будут использованы СРО аудиторов в процессе контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Таковыми могут являться:

  • плановые выездные проверки;
  • внеплановые выездные проверки;
  • мониторинг деятельности аудиторских организаций без применения выездных проверок;
  • вызов представителей аудиторских организаций для дачи пояснений по интересующим вопросам.

Каждая из форм контроля имеет свои особенности:

  1. сроки и периодичность плановых проверок аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов определяются руководителем отдела контроля качества СРО аудиторов;
  2. внеплановые проверки осуществляются в отношении тех аудиторов, по которым есть сомнения в качестве их работы, а также по просьбе руководства аудиторской организации;
  3. организация мониторинга без применения выездных проверок требует значительного штата постоянно действующих контролеров, что достаточно проблематично для СРО аудиторов;
  4. как правило, такая форма контроля качества, как вызов представителей аудиторской организаций (индивидуального аудитора), относится к заключительным стадиям процесса проверки, когда сотрудники СРО уже ознакомились с деятельностью проверяемой организации и у них имеются лишь отдельные нерешенные вопросы.

Все формы внешних проверок, кроме мониторинга, должны иметь определенные временные рамки, в которых они осуществляются.

Третий этап организации контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - определение временных рамок и периодичности проверок. При организации проверки качества работы аудиторов СРО аудиторов определяет дату начала проверки. Желательно, чтобы аудиторская организация или индивидуальный аудитор были извещены об этом дне заранее. Чем раньше контролеры качества уведомят проверяемое лицо, тем больше у него будет времени подобрать и упорядочить все необходимые документы, что в итоге облегчит работу контролеров качества и, возможно, снизит трудовые и материальные затраты на проведение проверки.

Помимо дня начала контрольных мероприятий, немалое значение имеет и примерная дата окончания проверки. Другими словами, должны быть установлены сроки проведения каждой проверки. При этом контролеры качества могут исходить из средних показателей времени проведения проверки, которые будут корректироваться в зависимости от показателей деятельности проверяемой аудиторской организации или индивидуального аудитора, напрямую влияющих на трудозатраты контролеров качества. В качестве таких показателей могут использоваться следующие:

  • численность сотрудников аудиторской организации;
  • масштабы аудиторской организации;
  • количество аудиторских групп, осуществляющих проверки в отчетном периоде;
  • количество завершенных аудиторских заданий;
  • выручка аудиторской организации.

Что касается периодичности проверок, то это относится, в первую очередь, к плановым проверкам. Несмотря на то что периодичность проверок установлена на законодательном уровне, обязанность контролеров качества - установить точную периодичность применительно к отдельно взятой СРО аудиторов. При этом необходимо учитывать следующее. Во-первых , периодичность проведения контрольных проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов должна быть установлена для всех членов СРО, а не назначаться для каждого члена индивидуально. Во-вторых , плановые проверки не должны проводиться чаще или реже, чем это установлено законодательством. В-третьих , СРО аудиторов необходимо выбрать оптимальную периодичность проверок, а не устанавливать их максимально возможное количество.

Процесс сбора информации о проверяемой аудиторской организации, индивидуальном аудиторе

Для ускорения процедур сбора информации в ходе осуществления контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов следует разработать типовой "Вопросник" в целях унификации полученных данных. Причем такие данные появляются уже на этапе вступления аудиторской организации или индивидуального аудитора в СРО. Всю полученную информацию целесообразно представить в табличной форме и сгруппировать по разделам.

Первый раздел должен включать общую информацию, связанную с наименованием организации, фактическим и юридическим адресами, присвоенными кодами, данными о филиалах и представительствах, о банковских счетах и др. При сборе подобной информации можно воспользоваться данными, уже имеющимися в СРО, а недостающие сведения запросить у руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора). В ходе проверки следует уточнить, соответствуют ли данные, представленные в СРО аудиторов на этапе вступления, данным, представленным к проверке. При выявлении расхождений контролеры качества должны выяснить причины, которые воспрепятствовали информированию СРО о возникших изменениях.

Второй раздел включает сведения об организационно-правовой форме и руководстве организации. Исполнительным органом может быть либо руководитель организации (директор, генеральный директор), либо руководитель и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). Возможен вариант, когда учредительные документы аудиторской организации предельно ограничивают права руководителя, поэтому все решения принимаются собственниками. В информации о проверяемой аудиторской организации должны найти отражение правоустанавливающие документы организации, паспортные данные руководителя и членов коллегиального исполнительного органа, номера квалификационных аттестатов аудитора, информация о прохождении ими повышения квалификации и др.

Третий раздел может содержать информацию об основных показателях и видах осуществляемой аудиторской организацией деятельности.

В четвертом разделе приводится информация о составе аудиторской организации. Контролеры качества должны получить информацию о количестве аудиторов, работающих в штате организации, и количестве аудиторов, привлеченных в проверяемом периоде по договорам подряда, процентной доле аттестованных аудиторов, аудиторах, имеющих аттестаты нового образца, позволяющие им подписывать заключения о проверках любых организаций, числе задействованных в проверках экспертов, сторонних аудиторов и др. Целесообразно также затребовать документы, подтверждающие факт повышения квалификации аудиторами организации, а также документы, указывающие на заинтересованность руководства проверяемой организации в профессиональном росте своих работников.

