Разделы сайта
Выбор редакции:
- Обязательна ли ежегодная индексация заработной платы?
- Карьерная лестница ольги поляковой За прекрасных дам
- Австралия страны соседи. Австралия. Великая океанская дорога
- Федеральные единичные расценки в строительстве
- Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие катастрофы на чаэс?
- Когда выписываются счета-фактуры на аванс?
- Галина Долгова: Под маской долга
- Перед согласием на поручительство нужно уточнить все нюансы
- Как продать квартиру, обремененную ипотекой
- Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор
Реклама
Сметные нормативы гэсн. Применение и разработка элементных сметных норм и расценок |
Назначение сборников ГЭСН заключается в определении состава и потребности в ресурсах, которые требуются для проведения строительных работ. Сборники элементных сметных норм используются для расчета сметной стоимости строительства по ресурсному методу. Кроме этого, на основе ГЭСН разрабатывают различные единичные расценки (сборники ЕР) федерального, территориального, отраслевого, фирменного назначения, а также укрупненные сметные нормативы , использующиеся при возведении и реконструкции зданий и сооружений разного назначения. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН ) отражают средний по отрасли уровень строительного производства для принятой техники и технологии выполнения работ. Их могут использовать организации-заказчики и подрядчики независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Элементные сметные нормы не действуют в отношении отдельных конструкций и видов работ в зданиях и сооружениях с уникальным характером, в отношении которых предъявляются повышенные требования относительно качества и капитальности. Получаемые на основе ГЭСН-2001 сведения о составе и объеме необходимых ресурсов можно использовать для определения длительности проведения работ, составления различных технологических документов и списания стройматериалов. Сборники ресурсных элементных сметных норм состоят из технической части и таблиц сметных норм. Техническая часть ГЭСН-2001 содержит положения, которые обусловлены специфическими особенностями работ. Их необходимо учитывать в случае применения соответствующих сборников или их отдельных подразделов. В технических частях также приводится следующее:
Все государственные элементные сметные нормы строятся по общему принципу. В таблицах ГЭСН имеются следующие столбцы:
Шифр в обозначении нормы обычно выглядит следующим образом: 08-02-009-1. Последовательно каждый из четырех его элементов означает:
Данная форма шифрования норм принята впервые, у нее имеется ряд достоинств:
В таблицах ГЭСН указывают следующие виды нормативных показателей:
В сметных нормативах ГЭСН-2001 предусмотрено проведение работ по строительству в нормальных условиях, без осложнения их внешними факторами. Если работы осложняются предусмотренными проектом факторами, то к нормам затрат труда рабочих и времени работы спецтехники применяются поправочные коэффициенты. В сборниках элементных сметных норм ГЭСН могут отсутствовать нормы на некоторые виды работ и конструкций. В отдельных ситуациях технологии и расходование ресурсов при выполнении строительных работ отличаются от тех, которые приняты в ГЭСН-2001 . В каждом из этих случаев требуется разработка фирменных (индивидуальных) сметных норм . Разработка фирменных сметных нормативов может вестись по одному из трех способов. 1. Подбираются аналоги по отдельным элементам затрат из числа прописанных в ГЭСН-2001 , которые наиболее близко подходят к имеющимся индивидуальным условиям выполнения видов работ или устройства конструктивных элементов. На их основе и формируются нормы. 2. Ведется хронометраж работ при реализации индивидуальных конструктивных элементов. Путем хронометража определяется величина затрат труда при учете разряда проводимых работ, затраты в машино-часах на привлечение спецтехники, расходование строительных материалов, узлов, деталей, конструкций и прочие расходы. Эти сведения используются в качестве основы для составления индивидуальных сметных норм . 3. Сочетание описанных выше двух методов, то есть по одним видам затрат применяются аналоги, а по другим осуществляется хронометраж. государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) ГЭСН на строительные работы ГЭСН м на монтажные работы ГЭСН п на пуско-наладочные работы ГЭСН р на ремонтно-строительные работы Элементные сметные нормы это нормы расхода ресурсов в натуральных показателях разработанные на отдельные виды работ или конструкций Единичные расценки, составленные на основе ГЭСН, имеют те же номера и наименования. Федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) Территориальные единичные расценки (ТЕР-2001) Отраслевые единичные расценки (ОЕР-2001) Суммарный результат умножения нормы ресурса на соответствующие цены ресурса дает единичную расценку, т.е. стоимость прямых затрат на измеритель работы. Сборник средних сметных цен Укрупненные сметные нормативы
Сметные нормативы, выраженные в процентах Приводятся в МДС 81-33.2004
Нормативы сметной прибыли Приводятся в МДС 81-25. 2001
Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений Сметные нормы дополнительных затрат при производств работ в зимнее время Резерв средств на непредвиденные работы и затраты Индексы и изменения стоимости работ установленных к базисному уровню цен (печатаются ежемесячно) Укрупненные сметные нормативы и показатели сметной стоимости Применение и разработка элементных сметных норм и расценок2.5. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН ) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом , разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов. Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН , могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания. 2.9. Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели: затраты труда рабочих (строителей, монтажников), в чел.-ч; средний разряд работы (звена рабочих); затраты труда машинистов, в чел.-ч; состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.-ч; перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения. 2.10. В сборниках ГЭСНп , учитывая специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), приводятся: сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих); затраты труда в целом на звено, в чел.-ч; В таблицах сметных норм ГЭСНп не указываются следующие ресурсные показатели: расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР; затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования; применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов. Указанные затраты определяются на основании проектных данных. 2.11. На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР). 2.12. Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации. Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ. 2.13. Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР ), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР). Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области). Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов. В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона). Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.). 2.14. Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее именуются «единичные расценки» или «расценки») служат: элементные сметные нормы на конструкции и виды работ; сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин; сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции. 2.15. В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН , возможна разработка индивидуальных норм и расценок. 2.16. Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели: затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000; стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины по состоянию на 01.01.2000; стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000; нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке; наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным. 2.17. Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов. 2.18. Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов. В целях приведения системы сметных нормативов в соответствие с новыми требованиями рыночной экономики, соблюдения единого методологического подхода к определению стоимости строительства Госстроем России была разработана новая сметно-нормативная база ценообразования в строительстве (далее - ГЭСН-2001). Надо подчеркнуть, что новая сметно-нормативная база - не только свод нормативных документов и методических разработок, это и новая система ценообразования в строительстве. Принципиальное отличие ГЭСН-2001 от ранее действовавших состоит в вариантности выбора практически всех ценообразующих элементов стоимости строительной продукции. Новая система повышает прозрачность и обоснованность применяемых стоимостных показателей при определении стоимости строительной продукции, а также позволяет учитывать рыночные изменения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов. Сметно-нормативная база ГЭСН-2001 В соответствии с Постановлениями Госстроя России от 08.04.2002 № 16 и «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» и от 27.01.2003 № 14 с 1 сентября 2003 года был осуществлен переход на новую сметно-нормативную базу. Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает в себя комплекс сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники, служащие основой для определения сметной стоимости строительства. 1.По ведомственному признаку сметные нормативы подразделяются на следующие виды: К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли. К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ. К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей конкретной подрядной организации. В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства. 2.По степени детализации сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные. 2.1.К элементным сметным нормативам относятся: 2.1.1.государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001); 2.1.2.индивидуальные элементные сметные нормы; 2.1.3.нормы по видам работ. 2.2.К укрупненным сметным нормативам относятся: 2.2.1.сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе: Нормативы накладных расходов; Нормативы сметной прибыли; Сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время; Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений; Индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен; Нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора). 2.2.2.укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе: Укрупненные показатели базисной стоимости строительства (далее -УПБС); Укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (далее -УПБС ВР); Сборники показателей стоимости на виды работ (далее - сборники „ ПВР); Укрупненные показатели сметной стоимости (далее - УПСС); Прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (далее - ППЕ); Прейскуранты на строительство зданий и сооружений; Сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (далее - НИАЗ); Сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (далее - НИПЗ); Показатели по объектам-аналогам; Другие нормативы. С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих: Изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта; Нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий и сооружений; Региональные колебания цен на материально-технические ресурсы; Различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях; Иные факторы. Применение и разработка государственных элементных сметных норм и расценок Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены г> для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов. Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства (далее - ПОС) и проектов производства работ (далее - ППР) для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) входят в состав межотраслевой системы документов в строительстве. Состав государственных элементных сметных норм В состав государственных элементных сметных норм входят: 1.сборники Государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (далее - ГЭСН); 2.сборники Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (далее - ГЭСНр); 3.сборники Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (далее - ГЭСНм); 4.сборники Государственных элементных сметных норм на пускона-ладочные работы (далее - ГЭСНп). Для специального технологического оборудования министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (ВЭСНп). ГЭСН Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства. Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ. Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели: 1.затраты труда рабочих (строителей, монтажников) в чел-часах; 2.средний разряд работы (звена рабочих); 3.затраты труда машинистов в чел.-часах; 4.состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в машино-часах; 5.перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ и их расход в физических (натуральных) единицах измерения. В ГЭСН учтены работы по выгрузке строительных материалов, изделий и конструкций на приобъектном складе, горизонтальное и вертикальное перемещение материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до места их установки, монтажа и укладки в дело. Нормы на демонтаж учитывают вертикальное и горизонтальное перемещение материалов, изделий, конструкций и мусора, получаемого при демонтаже конструкций до места их складирования на строительной площадке. В таблицах сметных норм ГЭСН не указываются следующие показатели: 1.расход материальных (в т.ч. энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР; 2.затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования; 3.применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов. Указанные затраты определяются на основании проектных данных. » По некоторым материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений, в таблицах сметных норм указываются только наименования материалов, а в графах расхода приводится литера «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным (рабочим чертежам) с учетом минимальных трудоустранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов и изделий от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладке в дело, в соответствии с Правилами разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве (РДС 82-202-96). Нормы расхода неоднократно используемых (оборачиваемых) материалов и деталей определены с учетом нормального числа их оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота. ГЭСНр Сборники Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр) обозначены шифром 04 и выпущены в количестве 19-ти сборников. Они предназначены для определения состава и потребности в ресурсах, необходимых для выполнения ремонтно-строительных работ по разработке, демонтажу, ремонту, усилению и замене строительных конструкций, инженерного оборудования и восстановлению отдельных покрытий в условиях организации рабочих мест и внутрипостроечного перемещения строительных материалов, деталей и конструкций на объектах ремонта и реконструкции зданий и сооружений, составления сметных расчетов ресурсным методом, а также для расчетов за выполненные работы и списание материалов. В ГЭСНр учтены работы по выгрузке строительных материалов, изделий и конструкций на приобъектном складе; горизонтальное и вертикальное перемещение материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до места их установки, монтажа или укладки в дело; а также вертикальное транспортирование материалов, изделий, конструкций и мусора, получаемого при разработке и ремонте конструкций, до места из складирования на строительной площадке. Работы по смене и устройству конструкций, не предусмотренные в ГЭСНр, но встречающиеся при ремонте зданий и сооружений, следует нормировать по соответствующим нормам сборников ГЭСН на строительные работы. Выполняемые при ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве и не учтенные в ГЭСНр, следует также нормировать по соответствующим нормам ГЭСН на строительные работы с применением коэффициентов к затратам труда рабочих-строителей и к затратам на эксплуатацию машин (включая затраты труда машинистов). При производстве ремонтно-строительных работ в условиях плотной городской застройки, в случае предусмотренного устройства перевалочной складской базы или установки грузоподъемных кранов для перемещения материалов, изделий и конструкций от места разгрузки на приобъектную площадку, дополнительные затраты на погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку материалов, изделий и конструкций, и эксплуатацию строительных машин определяются отдельным расчетом исходя из количества материалов, изделий и конструкций, завозимых на перевалочную складскую базу, и количества машино-смен работы грузоподъемных кранов. ГЭСНм Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования (ГЭСНм) обозначены шифром 03 и выпущены в количестве 40 сборников. Они разработаны для следующих условий: Оборудование поступает в монтаж в исправном состоянии, комплексно, окрашенным, прошедшим заводскую поузловую или общую сборку и обкатку, стендовые и другие испытания в соответствии с ТУ на его изготовление и поставку: Для производства монтажа имеются в наличии подготовленные площадки, места установки или выведенные на проектные отметки фундаменты или другие основания под оборудование и черные полы. В сметных нормах учтен расход ресурсов на выполнение комплекса работ по монтажу оборудования, установленного нормативными и техническими документами на поставку и монтаж оборудования, а также соответствующими главами 3-й части СНиП «Организация, производство и приемка работ». Как правило, не учитываются затраты на электромонтажные работы; монтаж приборов и средств автоматизации; контроль качества монтажных сварных соединений; горизонтальное и вертикальное перемещение оборудования и материалов сверх расстояний, учтенных в ГЭСНм. Затраты на перечисленные работы учитываются в сметных расчетах дополнительно в составе работ по монтажу оборудования. Также в ГЭСНм не учитываются затраты на отдельные виды строительных работ, связанных с монтажом оборудования (монтажа технологических металлических конструкций, не входящих в комплект поставленного оборудования; окраску мостов мостовых кранов; устройство и разборку инвентарных лесов; кладку топок печей, сушилок и их сушку, и др.), определяемые по соответствующим сборникам ГЭСН на строительные работы. Затраты на указанные работы учитываются в сметах на монтаж оборудования в разделе «Строительные работы» или в отдельной смете. Сметные нормы на монтаж оборудования, техническая характеристика, условия поставки и способ монтажа которого существенно отличаются от предусмотренных сборниками, следует определять на основе индивидуальных сметных норм. Индивидуальные ГЭСН на работы, выполняемые при техническом перевооружении и реконструкции действующих производств и капитальном ремонта зданий и сооружений, разрабатываются в тех случаях, когда технология работ и потребность в ресурсах отличаются от предусмотренных в сборниках элементных сметным норм. Основанием для разработки индивидуальных ГЭСН и, на их основе, индивидуальных расценок, служат акты, составляемые совместно подрядчиком, заказчиком и проектной организацией, подтверждающие необходимость разработки такой сметной нормы. Новые нормы разрабатываются на основе данных хронометражных наблюдений методом технического нормирования или по расчету, составляемому на основе технологических карт трудовых процессов. ГЭСНп Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы (ГЭСНп) обозначены шифром 04 и выпущены в количестве 9-ти сборников. В ГЭСНп учитываются специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), помимо общих нормативных показателей в них приводятся: 1.сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих); 2.затраты труда в целом на звено в чел.-часах. Индивидуальные сметные нормы на пусконаладочные работы разрабатываются по определенной форме заказчиками, подрядчиками, проектными организациями в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие виды оборудования (работ) или их аналоги в сборниках ГЭСНп, в т.ч. для импортного и нестандартизированного оборудования, или оборудования единичного изготовления. Единичные расценки На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (долее - ЕР). Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации. Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат (т.е. затраты на оплату труда работников, стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, и стоимости материалов, изделий и конструкций), и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ (УПСС, УПБС, УПБС ВР, УРН и УПР) Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (далее - ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР). Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области). Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов. В ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона). ОЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.) Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее - «единичные расценки») служат: Элементные сметные нормы на конструкции и виды работ; Сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин; Сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции. Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели: 1.затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000; 2.стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины, по состоянию на 01.01.2000; 3.стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, изделий и конструкций, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000; 4.нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке; 5.наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным. Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов. Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах «расход» обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов. Федеральные единичные расценки По объектам, финансирование которых осуществляется за счёт средств федерального бюджета, могут применяться федеральные единичные расценки (ФБР-2001) с пересчетом их в территориальный уровень цен по состоянию на 01.01.2000. Пересчёт должен осуществляться с применением территориальных (региональных) поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия строительства, разрабатываемых в порядке, установленном Методическими рекомендациями по использованию ФЕР-2001 при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации, утвержденными Госстроем России письмом от 30.04.2003 ^НЗ 2626/10. Они предназначены для расчетов стоимости строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации, и определения сметной стоимости строительства работ и расчетов за выполненные строительные работы для регионов и отраслевых ведомств, где отсутствуют полностью или частично ТЕР и ОЕР. Пересчет единичных расценок в территориальный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 года производится в установленном Госстроем России порядке с использованием территориальных (отраслевых) коэффициентов, учитывающих местные условия строительства. ФБР-2001 разработаны на основанииТЭСН-2001 и «Методических рекомендаций по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы», в которых учтены: Среднеотраслевой оптимальный и организационный уровень строительного производства; Применяемые строительные материалы, изделия и конструкции; Отечественные (как правило) строительные машины и технологические автотранспортные средства. ФЕР-2001 разработаны по видам работ и объединены в сборники на строительные работы (выпущено 47 сборников), на монтажные работы (40 сборников) и на строительно-монтажные работы (19 сборников). Каждому сборнику ГЭСН-2001 соответствует сборник ФЕР с тем же номером и наименованием. Федеральные единичные расценки имеют номер (шифр), совпадающий с номером (шифром) государственных элементных сметных норм по соответствующим сборникам ГЭСН. Сборники ФЕР-2001 содержат техническую часть, таблицы единичных расценок и приложения. Техническая часть включает в себя следующие разделы: 1.общие указания; 2.правила исчисления объемов работ; 3.коэффициенты к единичным расценкам, учитывающие изменения условий производства строительно-монтажных работ по сравнению с предусмотренными в единичных расценках сборников ФЕР. Таблицы ФЕР-2001 содержат 8 граф: Графа 1. Номер (шифр) единичной расценки. В необходимых случаях в данную графу включаются коды материалов, стоимость которых не учтена единичными расценками. Графа 2. Наименование и характеристика строительных работ и конструкций, а также наименование и характеристика неучтенных расценками материалов, и их единицы измерения. В данной графе приводятся соответствующие количественные параметры строительных работ и конструкций, обозначающие интервалы действия единичных расценок (с помощью слов «до», «от» и «свыше»). Параметры строительных работ и конструкций (длина, высота, масса и др.), приведенные со словом «до», следует понимать как включительно, со словами «от» и «свыше» - исключая значения параметра. Графа 3. Показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, затраты на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, затраты на строительные материалы, изделия и конструкции (в рублях). Графа 4. Показатель оплаты труда рабочих-строителей (в рублях). Графы 5-6. Показатель затрат по эксплуатации машин и автотранспортных средств - всего (в рублях) с выделением нормативного показателя затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами (в рублях). В графу 6 «в том числе оплата- труда рабочих, управляющих машинами» не включена оплата труда водителей автотранспортных средств, используемых для доставки материальных ресурсов от поставщика до приобъектного склада и от приобъектного склада до места производства работ. Указанные затраты учтены в стоимости эксплуатации машин по графе 5 «всего». Это связано со структурой Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, в котором приведены сметные цены на эксплуатацию автотранспортных средств, включающие затраты на оплату труда водителей с начисленными на нее накладными расходами и сметной прибылью. Графа 7. Показатель затрат на строительные материалы, изделия и конструкции (в рублях). В данной графе также приводятся нормативные показатели расхода материалов, не учтенных единичными расценками (в натуральных единицах измерения) или приводится литера «П», указывающая, что марка материала и его расход определяются по проекту. Расход этих материалов при составлении сметной документации должен определяться по проектным данным (рабочим чертежам) с учетом трудно устранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладке в дело, в соответствии с Правилами разработки и применения нормативов трудно устранимых потерь и отходов материалов в строительстве (РД 82-202-96), введенными в действие постановлением Минстроя России от 08.08.1996 № 18-65. Графа 8. Показатель затрат труда рабочих-строителей (в человеко-часах). В приложениях к сборникам ФБР-2001 в справочном порядке приведены сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и сметные цены на материалы, изделия и конструкции (в ценах базового Московского региона по состоянию на 01.01.2000) для соответствующих единичных расценок данных сборников. ФЕР-2001 учитывают полный комплекс затрат на выполнение строительных работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами и при положительных значениях температуры воздуха (как на открытых строительных площадках, так и в закрытых помещениях). При отрицательных значениях температуры воздуха соответствующие дополнительные затраты учитываются в соответствии с положениями и нормами Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСП 81-05-02-2001). В случае производства работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях; вблизи объектов, находящихся под электрическим напряжением, опасным для человека; на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных предприятий и инженерных коммуникаций, и стесненные условия для складирования материалов; а также в других усложняющих условиях стоимость работ определяется с применением к единичным расценкам ФЕР рекомендуемых коэффициентов к нормам затрат труда, оплате труда рабочих-строителей, нормам, времени и затратам на эксплуатацию машин для учета влияния условий производства работ, предусмотренных проектами. В ФЕР-2001 учтены: Сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции - по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные затраты в размере до 13% от отпускных цен, учитывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, в т.