Главная - Заработок
Налоговым органом налоговые органы имеют. Налоговое администрирование

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ - государственные органы, осуществляющие в соответствии с действующим налоговым законодательством налогов. Налоговыми органами в РФ являются МНС и его подразделения. В случаях, предусмотренных НК, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов. В НК определены , таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов и права их должностных лиц. Налоговые органы обязаны (ст. 32 НК):

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке ;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК, и требование об уплате налога и сбора. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК и иными федеральными законами. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (налогового преступления), обязаны в десятидневный со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Каждому уровню административно-территориального деления РФ соответствуют определенные звенья системы налоговых органов: - на федеральном уровне - Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России), которому подчинены:

Межрегиональные инспекции МНС по федеральным округам;

Специализированные межрегиональные инспекции МНС;

Организации в ведении МНС;

Управления МНС по субъектам РФ; - на региональном уровне (уровне субъектов РФ) - управления МНС России по субъектам РФ, которым подчинены:

Инспекции МНС межрайонного уровня;

Подведомственные организации;

Налоговые органы местного уровня; - на местном уровне (уровне муниципальных образований внутри субъектов РФ):

Инспекции МНС России по районам в городах;

Инспекции МНС по районам;

Инспекции МНС по городам без районного деления. Налоговые органы на региональном и муниципальном уровнях являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ" в других словарях:

    Налоговые органы - (англ. tax bodies) по законодательству РФ о налогах и сборах Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) и его подразделения (ст. 30 НК РФ*). В случаях, предусмотренных НК РФ … Энциклопедия права

    Налоговые органы - налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных НК России, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы… …

    НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ - по законодательству РФ Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в РФ … Юридический словарь

    налоговые органы - по законодательству РФ Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в РФ. * * * (англ. tax bodies) по законодательству РФ о налогах и сборах Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) и его… … Большой юридический словарь

    Налоговые органы - 1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации… … Официальная терминология

    Налоговые органы - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (ст. 9 НК РФ) … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Налоговые органы - это единая централизованная система органов, возглавляемых Федеральной налоговой службой РФ, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджетную систему. Федеральная… … Большой юридический словарь

    Налоговые органы Российской Федерации - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в субъектах РФ; и (в оговоренных случаях) таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. См. также: Государственная налоговая служба Финансовый словарь… … Финансовый словарь

    Документы, представляемые в налоговые органы в целях освобождения от налогообложения НДС товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации - ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ В ЦЕЛЯХ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), РЕАЛИЗУЕМЫХ В РАМКАХ ОКАЗАНИЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: контракт (копии контракта) налогоплательщика с… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Налоговые документы - налоговые декларации (расчеты) и иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также бухгалтерская отчетность, представленные налогоплательщиками в налоговые органы Российской Федерации...

Главной задачей налоговых органов Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, установленных законодательством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также нормативными актами представленных органов муниципальных образований в пределах их компетенции.

Исходя из данного определения, отличие налоговых органов нашей страны от таможенных органов заключается в том, что они не являются сборщиками налогов, они контролируют их уплату, имея при этом широкие права и полномочия.

По мимо перечисленных выше задач, к основным задачам налоговых органов можно отнести валютный контроль осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании.

Что касается функции налоговых органов, они несколько отличаются друг от друга, в зависимости от уровня управления - федерального, регионального или местного.

Перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС охватывает следующие моменты:

  • § Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • § Обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков;
  • § Проверку достоверности документов по бухгалтерскому и налоговому учету;
  • § Передача документов, касающихся нарушения законодательства, в правоохранительные органы. За такие нарушения должна быть предусмотрена уголовная ответственность;
  • § Направление в суд общей юрисдикции или арбитражный суд исков.

Наряду с общими для всех звеньев налоговой системы Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам РФ осуществляют другие функции:

  • 1. Контроль и координация деятельности нижестоящих инспекций и управления;
  • 2. Обработка материалов: аналитическая и статистическая;
  • 3. Разработка методических изданий по применению налогового законодательства;
  • 4. Сотрудничество с зарубежными, международными налоговыми организациями.