Пятый раздел - информация о членстве в СРО аудиторов. В первую очередь необходимо установить две даты - вступления в члены саморегулируемой организации и последней внешней проверки качества деятельности аудиторов.

Заключительный раздел данных о проверяемой аудиторской организации (индивидуальном аудиторе) может содержать информацию, которую напрямую нельзя отнести к общей информации, но которая необходима для общего представления о деятельности аудиторов (например, были ли официальные жалобы на работу сотрудников аудиторской организации).

После заполнения таблицы, содержащей информацию об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), контролеры качества должны использовать листы-опросники, целью которых является сбор информации об известных сотрудникам аудиторской организации нарушениях. В первую очередь, в перечень вопросов включаются следующие:

Известны ли вам случаи, когда аудиторская проверка проводилась в организации, должностные лица которой состоят в близком родстве с сотрудниками аудиторской компании?

Известны ли вам случаи, когда аудиторская проверка проводилась в организации, собственниками или руководящими работниками которой являлись сотрудники аудиторской организации или их родственники?

Знаете ли вы примеры осуществления аудиторских заданий в организациях, которые являются участниками проверяющей аудиторской организации?

Проводились ли аудиторские проверки в компаниях, которые в прошлом являлись клиентами аудиторской организации в области ведения (восстановления) бухгалтерского учета, консультирования?

Известны ли вам примеры аудируемых лиц, которые, помимо этого, являются для аудиторской организации связанной стороной?

Все вопросы, рассматриваемые при сборе общих сведений об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), можно объединить в обзорном отчете, который целесообразно подписать у руководителя проверяемой аудиторской компании (индивидуального аудитора). Данная подпись будет свидетельствовать о том, что собранная контролерами информация является достоверной, актуальной и может быть использована при проведении контрольных мероприятий по качеству оказываемых услуг.

Возможности СРО по устранению недостатков в работе аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов должны приводить к определенным выводам по работе аудиторов. В СРО аудиторов должна быть организована система наказания тех аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые допускали те или иные ошибки в своей работе. Меры воздействия должны отвечать принципам адекватности, реальности наказания и вести к устранению ошибок. Самым мягким способом воздействия на аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) может быть предупреждение со стороны СРО аудиторов о недопустимости нарушений в работе. При обнаружении более серьезных ошибок СРО аудиторов может принять решение о вынесении официального предупреждения с требованием устранения ошибок в определенные сроки. Теоретически возможно и увеличение отчислений в компенсационный фонд.

Если в ходе проверки качества работы аудиторов внешние контролеры выявили в аудиторской организации (у индивидуального аудитора) существенные нарушения основ аудиторской деятельности, то СРО аудиторов вправе приостановить членство в СРО до устранения выявленных нарушений. В случае нежелания аудиторской организации (индивидуального аудитора) устранять ошибки в своей работе, а также в случае наложения многократных официальных предупреждений со стороны внешних контролеров СРО аудиторов может принять решение об исключении такой аудиторской организации (такого индивидуального аудитора) из своих членов.

Если проверку проводили контролеры уполномоченного федерального органа в сфере контроля качества аудиторской деятельности, они вправе обязать СРО аудиторов исключить из своего состава аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) - нарушителя. Одним из выводов по результатам внешних проверок уполномоченным федеральным органом может стать требование об отзыве квалификационных аттестатов аудитора у сотрудников аудиторской организации, допустивших в своей деятельности факты, перечисленные в ст. 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Контролирующие органы в сфере аудиторской деятельности могут принимать и другие решения в отношении выявленных нарушений качества работы аудиторов, которые, по их мнению, приведут к устранению ошибок и не будут противоречить законодательству.

Что касается внешних контролеров качества - работников СРО аудиторов, то должна быть установлена мера их ответственности в отношении действий по проверке и прочему взаимодействию с проверяемыми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами). В первую очередь это связано с проведением выездных проверок качества работы аудиторов и сохранением аудиторской тайны. Вся информация, получаемая при контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, не должна попадать в третьи руки. Исключением является уполномоченный федеральный орган в сфере контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, который имеет право затребовать информацию для проведения статистического мониторинга и повторных проверок. Соблюдение условий конфиденциальности внешними контролерами качества аудита целиком и полностью является обязанностью руководителя контрольной группы на уровне конкретной проверки и руководства СРО аудиторов на уровне контроля всех ее членов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
  3. Приказ Минфина России от 01.07.2004 N 180 "Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу".
  4. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
  5. Князева Н.В. Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2010. N 9.
  6. Обобщение результатов проверок саморегулируемых организаций аудиторов, проведенных Минфином России в 2011 г. // Доступ: http://www1.minfin.ru/.

Ю.А.Трусов

Кафедра экономического анализа и аудита

АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации

"Российский университет кооперации"

 


Читайте:



Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

История работы на территории РФ

История работы на территории РФ

Высокий уровень безопасности и стабильности Дойче банка (ДБ), осуществляющего деятельность на территории многих государств Европы и мира,...

feed-image RSS