ч. заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения); Затраты труда рабочих, кроме занятых управлением и обслуживанием машин (с учетом квалификационных разрядов, рассчитанные исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса базового района по состоянию на 1 января 2000 года с районным коэффициентом, равным 1) - по 6-ти разрядной сетке согласно постановлению Минтруда России -от 07.02.2000 № 2092. Размер средств на оплату труда рабочих-строителей в расценках принят на основании показателей трудоемкости и среднего разряда работ; Затраты на эксплуатацию отечественных строительных машин и автотранспортных средств, в т.ч. на оплату труда рабочих, обслуживающих машины - по Федеральному сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств с учетом внесенных изменений и дополнений. Затраты на эксплуатацию машин учитывают оплату труда рабочих, обслуживающих машины, с районным коэффициентом, равным 1, и рассчитаны по 10-ти разрядной сетке. Размер средств на оплату труда рабочих, управляющих строительными машинами, в расценках рассчитан на основании показателей времени эксплуатации машины и размера часовой оплаты труда рабочих, управляющих машинами. Для рабочих 7-10 разрядов, управляющих особо сложными и мощными строительными машинами, учитываются повышенные часовые тарифные ставки. Часовая оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в состав оплаты труда. Затраты на перебазирование строительных машин, не учтенные в составе сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций, учитывающих фактические условия перевозки, монтажа и демонтажа машин в соответствии с проектом производства работ. В случаях отклонения более 10 % между фактическими затратами на перебазирование строительных машин и механизмов и затратами, заложенными в стоимость 1 машино-часа работы строительных машин, стоимость затрат на их перебазирование исключается из стоимости 1 машино-часа работы строительных машин и учитывается непосредственно в локальных сметах. В сборниках ФЕР-2001 не предусмотрены: Единичные расценки на монтаж электротехнических устройств в зданиях и сооружениях, включая работы по монтажу сетей электроосвещения и электроосветительных приборов в жилых и общественных зданиях. Затраты на указанные работы следует определять по единичным расценкам сборника федеральных единичных расценок на монтаж оборудования; Затраты на эксплуатацию отдельных строительных машин (в случае специфичности условий производства работ - проходческие щиты, блокоукладчики и т.д.). Указанные затраты следует определять по единичным расценкам соответствующих сборников ФЕР-2001. Федеральные единичные расценки учитывают оптимальные технологические и организационные схемы производства работ, оптимальный перечень строительных машин, автотранспортных средств и материальных ресурсов. ФЕР-2001не подлежат корректировке, в том числе в случаях, когда: Используются типоразмерные группы машин и механизмов, не предусмотренные ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ; Применяются иные типы и виды машин и механизмов, по сравнению с машинами и механизмами сборников ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ; Используются импортные строительные машины (корректировка ФЕР допускается только в случае, если применение импортных машин предусмотрено проектом и они не имеют аналогов отечественного производства); Предусматриваются применение машин, а фактически строительные работы осуществляются вручную, либо с применением средств малой механизации; Используются иные типы и виды строительных материалов, изделий и конструкций, в т.ч. импортные, по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ, не снижающие качественный уровень строительного объекта. Исключение составляют случаи, когда замена материалов на импортные произведена по требованию заказчика. Действие ФЕР-2001 не распространяется на работы: На которые в сборниках ГЭСН отсутствуют нормы; Технология производства и расход ресурсов которых отличаются от.технологии и расхода ресурсов в ГЭСН; . Выполняемые в высокогорных районах на высоте более 3500 м; Если к капитальности, качеству и классу точности строительных конструкций и работ предъявляются требования, превышающие требования и допуски СНиП ч.З «Правила производства работ». Сметная стоимость таких работ должна определяться на основании индивидуальных единичных норм и единичных расценок, или с применением поправочных коэффициентов (учитывающим соответствующие особенности) к действующим единичным расценкам. В случае, когда в ФЕР-2001 отсутствуют расценки на отдельные виды работ, выполняемые по нормативам и технологии, предусмотренной расценками на ремонтно-строительные работы, при составлении сметной документации на строительные работы разрешается применять соответствующие единичные расценки по сборникам на ремонтно-строительные работы. Дополнительные федеральные единичные расценки разрабатываются Госстроем России с привлечением профильных организаций на вновь внедряемые технологии, строительные машины и материалы, а также работы, отсутствующие в ГЭСН-2001, при их включении в Сборники дополнений, разъяснений и поправок к Сборникам ГЭСН-2001. Разработка дополнительных ФЕР осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы», утвержденными постановлением Госстроя России от 02.04.1999 № 30. Исходные расчетные стоимостные показатели ФЕР устанавливаются по состоянию на 01.01.2000. При отсутствии данных о стоимости тех или иных ресурсов на указанную дату допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000. ФЕР на строительные работы с применением импортных строительных машин разрабатываются только в случаях, когда применяемые импортные машины не имеют аналогов отечественного производства. Вновь разработанные ФЕР утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Территориальные единичные расценки Территориальные единичные расценки (ТЕР) разрабатываются для каждого региона Российской Федерации в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 и предназначены для: Расчетов стоимости строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации; Определения сметной стоимости строительства и расчетов за выполненные строительные работы; Разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейскурантов на строительные