Одной из ключевых задач в международной деятельности ФНС России является установление, поддержание и развитие международных контактов и практическое взаимодействие с налоговыми органами зарубежных стран с целью обмена опытом по налоговым вопросам. А также получения обмена информацией.

Наиболее тесное взаимодействие ФНС налажено с налоговыми ведомствами Германии, США, Франции, Великобритании, Польши и Финляндии. Используемая информация, взята на основании статистических данных, представленных на сайте www. gks. ru

Это свидетельствует об эффективной деятельности ФНС России, которая оценивается по определённым критериям и показателям. К таким показателям относятся: собираемость налогов и сборов, увеличение доли налогоплательщиков и плательщиков сборов, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов, а также снижение задолжности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ и др.

Данные критерии отражают приоритетные направления деятельности и развития ФНС России на ближайшие три года.

УФНС России по субъектам РФ занимает центральное место среди территориальных налоговых органов. Руководитель составляет структуру управления, которая в дальнейшем предоставляется им на утверждение в ФНС России.

Исходя из задач и функций, выполняемых УФНС России по субъектам РФ, устанавливается состав и внутренние подразделения (отделы) Такие задачи и функции заключаются в следующем:

ь Государственная регистрация лиц, в отношении которых установленный специальный порядок регистрации;

ь Ведение регионального раздела информационного ресурса. К таким ресурсам относятся: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН.

ь Учёт, отчётность и анализ поступлений налогов и сборов на территории данного субъекта РФ;

ь Принятие решений об изменении срока уплаты налогов;

ь Проведение выездных, а также повторных выездных, налоговых проверок налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также налоговых агентов;

ь Бесплатное информирование налогоплательщиков;

ь Методическое обеспечение налогового администрирования, также юридическое сопровождение налогового администрирования управления и нижестоящих налоговых инспекций;

ь Другие функции.

При формировании отделов, для выполнения задач и функций, которыми наделены УФНС России по субъектам, за основу берётся структура ФНС России.

Инспекции ФНС России межрайонного уровня подразделяются на два вида:

  • 1) Территориальные налоговые органы, созданные на базе двух (и более) инспекций по районам;
  • 2) Специализированные налоговые органы по отраслям экономики и сферам деятельности.

Функции инспекций межрайонного уровня идентичны функциям обычной инспекции ФНС России по району, району в городе и городу без районного деления. Что касается функций специализированных инспекций межрайонного уровня - они идентичны тем, которые выполняют межрегиональные инспекции ФНС России федерального уровня.

Исходя из особенностей каждого субъекта на территории РФ, количество инспекций отличается друг от друга с большим отклонением. Например, в городе Москве налоговое администрирование осуществляется в 36-ти территориальных инспекциях и 6-ти межрайонных специализированных.

К таким инспекциям относятся:

  • · №45 - по центральной обработке данных (ЦОД);
  • · №46 - по работе с крупнейшими налогоплательщиками;
  • · №47 - по работе с иностранными налогоплательщиками;
  • · №49 - по работе с казино и рынками;
  • · №50 - по работе с банками и инвестиционными фондами.

На создание вышеуказанных инспекций повлияла специфика данного региона. А фундаментом внутреннего устройства является типовая структура по городу или району.

Благодаря компьютеризации налоговых органов, а также применения других усовершенствованных средств информатизации стала возможна типовая структура налоговых инспекций, в которой внутренние подразделения создаются исходя из их специализации на конкретных видах налоговой работы, иными словами, на основе функционального принципа.

Таким образом, подводя итог рассмотрению функционального назначения налоговых органов, можно сделать следующие выводы:

  • - функции центрального, региональных и местных налоговых органов различны. Однако, так как основной задачей, присущей каждому звену, является контроль за соблюдением налогового законодательства, из это вытекает, что налоговые органы всех уровней выполняют следующие общие функции:
    • · Учет налогоплательщиков и плательщиков сборов;
    • · Осуществляют контроль за соблюдением законодательства участниками налоговых правоотношений;
    • · Определение сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
    • · Возврат излишне уплаченных/ излишне взысканных налогов, сборов, пеней;
    • · Применение ответсвенности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации;
    • · Сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями и другие.
  • - налоговые органы Российской Федерации наделены соответствующими правами, которые при выполнении функций, реализуются через права уполномоченных лиц.
  • - налоговым органам и их должностным лицам присущ принцип диспозитивности, который заключается в том, что « разрешено всё, что не запрещено законом». Однако, целесообразнее было бы руководствоваться императивным принципом, который позволяет выполнять только действия, разрешенные законом.
  • Часть I.
    • Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
      • Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц

Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику - иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, - по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику - иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, - по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

Статья 107. Основные функции налоговых органов

Основными функциями налоговых органов являются:

1) обеспечение исполнения и соблюдения налогового законодательст- ва, выработка механизмов налогового администрирования с целью обеспе- чения своевременного и полного поступления налогов в бюджеты всех уровней;

2) участие в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в том числе договоров с другими государствами;

3) разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей;

4) своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.

Статья 108. Правовая основа деятельности налоговых органов и под-

разделений налоговой полиции

Правовую основу деятельности налоговых органов и подразделений налоговой полиции составляют Конституция Республики Таджикистан, конс- титуционные законы, настоящий Кодекс и другие законы Республики Таджи- кистан, совместные постановления Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановления Маджлиси Милли, постановления Маджлиси намояндагон, нормативные правовые акты Прези- дента Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан, международные правовые акты, признанные Республикой Таджикистан.

Статья 109. Принципы деятельности налоговых органов и подразделе-

ний налоговой полиции

1. Деятельность налоговых органов и подразделений налоговой поли- ции Республики Таджикистан осуществляется на основе принципов:

1) законности;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) подконтрольности и подотчетности вышестоящим органам.

2. В системе налоговых органов и подразделений налоговой полиции не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Сотрудники налоговых органов и подразделений налоговой полиции не могут быть ог- раничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений.

3. Налоговые органы и подразделения налоговой полиции осуществля- ют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными ор- ганами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми органами других государств на основе международных договоров и обяза- тельств, признанных Республикой Таджикистан.

Статья 110. Статус и структура налоговых органов Республики Тад-

жикистан

1. Налоговые органы Республики Таджикистан (далее - "налоговые органы") состоят из уполномоченного государственного органа и его со- ответствующих территориальных подразделений - налоговых управлений по Горно-Бадахшанской автономной области, областям и городу Душанбе, на- логовых инспекций по районам, городам и районам в городах, налоговой инспекции крупных налогоплательщиков при уполномоченном государствен- ном органе с отделениями по областям и городу Душанбе (далее - "терри- ториальные налоговые органы"), и образуют единую централизованную сис- тему налоговых органов Республики Таджикистан.

2. Уполномоченный государственный орган является центральным го- сударственным исполнительным органом, обеспечивающим практическую реа- лизацию функций налоговых органов в Республике Таджикистан и, в уста- новленных нормативными правовыми актами случаях, за пределами Респуб- лики Таджикистан, осуществляющим руководство системой налоговых орга- нов Республики Таджикистан и непосредственно подчиняющимся Правитель- ству Республики Таджикистан.

Территориальные налоговые органы являются структурными подразде- лениями уполномоченного государственного органа на местах и подчиняют- ся непосредственно по вертикали соответствующим вышестоящим налоговым органам.

3. Уполномоченный государственный орган входит в систему цент- ральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан.

4. Уполномоченный государственный орган и территориальные налого- вые органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные балан- сы, специальные счета в Казначействе Министерства финансов Республики Таджикистан, его органах на местах, печати с изображением Государс- твенного герба Республики Таджикистан со своим наименованием на госу- дарственном языке.

5. Руководители налоговых органов по Горно-Бадахшанской автоном- ной области, областям и городу Душанбе, налоговых инспекций в районах, городах и районов в городах, инспекции крупных налогоплательщиков с отделениями по областям и городу Душанбе обеспечивают реализацию воз- ложенных на налоговые органы задач на соответствующих территориях, ор- ганизуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им под- разделений.

6. Налоговые органы обладают всей полнотой власти в вопросах обеспечения государственного контроля за полной и своевременной упла- той налогов, кроме случаев, в которых настоящим Кодексом предусмотрено взимание налогов другими органами.

Статья 111. Полномочия первого руководителя уполномоченного госу-

дарственного органа

Первый руководитель уполномоченного государственного органа:

1) организует деятельность уполномоченного государственного орга- на и территориальных налоговых органов, других подразделений, входящих в систему уполномоченного государственного органа, по исполнению воз- ложенных на эти органы и подразделения функций, задач и обязанностей и несет ответственность за результаты этой деятельности;

2) вносит предложения в Правительство Республики Таджикистан о назначении на должность и освобождении от должности своих заместите- лей, об утверждении персонального состава членов коллегии уполномочен- ного государственного органа;

3) в соответствии с действующими в Республике Таджикистан норма- тивными правовыми актами об оплате труда утверждает штатные расписания и сметы расходов на содержание налоговых органов, других подведомс- твенных предприятий, организаций и подразделений, кроме подразделений налоговой полиции, уполномоченного государственного органа, которые регистрируются в финансовых органах;

4) определяет функциональные обязанности своих заместителей, ут- верждает Положения об управлениях, самостоятельных отделах и других подразделениях уполномоченного государственного органа, кроме подраз- делений налоговой полиции, в установленном порядке издает приказы, указания, инструкции и методические рекомендации;

5) назначает на должность и освобождает от должности первых руко- водителей территориальных налоговых органов;

6) определяет перечень должностей работников налоговых органов, других подведомственных уполномоченному государственному органу предп- риятий и организаций, кроме подразделений налоговой полиции, назначае- мых и освобождаемых от должности первым руководителем уполномоченного государственного органа и руководителями территориальных налоговых ор- ганов;

7) в установленном порядке присваивает работникам налоговых органов классные чины и работникам налоговой полиции специальные звания;

8) в установленном порядке представляет Президенту Республики Таджикистан ходатайство о присвоении высшему офицерскому составу налоговой полиции специальных званий и работникам налоговых органов классных чинов;

9) отменяет противоречащие настоящему Кодексу и иному законода- тельству Республики Таджикистан приказы, инструкции и указания руково- дителей нижестоящих налоговых органов и подразделений налоговой поли- ции;

10) вносит в соответствии с действующим законодательством в госу- дарственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и орга- низаций, независимо от формы собственности, и в общественные объедине- ния обязательные для рассмотрения представления и предложения об уст- ранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступ- лений и правонарушений;

11) выполняет другие функции, установленные действующими норма- тивными правовыми актами.

Статья 112. Финансирование и материально-техническое обеспечение

налоговых органов и подразделений налоговой полиции

1. Финансирование расходов налоговых органов и подразделений на- логовой полиции производится за счет республиканского бюджета.

2. Порядок и нормы материально-технического обеспечения налоговых органов и подразделений налоговой полиции устанавливаются Правительст- вом Республики Таджикистан.

3. Имущество налоговых органов и подразделений налоговой полиции является государственной собственностью. Указанное имущество привати- зации не подлежит.

Статья 113. Сотрудник налогового органа

1. На должности сотрудников налоговых органов всех уровней назна- чаются лица, отвечающие квалификационным требованиям для занятия долж- ностей, утверждаемым уполномоченным государственным органом в установ- ленном порядке.

2. Сотруднику налогового органа в установленном порядке присваи- вается классный чин.

3. Классные чины сотрудников налоговых органов, определяются Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.Положение о порядке присвоения классных чинов сотрудникам налоговых органов ут- верждаются Президентом Республики Таджикистан.

4. Сотрудникам налоговых органов выдается форменная одежда, об- разцы и нормы выдачи которой утверждаются Правительством Республики Таджикистан.

5. Сотрудникам налоговых органов в подтверждение их полномочий выдается служебное удостоверение, образец которого утверждается упол- номоченным государственным органом.

Статья 114. Прохождение службы в налоговых органах

1. Прохождение службы в налоговых органах регулируется законода- тельством Республики Таджикистан и настоящим Кодексом.

2. Сотрудники налоговых органов проходят аттестацию в установлен- ном нормативными правовыми актами порядке.