работы; Планирования и анализа экономических показателей проектных решений и работы строительных фирм. Сборники ТЕР утверждаются администрацией региона в установленном ею порядке и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России. Применение территориальных единичных расценок других регионов на » территории субъекта Российской Федерации не допускается. ТЕР разрабатываются на основании: ГЭСН-2001 (каждому сборнику ГЭСН соответствует сборник ТЕР с тем же номером и наименованием); Территориальных сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемых в строительстве; Территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств; Затрат труда рабочих в разрезе квалификационных разрядов, рассчитанных исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса данного региона по состоянию на 01.01.2000. Часовая оплата труда рабочих-строителей должна включать в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в состав фонда оплаты труда. На основании Указаний по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001) в » каждом регионе разрабатываются и утверждаются в установленном порядке территориальные (региональные) указания по применению ТЕР. В территориальных Указаниях должны присутствовать: 1.порядок, в соответствии с которым в данном регионе были определены транспортные затраты на строительные материалы, изделия и конструкции (в % отношении от отпускных цен, на основании калькуляций транспортных затрат и т.д.); 2.порядок, в соответствии с которым в данном регионе определены сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции (зональные, базовые с районными- коэффициентами и т.д.), а также наличие в указанных сметных ценах наценок снабженческо-сбытовых и посреднических фирм. Если при разработке ТЕР указанные наценки не были учтены в сметных ценах на материалы, изделия и конструкции, то в Указаниях по применению ТЕР должно быть указано, что эти затраты должны включаться непосредственно в локальные сметы; 3.размер фонда оплаты труда, учтенный в территориальных единичных расценках в базовых ценах 2000 года; 4.стоимость электрической и тепловой энергии, пара, воды и других ресурсов, учтенных ТЕР; 5.перечень территориальных сборников единичных расценок на строительные и специальные строительные работы, разработанные для данного региона; 6.принятый порядок учета накладных расходов и сметной прибыли в стоимости 1 машино-часа работы автотранспортных средств (автомобилей бортовых, самосвалов, тягачей и др.), имея ввиду, что в соответствии с порядком построения раздела 40 сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств накладные расходы и сметная прибыль должны учитываться в составе затрат на оплату труда водителей. 7.порядок внесения поправок в ТЕР (при необходимости). В случае выхода в каком-либо регионе Указаний по применению ТЕР до введения в действие Указаний по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001), положения региональных Указаний должны быть приведены в соответствии с федеральными Указаниями. При составлении сметной документации все необходимые показатели переносятся из сборников ТЕР в сметы без изменений, а при необходимости внесения изменений - со ссылкой на соответствующие пункты технических частей сборников ТЕР и Указаний по применению ТЕР. ТЕР учитывают полный комплекс затрат на выполнение строительных работ, в нормальных условиях, при положительной температуре и не осложненных внешними факторами. В случае производства работ в особых условиях (стесненности, загазованности, в районах высокогорья и др.), предусмотренных проектом, или же в других, более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, необходимо руководствоваться положениями об учете особенностей строительства при применении территориальных единичных расценок из Указаний по применению ТЕР. В регионах, в которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке сборники ТЕР, при составлении сметной документации и расчетах за выполненных работы могут применяться федеральные единичные расценки с учетом их привязки к местным условиям строительства и пересчета в текущий уровень цен на потребляемые ресурсы путем применения коэффициентов, учитывающих местные условия, и индексов перехода от цен 2000 года к текущим ценам. Дополнительные территориальные единичные расценки разрабатываются региональными центрами по ценообразованию на вновь внедряемые технологии, строительные машины и материалы, а также работы, отсутствующие в ГЭСН-2001, при их включении в Сборники дополнений, разъяснений и поправок к Сборникам ГЭСН-2001. Разработка дополнительных ТЕР осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы», утвержденными постановлением Госстроя России от 02.04.1999 № 30. Исходные расчетные стоимостные показатели ТЕР устанавливаются по состоянию на 01.01.2000, однако при отсутствии данных о стоимости тех или иных ресурсов на указанную дату допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000. Вновь разработанные ТЕР утверждаются администрацией региона в установленном ею порядке и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России Отраслевые единичные расценки Отраслевые единичные расценки (ОЕР) разрабатываются для отраслей (ведомств) и предназначены для: Расчетов стоимости строительной продукции при подготовке инвесторских смет и тендерной документации; Определения сметной стоимости строительства и расчетов за выполненные строительные работы; Планирования и анализа экономических показателей проектных решений и работы строительных фирм; Разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейскурантов на строительные работы. Сборники ОЕР утверждаются ведомствами в порядке, ими установленными, и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России. ОЕР разрабатываются на основании: ГЭСН-2001 (каждому сборнику ГЭСН соответствует сборник ОЕР с тем же номером и наименованием); Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы; Отраслевых сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемых в строительстве; Отраслевых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств; Затрат труда рабочих с учетом квалификационных разрядов, рассчитанных на основании уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса данной отрасли по состоянию на 01.01.2000. Часовая оплата труда рабочих-строителей должна включать в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в состав фонда оплаты труда. В отраслях с учетом Указаний по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001) разрабатываются и утверждаются в установленном порядке отраслевые указания по применению ОЕР. В отраслевых Указаниях должны присутствовать: 1.порядок, на основании которого в отрасли были определены транспортные затраты на строительные материалы, изделия и конструкции (в % отношении от отпускных цен, на основании калькуляций транспортных затрат и т.д.); 2.порядок, на основании которого в отрасли были определены сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции (зональные, базовые с районными коэффициентами и т.