3. Сотрудникам налоговых органов запрещается:

1) наряду с основной должностью выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, творческой и педагогической деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью;

2) вмешиваться в деятельность налогоплательщика по вопросам, не связанным с предметом проверки или контроля;

3) взимать с налогоплательщика в наличной форме налоги, штрафы, проценты и иные обязательные платежи, за исключением случаев, установленных статьей 87 настоящего Кодекса;

4) использовать факт наличия налогового нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности налогоплательщика;

5) требовать предоставления документов, объяснений, и материалов, не относящихся к предмету налоговой проверки;

6) использовать и распространять информацию о налогоплательщике, полученную в процессе налоговой проверки в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом, и совершать другие действия, противоречащие нормативным правовым актам Республики Таджикистан.

Статья 115. Взаимоотношения налоговых органов и подразделений на-

логовой полиции с органами государственной власти

1. Налоговые органы и подразделения налоговой полиции осуществля- ют свои законные обязанности независимо от центральных и местных ис- полнительных органов государственной власти, правоохранительных, фи- нансовых и других государственных органов и взаимодействуют с этими органами.

2. Органы государственной власти обязаны оказывать содействие и предоставлять информацию по просьбе налоговых органов и подразделений налоговой полиции в целях обеспечения исполнения налогового законода- тельства и установления контроля за уплатой налогов. Этим органам зап- рещается вмешательство в деятельность налоговых органов и подразделе- ний налоговой полиции, если иное не установлено законодательством.

3. Таможенные органы и органы Фонда социальной защиты населения при Правительстве Республики Таджикистан обязаны регулярно в установ- ленном порядке предоставлять налоговым органам имеющуюся у них инфор- мацию, необходимую для исполнения налогового законодательства.

Статья 116. Передача руководителем полномочий другим лицам

Руководитель налогового органа может передать должностному лицу налоговых органов полномочия или обязанности, доверенные ему или воз- ложенные на него законодательством, за исключением полномочий, предус- мотренных в части 2 статьи 120 настоящего Кодекса.

Статья 117. Годовые отчеты

1. В течение шести месяцев после окончания каждого финансового года уполномоченный государственный орган обеспечивает опубликование в общедоступных печатных органах отчета о работе налоговой системы Рес- публики Таджикистан.

2. Отчет должен содержать следующую информацию:

1) суммы налогов, собранных налоговыми органами с указанием наи- менования налогов, в соответствии с которыми они были собраны, и ра- йонных (городских) налоговых инспекций, в которых они были уплачены (собраны);

2) суммы задолженности по налогам (недоимки) с разбивкой в соот- ветствии с пунктом 1) настоящей части;

3) расходы, понесенные налоговыми органами в процессе сбора нало- гов;

4) статистические данные по предоставленным налоговым льготам и отсрочкам недоимки, в том числе в течение отчетного финансового года;

5) описание достижений и недостатков в работе налоговой системы;

6) список фамилий и имен физических лиц, наименований юридических лиц, налог с которых был начислен, но остается неуплаченным в сумме, превышающей 5000 месячных минимальных размеров заработной платы, с указанием также размера недоимки.

Статья 30 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговыми органами являются только Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения. Правовой статус Министерства РФ по налогам и сборам определяется Конституцией РФ, Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом РФ с изменениями и дополнениями от 8 июня 1999 года "О налоговых органах РФ" Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. №783.

Налоговые органы - правоприменительные органы, т.е. решая поставленные профессиональные задачи, действуют в строгом соответствии с налоговым и иным законодательством. Отсутствие в законодательстве определения термина "правоохранительные органы" позволяет отдельным юристам - теоретикам относить налоговые органы к правоохранительным, "обосновывая" это наличием у налоговых органов компетенции по реагированию на налоговые и административные правонарушения. Однако при отнесении того или иного органа к правоохранительным, следует руководствоваться иными критериями и ориентирами. Общеизвестно, что правоохранительная деятельность складывается из относительно разнообразных, но строго определенных функций:

  • 1) конституционного контроля;
  • 2) правосудия;
  • 3) организационного обеспечения деятельности судов;
  • 4) прокурорского надзора;
  • 5) выявления и расследования преступлений;
  • 6) оказания юридической помощи.

Каждое из направлений деятельности является прерогативой отдельно взятого правоохранительного органа и направлено на выполнение "своих" результатов. Ни одно из этих направлений деятельности не основополагающее для налоговых органов. Поэтому налоговые органы не могут быть правоохранительными органами. Всякий правоохранительный орган - правоприменительный, но далеко не всякий правоприменительный орган - правоохранительный.

Для реализации задач, возложенных на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций:

  • а) учет налогоплательщиков;
  • б) контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • в) исчисление окладных налогов;
  • г) приостановление операций по счетам в банках и наложение ареста на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • д) применение мер, направленных на пресечение и устранение выявленных нарушений налогового законодательства;
  • ж) осмотр любых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
  • з) контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;
  • и) проведение налоговых проверок, инвентаризации имущества налогоплательщиков;
  • к) полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля;
  • л) взыскание недоимок по налогам и сборам, а также пени;
  • м) законодательства о налогах;
  • н) привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • о) издание инструктивных и методических указаний по применению создание налоговых постов;

В соответствии с Налоговым кодеком РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщиков сборов, налоговых агентов, представителей налогоплательщиков и иных обязанных лиц следующую информацию:

документы, по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;

пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Одним из наиболее действенных способов налогового контроля является налоговая проверка.

Налоговая проверка может быть камеральной или выездной. Если камеральная налоговая проверка проводится в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных декларации и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах. НК РФ внес существенные коррективы в порядок осуществления и организации таких проверок. В отличие от ранее действующего законодательства, четко прописаны правила назначения, проведения и оформления результатов налоговой проверки, определены максимальные сроки проведения (3 месяца) с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Налогоплательщик, к которому для проведения выездной налоговой проверки прибыло должностное лицо налогового органа, вправе потребовать предъявления должностным лицом своего служебного удостоверения и постановления руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. Еще одно нововведение состоит в том, что налоговый орган не вправе проводить повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, за исключением случаев, когда вторая проверка связана с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Кроме того, налоговые органы вправе изымать по акту при проведении налоговой проверки у налогоплательщика документы. Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены. сокрыты, изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля налоговые органы вправе только в период проведения проверки.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых), налоговые органы получили вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством, Налоговым Кодексом налоговые органы наделены правом определять сумму налога расчетным путем также в случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшие к невозможности исчислить налоги.

Налоговые органы для осуществления своих функции, в том числе и функции налогового контроля, должны обладать необходимой информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы.

Новшеством в налоговом законодательстве явилось предоставление налоговым органом самостоятельно проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Под инвентаризацией понимается способ проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным учета. Она проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского и налогового учета. Налоговые органы наделены правом требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Так же, существенные изменения произошли в регулировании права налоговых органов производить взыскание налогов, сборов и пеней. В силу п.1 ст.45 Кодекса принудительное взыскание налога с организации производится, как правило, в бесспорном порядке, с физического лица - в судебном порядке. Взыскание штрафных санкций осуществляется исключительно по решению суда.

Налоговые органы вправе предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций (штрафов) за налоговые правонарушения. Следует подчеркнуть, что налогоплательщик не вправе требовать от налоговых органов предоставления отсрочки или рассрочки по уплате штрафов - это исключительное право налоговых органов.

Налоговый Кодекс ввел новые права налоговых органов по вызову в качестве свидетелей любых физических лиц, которым могут быть известны какие - либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля с компенсацией им расходов на проезд к местонахождению и пребывание в налоговом органе. Налоговый орган вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

При обнаружении нарушений в порядке выдачи лицензий на право осуществления определенных видов деятельности или нарушений условий лицензий налоговые органы вправе заявлять ходатайства перед органами, выдавшими лицензии, об аннулировании данных лицензий или о приостановлении их действий.

Главной обязанностью налоговых органов является проведение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, т.е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.

Налоговым кодексом РФ установлены следующие обязанности налоговых органов:

вести разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке предусмотренном Налоговым кодексом;

соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

Налоговым Кодексом предусмотрена обязанность налоговых органов сообщать органам налоговой полиции о возможных преступлениях в налоговой сфере. Соответствующие материалы должны направляться, если выявленные при проверках и иными способами обстоятельства позволяют предполагать совершение налогового преступления.

 


Читайте:



Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор

Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор

Для расчета берется заработок за 2 предыдущих года. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется...

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

feed-image RSS