д.), а также наличие в указанных сметных ценах наценок снабженческо-сбытовых и посреднических фирм. Если при разработке ОЕР указанные наценки не были учтены в сметных ценах на материалы, изделия и конструкции, то в Указаниях по применению ОЕР должно быть указано, что эти затраты должны включаться непосредственно в локальные сметы; 3.размер фонда оплаты труда, учтенный в отраслевых единичных расценках в базовых ценах 2000 года; 4.стоимость электрической и тепловой энергии, пара, воды и других ресурсов, учтенных ОЕР; 5.перечень отраслевых сборников единичных расценок на строительные и специальные строительные работы, разработанные для данной отрасли; 6.принятый порядок учета накладных расходов и сметной прибыли в стоимости 1 машино-часа работы автотранспортных средств (автомобилей » бортовых, самосвалов, тягачей и др.), имея ввиду, что в соответствии с порядком построения раздела 40 сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств накладные расходы и сметная прибыль должны учитываться в составе затрат на оплату труда водителей. В случае, если указанные накладные расходы и сметная прибыль не были включены в сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, Указания должны оговаривать, что данные затраты должны включаться непосредственно в локальные сметы. 7.порядок внесения поправок в ОЕР. Положения Указаний о применении ОЕР (включая размеры коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ) должны соответствовать Указаниям по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001). При составлении сметной документации все необходимые показатели „ переносятся из сборников ОЕР в сметы без изменений. В случае необходимости внесения изменений обязательно дается ссылка на соответствующие " пункты технических частей сборников ОЕР и Указаний по применению ОЕР. ОЕР учитывают полный комплекс затрат на выполнение строительных работ, в нормальных условиях, при положительной температуре и не осложненных внешними факторами. В случае производства работ в особых условиях (стесненности, загазованности, в районах высокогорья и др.), предусмотренных проектом, или же в других, более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, необходимо руководствоваться положениями соответствующего раздела из Указаний по применению ОЕР. В тех ведомствах, где не разработаны сборники ОЕР, допускается применение сборников территориальных единичных расценок при строительстве объектов в зоне из действия или сборников федеральных единичных расценок, привязанных к условиям строительства и- поставки материальных ресурсов, с учетом особенностей, присущих данной отрасли (а не региона, в котором строится объект). Пересчет в текущий уровень цен от цен 2000 года осуществляется путем применения коэффициентов, учитывающих особенности отрасли. Дополнительные отраслевые единичные расценки разрабатываются ведомствами на вновь внедряемые технологии, строительные машины и материалы, а также работы, отсутствующие в ГЭСН-2001, при их включении в Сборники дополнений, разъяснений и поправок к Сборникам ГЭСН-2001. Разработка дополнительных ОЕР осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы», утвержденными постановлением Госстроя России от 02.04.1999 № 30. Исходные расчетные стоимостные показатели ОЕР устанавливаются по состоянию на 01.01.2000, однако при отсутствии данных о стоимости тех или иных ресурсов на указанную дату допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000. ОЕР на строительные работы, выполняемые с применением импортной дорожной техники, разрабатывается только в случае, если применяемые импортные машины не имеют аналогов российского производства. Вновь разработанные ОЕР утверждаются ведомствами в установленном порядке и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России Индивидуальные расценки В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе, или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, возможна разработка индивидуальных норм и расценок. Индивидуальные сметные расценки должны учитывать конкретные условия производства работ со всеми усложняющими факторами. При применении индивидуальных норм и расценок не допускается начисление на них повышающих коэффициентов и одновременный учет затрат на энергоносители по машинам, использующим данный вид энергоносителей, и по машинам, вырабатывающим указанные энергоносители. Индивидуальные единичные расценки, удовлетворяющие необходимым требованиям, утверждаются заказчиком в составе проектно-сметной документации. Пересмотр сметных нормативов Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ; изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации; контроля за соблюдением требований сметных нормативов. Каждому изменению, вносимому в соответствующих сборник сметных нормативов, присваивается порядковый регистрационный номер. Каждому дополнению к сборникам сметных нормативов присваивается титульный знак «Выпуск №....». 3.10.71 подсистема АСУ теплотехнической части АСУ ЭСН (АСУ ТЧ ЭСН): Подсистема АСУ теплотехнической части обеспечивает пуск, остановку, защиту и управление режимами работы приводных двигателей (газотурбинная, газопоршневая установка или двигатель … подсистема АСУ электротехнической части АСУ ЭСН - 3.10.70 подсистема АСУ электротехнической части АСУ ЭСН (АСУ ЭЧ ЭСН): Подсистема АСУ электротехнической части обеспечивает синхронизацию генераторов, распределение электрических нагрузок между генераторами, регулирование частоты, напряжения,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения - Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации: Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации Эстакада - (франц. estacade, от провансальского estaca свая, балка * a. trestle, scaffold bridge; н. Estakade; ф. estacade; и. viaducto, puente expecial para cargar y descargar) сливная наливная надземное сооружение мостового типа для выполнения… … Геологическая энциклопедия подсистема - 3.1.6. подсистема: Часть системы, обладающая собственным системным свойством. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации Подсистема АСУ - 7. Подсистема АСУ Система, являющаяся частью АСУ, выделенная по определенному аспекту деления (ГОСТ 34.003) Источник: ГОСТ 29075 91: Системы ядерного приборостроения для атомных станций. О … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации автоматизированная система - автоматизированная система: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций. [ГОСТ 34.003 90, пункт 1.1] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации автоматизированная система управления - 3.2 автоматизированная система управления: Совокупность математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом или процессом в соответствии с заданной целью. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации автоматизированная система управления электростанцией собственных нужд - 3.10.69 автоматизированная система управления электростанцией собственных нужд (АСУ ЭСН): Автоматизированная система управления электростанцией собственных нужд обеспечивает управление в автоматизированном/автоматическом режиме производством,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации Большие противолодочные корабли проекта 1134-А - (тип «Кронштадт») … Википедия Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством. Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве включает элементные сметные нормы и единичные расценки (в сметных ценах на 01.01.2000 г.) на строительные и специальные строительные работы . Элементные сметные нормы на строительные работы и конструкции (далее именуются: «элементные сметные нормы» или «ЭСН») являются первичными сметными нормативами , на основе которых разрабатываются единичные расценки в базисном уровне цен на строительные конструкции и работы , предназначенные для определения сметных прямых затрат. Единичной расценкой называется сметная стоимость прямых затрат, т.е. без накладных расходов и прибыли на единицу вида работ. Различаютэлементные (на единицу измерения работ) и укрупненные (на комплекс работ и относительные показатели в процентах) нормативы. Соответственно составляются единичные и укрупненные расценки. К действующим элементным сметным нормам и расценкам относятся: · государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001); · производственно-отраслевые сметные нормы (ПОСН); · территориальные элементные сметные нормы (ТЭСН); · фирменные сметные нормы (ФСН); · единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001); · сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия, конструкции; цены на перевозки грузов для строительства; средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборники ССЦ, Стройка, СтройМаркет, Строитель и др.) К укрупненным сметным нормам относятся: · относительные сметные нормативы, выраженные в процентах и коэффициентах: 1. нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам работ; 2. нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ); 3. сметные нормы затрат на строительство и разборку временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001, ГСНр 81-05-01-2001); 4. сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001, ГСНр 81-05-02-2001); 5. резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 4.96 МДС 81-35.2004); 6. нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора); 7. индексы (коэффициенты) изменения стоимости СМР и проектно-изыскательских работ, устанавливаемых к базовому уровню цен . · укрупненные сметные нормативы, расценки и показатели стоимости (сборники и удельные показатели): 1. укрупненные показатели на виды работ (УПВР); 2. укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР); 3. укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС); 4. укрупненные показатели сметной стоимости строительства (УПСС); 5. прейскурант на строительство зданий и сооружений (ПРЗС); 6. укрупненные сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ; 7. укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР); 8. укрупненные расценки (УР); Прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ); Прейскуранты на строительство зданий и сооружений; Сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ); Сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ); Укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства (УР-2001 СПб); Прейскурант на наружные сети водопровода и канализации (ПР-2001 СПб); Укрупнительные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам (УПБС – 2001); Показатели по объектам аналогам; - удельные показатели стоимости строительства в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях , например, в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) РЦЦС СПб. С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих: · изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта; · нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий, сооружений; · региональные колебания цен на материально-технические ресурсы; · различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях; · иные факторы. По уровню применения нормы и расценки делятся на: - государственные (федеральные) – государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН) и федеральные единичные расценки (ФЕР); - территориальные – региональные, местные (ТЭСН – территориальные элементные сметные нормы на строительные работы и ТЕР – территориальные единичные расценки); - отраслевые (ведомственные) – отраслевые элементные сметные нормативы (ОЭСН) и отраслевые единичные расценки на строительные работы (ОЕР). Приоритетное значение в практике сметного ценообразования отводится территориальным единичным расценкам , учитывающим особенности строительного производства и уровня цен на строительную продукцию конкретных регионов Российской Федерации. Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда работников, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке ПОС и ППР. Параметры отдельных величин (длина, диаметр, площадь и т.п.), приведенные в таблицах сметных норм с характеристикой "до", следует считать включая указанный предел. Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в технических частях соответствующих сборников сметных норм, а также в Общих положениях по применению сметных нормативов. На работы, осуществляемые в ходе реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, а также при капитальном ремонте зданий и сооружений, применяются в основном сметные нормативы, которыми учтены усложняющие факторы и условия производства таких работ. В отдельных случаях (с оговоркой в Общих положениях по применению сметных нормативов и в технических частях соответствующих сборников) указанные факторы и условия учитываются с помощью соответствующих поправок или коэффициентов. К числу отдельных факторов и местных условий строительства, требующих территориальной привязки, относятся: Поправки к оплате труда рабочих (районные, льготные и другие коэффициенты), установленные для отдельных районов; Дополнительные затраты, связанные с осложняющими условиями выполнения работ при реконструкции или техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений; Дополнительные затраты, вызываемые производством работ при отрицательной температуре воздуха. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы. Основу сметно-нормативной базы составляют элементные сметные нормы в натуральных измерителях, а расценки являются производными от норм. |
Популярное:
Новое
- Карьерная лестница ольги поляковой За прекрасных дам
- Австралия страны соседи. Австралия. Великая океанская дорога
- Федеральные единичные расценки в строительстве
- Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие катастрофы на чаэс?
- Когда выписываются счета-фактуры на аванс?
- Галина Долгова: Под маской долга
- Перед согласием на поручительство нужно уточнить все нюансы
- Как продать квартиру, обремененную ипотекой
- Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор
- Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала