Главная - Новости
Общее понятие финансовой основы обязательного социального страхования. Понятие и основы обязательного социального страхования

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

  1. правовое положение субъектов обязательного социального страхования;
  2. основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;
  3. ответственность субъектов обязательного социального страхования;
  4. устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  2. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  5. паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  6. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  7. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  8. обеспечение надзора и общественного контроля;
  9. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе



Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;



страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;

средства обязательного социального страхования - денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

3. Правовые основы обязательного социального страхования.

Одна из форм обязательного страхования, при котором страхо­вые отношения возникают в силу закона, - обязательное социальное страхование.

Общей правовой основой осуществления обязательно­го социального страхования является Закон Российской Федерации от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социаль­ного страхования»1, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации»2, Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации»3, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»4.

Обязательное социальное страхование представляет собой сие- тему создаваемых государством правовых, экономических и органи­зационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессиональ­ного заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необхо­димости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обязательное социальное страхование представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения. Его правовую базу составляют нормы финансового, трудового, гражданского права, права социального обеспечения. Основополагающим законом является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. , а также иные федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование в Российской Федерации должно осуществляться на основании следующих принципов:

Устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемой эквивалентностью страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

Государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственного регулирования системы обязательного социального страхования;

Паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательности уплаты страхователями страховых взносов в бюджета фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечения надзора и общественного контроля;

Автономности финансовой системы обязательного социального страхования.

В зависимости от характера события (страховой риск), влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан и в случае наступления которого осуществляется социальное страхование, они делятся на следующие виды:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временная нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;

Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потеря кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К видам страхового обеспечения законодатель относит:

1) оплату медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсию по старости;

3) пенсию по инвалидности;

4) пенсию по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

страхователи - организации, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). К страхователям относятся и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами уплачивать страховые взносы;

страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Застрахованные лица наделены соответственно правами и обязанностями. В частности, они имеют право на своевременное получение страхового обеспечения, на участие в управлении обязательным социальным страхованием, на защиту своих прав. Застрахованные лица обязаны вносить страховые взносы, если это предусмотрено законом, а также своевременно предъявлять страховщику документы, служащие основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения.

Страховщики имеют право проверять представленные документы, назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, представлять им отсрочку уплаты страховых взносов и другие права. К обязанностям, возлагаемым на страховщиков, относятся обеспечение сбора страховых взносов, своевременная выплата страхового обеспечения, подготовка обоснования тарифов, осуществление регистрации страхователей, бесплатное консультирование по вопросам обязательного социального страхования, а также иные обязанности.

Страхователи как самостоятельные субъекты данных отношений также наделены правом участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием, бесплатно получать информацию и консультации по вопросам страхования, пользоваться льготами и отсрочкой уплаты страховых взносов, защищать свои права. Обязанности страхователей включают в себя постановку на учет и снятие с учета у страховщика в определенные законодательством сроки, уплату страховых взносов, предъявление необходимых страховщику документов и сведений, выплаты определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» законодатель не только определяет данный вид страхования как систему мер, осуществляемых государством в целях компенсации гражданам различного рода социальных последствий, связанных с наступившими социальными страховыми рисками, но и отмечает необходимость государственного управления системой обязательного социального страхования. Государственное управление возлагается на Правительство Российской Федерации, которое создает страховщиков, осуществляющих обязательное социальное страхование.

Зарождение социального обеспечения в каждой стране происходило в соответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества.

Система обязательного социального страхования в нашей стране была сформирована в советский период. Заложенные в это время подходы к видам и механизмам социального обеспечения застрахованных в ряде случаев сохраняются и в период построения рыночной экономики.

Как известно рынок играет позитивную роль и негативную роль в социально-экономической жизни общества.

Позитивная роль рынка состоит в том, что он:

обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу, предприимчивость;

рационально распределяет трудовые, материальные и денежные ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу продуктов;

оперативно изменяет объем и структуру предложения приспосабливая ее к платежеспособному спросу, обеспечивая корректировку равновесия; способствует НТР;

заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления ориентируясь на цены соответствующие затратам;

оздоравливает экономику, очищая ее от нежизнеспособных неустойчивых хозяйственны единиц, повышает устойчивость всего хозяйства в целом;

повышает эффективность хозяйственной деятельности и является стихийным регулятором воспроизводственного процесса.

Негативная роль рынка проявляется в том, что он:

стимулирует чрезмерность в личном потреблении; не имеет механизмов защиты окружающей среды;

не обеспечивает сохранение невоспроизводимых ресурсов;

не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные сдвиги в экономике, обеспечить равновесие национальной экономики;

не содержит мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований в подготовке научных кадров;

не создает стимулов для производства товаров массового пользования - обороны, охраны общественного порядка, водоснабжения и др.;

не гарантирует право на доход, порождает поляризацию общества;

не обеспечивает социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, низкооплачиваемых слоев населения, не удовлетворяет их нужд в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.д.;

порождает монополизм, инфляцию, кризис перепроизводства.

Поэтому государство берет на себя выполнение таких функций как регулирование экономики, социальную, оборонную, управленческую и др.

Конституция РФ гарантирует право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государством и общественными делами и т.д.

В настоящее время в РФ, действующие до 2000 г. внебюджетные фонды, утратили свою автономность и были консолидированы в бюджетах соответствующего уровня. Исключение составили три государственных внебюджетных фонда социального назначения - пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти фонды представляют собой основу обязательного социального страхования, являющейся частью государственной системы социальной защиты населения, специфика которой состоит в осуществлении в соответствии с федеральным законом страхования возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Мировой опыт в области социального страхования подтверждает, что по сравнению с другими формами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными системами) данный институт защиты обладает важными преимуществами:

трудящиеся (от которых, как правило, требуется внесение страховых взносов) вовлекаются - материально и морально - в процесс защиты своего здоровья и поддержания трудоспособности;

создаются специализированные (а потому высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием и денежными выплатами, которые осуществляются одной и той же организацией, что обеспечивает максимум удобства для страхуемых;

гарантируются («материализуются») конституционные права граждан, делающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;

выплаты гарантируются путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.

Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

страхователи - организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);

страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством.

Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Социальное страхование направлено на защиту от социальных страховых рисков, к которым относятся риски, связанные с:

необходимостью получения медицинской помощи;

временной нетрудоспособностью;

трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

материнством;

инвалидностью;

наступлением старости;

потерей кормильца;

признанием безработным;

смертью застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

пособие по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, по безработице и др.;

пособие на санаторно-курортное лечение;

социальное пособие на погребение;

оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. ФЗ РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Внебюджетные фонды составляют и исполняют свои бюджеты, что является составной частью бюджетного процесса в РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. БК РФ. Гл. 17.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ, в порядке, установленным БК РФ.

Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, также определяются в соответствии БК РФ.

В бюджетах внебюджетных фондов отражаются их доходы и расходы.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Сбор и контроль за поступление обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между ними и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды обязательного социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств федерального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобрета-ют государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

В России действует три государственных внебюджетных фонда:

  1. Пенсионный фонд РФ (далее также - "ПФ РФ");
  2. Фонд социального страхования РФ (далее также - "ФСС РФ");
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее также - "ФФОМС").

Кроме того, в регионах действуют территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.

Обязательное социальное страхование .

Все эти фонды являются страховщиками в системе обязательного социального страхования и управляют денежными средствами , которые находятся в их ведении. Фонды являются некоммерческими организациями - финансово-кредитными учреждениями, созданными в целях реализации государственной политики в сфере обязательного социального страхования (далее также - "ОСС") и в более широком смысле - в сфере социального обеспечения . Каждый фонд имеет в своем распоряжении бюджет , находящийся за пределами федерального бюджета, отсюда и название - "внебюджетные".

Страховые случаи .

В основу любого страхования заложена вероятность наступления события в жизни застрахованного лица, последствия которого неблагоприятно сказываются на его материальном положении, эти вероятные события для целей страхования называются страховыми случаями, назовем их:

  • достижение пенсионного возраста;
  • наступление инвалидности;
  • потеря кормильца;
  • заболевание;
  • травма;
  • несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;
  • беременность и роды;
  • рождение ребенка (детей);
  • уход за ребенком в возрасте до полутора лет;
  • другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

1.1. Пенсионный фонд РФ является страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования. Данный вид страхования финансируется за счет средств бюджета ПФ РФ, в том числе за счет средств, направляемых туда из федерального бюджета. Для бесперебойной работы системы финансовые средства должны упорядоченно а) поступать в бюджет и б) расходоваться из него.

Страховые взносы .

Средства фонда формируются за счет страховых взносов. Они индивидуальны и обязательны, как и налоги , но, в отличие от последних, возмездны, т.к. впоследствии обеспечивают гражданину получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Именно за счет взносов образуются средства, которые выплачиваются застрахованным по наступлении страховых случаев.

Страховое обеспечение .

Обязательное страховое обеспечение - это выплата:

  1. трудовой пенсии ;
  2. социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Другие выплаты.

Кроме обязательного страхового обеспечения Пенсионный фонд выплачивает:

  1. пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии государственных служащих (за счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров);
  2. социальные выплаты отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям РФ и др.
  3. материнский (семейный) капитал .

Министерства вносят эти проекты в Правительство РФ вместе с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Если вносится проект бюджета с дефицитом, то утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Затем

Правительство РФ вносит проекты бюджетов в Государственную Думу .

Государственная Дума.

Из Государственной Думы проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассылаются Президенту РФ , в Совет Федерации , другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в

Счетную палату РФ на заключение.

Первое чтение.

Проекты должны быть рассмотрены на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Предмет первого чтения:

  1. прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов , в т.ч. поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  3. дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ.

Второе чтение.

Предмет второго чтения:

  1. распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов;
  2. источники финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде;
  3. текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ во втором чтении в течение 25 дней после их принятия в первом чтении.

Третье чтение.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня их принятия во втором чтении.

Проекты принимаются в целом. Принятые федеральные законы в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации.

Совет Федерации направляет принятые Государственной Думой федеральные законы в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение бюджета.

Срок рассмотрения законов со дня представления Государственной Думой - 14 дней. Федеральные законы голосуются на предмет одобрения в целом. В течение пяти дней со дня одобрения законы направляются Президенту РФ для подписания и обнародования.

Отклонение.

В случае отклонения законов Советом Федерации они передаются для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованные федеральные законы.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральные законы в одном чтении.

Региональный уровень.

Страховые взносы - это один из источников поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования.

Плательщики.

Обязанность уплачивать страховые взносы лежит на страхователях, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам :

а) организации;
б) индивидуальные предприниматели ;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) лица, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Особенность первой группы плательщиков состоит в том, что размеры страховых взносов, которые они должны уплачивать, определяются в законодательстве путем выделения объектов обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов и тарифов. Иными словами, без специальных расчетов назвать конкретные суммы, уплачиваемые лицами, производящими вознаграждения физическим лицам, невозможно.

В отличие от них лица из второй группы уплачивают взносы фиксированных размеров.

Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Объекты обложения страховыми взносами.

В федеральном законодательстве установлено, какие денежные суммы являются объектами обложения страховыми взносами. Для плательщиков, указанных в подпунктах "а" и "б" перечня лиц, производящих вознаграждения физическим лицам, объектами обложения признаются вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров , предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и другие виды договорных обязательств , например, отчуждение исключительного права на произведение науки, литературы, искусства.

Лица, указанные в подпункте "в" того же перечня, обязаны уплачивать страховые взносы от вознаграждений, уплачиваемых физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, то есть для данной категории плательщиков перечень договоров сужен.

Законодательство содержит перечень конкретных видов договоров , вознаграждения по которым исключаются из объектов обложения страховыми взносами, а также называет иные суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

В отношении лиц, занимающихся частной практикой, объекты обложения страховыми взносами не выделяются.

База для начисления страховых взносов.

Сумма вознаграждений за расчетный период составляет базу для начисления страховых взносов.

База определяется в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца.

Расчетный период по страховым взносам равняется одному календарному году.

В отношении лиц, занимающихся частной практикой, база для начисления страховых взносов не выделяется.

Размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов называется тарифом. Устанавливаются тарифы федеральным законом и дифференцируются с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

По общему правилу тарифы на дату подготовки настоящего материала составляли:

  1. Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
  2. Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2012 года - 5,1 процента.

Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховые взносы, уплачиваемые лицами, занимающимися частной практикой и не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

К этой категории прежде всего относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, но могут относиться и другие лица (перечень открытый).

Все они уплачивают взносы только в два фонда:

  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

((2 x 5205) x 26%) x 12 = 32479,2

Словесное описание формулы: произведение двукратного минимального размера оплаты труда , установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию.

Определяется по следующей формуле:

(5205 x 5,1%) x 12 = 3185,46

Словесное описание формулы: произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличенное в 12 раз.

Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Страховой случай и страховой риск.

Страховой случай - это свершившееся событие, которое является фактическим основанием для выплаты, в отличие от страхового риска, под которым понимается вероятность наступления страхового случая. Данная вероятность может быть рассчитана на основе статистических и иных данных (теория вероятности и др.) путем проведения актуарных расчетов.

Однако в законодательстве об обязательном социальном страховании разница между страховым случаем и страховым риском в указанном смысле не проводится.

Законодательная трактовка страхового риска сводится к одному из трех вариантов:

1-й: перечисляются вредные последствия наступления страхового случая;

2-й: описывается предполагаемое событие, с которым связывается наступление ответственности страховщика;

3-й: используется другое понятие, например, профессиональный риск.

Теперь посмотрим, какие страховые случаи и риски установлены для различных видов социального страхования:

1) в обязательном пенсионном страховании:

  • страховой случай - достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца;
  • страховой риск - утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода

2) в обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

  • страховые риски - временная утрата выплат (обычно заработка) застрахованным лицом или дополнительные расходы застрахованного лица, членов его семьи в связи с наступлением страхового случая;
  • страховые случаи - временная нетрудоспособность застрахованного лица/беременность и роды/рождение ребенка (детей)/уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет/смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи;

3) в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

  • профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (страхованием также покрываются профессиональные риски трудящихся лиц, осужденных к лишению свободы , и лиц, работающих по гражданско-правовому договору, но в последнем случае только если в договоре было достигнуто соглашение об уплате страховых взносов в пользу исполнителя);
  • страховой случай - факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

4) в обязательном медицинском страховании:

  • страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость оплаты медицинской помощи застрахованному лицу;
  • страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному предоставляется страховое обеспечение.

Страховое обеспечение .

Выплаты в пользу застрахованных или иных лиц, имеющих право на их получение, называют страховым обеспечением, страховым возмещением или обеспечением по страхованию. Все эти термины можно считать синонимами, но при этом учитывать, что, во-первых, не во всех случаях получателем выплачиваемых денег является застрахованный, а, во-вторых, не во всех случаях до получателя доходят именно деньги, это может быть помощь другого рода, например лечение.

По-настоящему разнообразны формы страхового обеспечения. Обеспечение может быть единовременное и ежемесячное, может облекаться в форму пенсии , пособия или страховой выплаты, а также предоставляться в виде оплаты медицинской и иной помощи, оказываемой застрахованному лицу, или в виде самой этой помощи.

Итак, страховое обеспечение может быть распределено по следующим формам (разновидностям):

  • пенсии - трудовая по старости/трудовая по инвалидности/трудовая по случаю потери кормильца;
  • пособия - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти/по временной нетрудоспособности (есть в двух видах обязательного социального страхования)/по беременности и родам/женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности/при рождении ребенка/по уходу за ребенком/на погребение;
  • страховые выплаты - единовременная выплата средств пенсионных накоплений/срочная пенсионная выплата/выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица/выплата по случаю смерти застрахованного лица (последняя не относится к пенсионному страхованию);
  • оплата помощи, оказываемой застрахованному лицу - оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая/оплата медицинской организации медицинской помощи, предоставленной застрахованному лицу;
  • помощь, оказываемая застрахованному лицу - предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Сохранность денежных средств в системе обязательного социального страхования и ее стабильность

Законодательно сохранность денежных средств обязательного социального страхования и стабильность всей системы гарантируются рядом нормативных требований, установлений и запретов.

Во-первых, средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью , а страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Во-вторых, есть ряд требований, предъявляемых к хранению денежных средств обязательного социального страхования. Государственные внебюджетные фонды, территориальные фонды ОМС обязаны хранить эти средства на счетах в учреждениях Центрального банка РФ . При отсутствии таких учреждений на обслуживаемой территории или невозможности выполнения ими этих функций - на счетах, открываемых в кредитных организациях , отбираемых страховщиками на конкурсной основе.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

В-третьих, установлены государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. К ним относятся: а) возможность финансирования бюджетов страховщиков межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, б) ограничения, накладываемые на вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования (только под обязательства Правительства РФ , обеспечивающие их доходность).

В-четвертых, денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

В-пятых, отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания РФ

Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.

В-шестых, в системе обязательного социального страхования предусмотрена возможность контроля как со стороны специальных уполномоченных государственных органов , так и со стороны профсоюзов .

В-седьмых, нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем надо отметить, что наказывается не только нецелевое расходование, но и ряд других правонарушений , подрывающих стабильность системы обязательного социального страхования. К этим правонарушениям относятся:

В соответствии с КоАП РФ:

  1. нарушение кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, контролирующего исчисление, полноту и своевременность уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, пеней, штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда;
  2. нарушение страхователями установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов;
  3. нарушение установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления сведений в органы государственных внебюджетных фондов;
  4. сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с УК РФ:

  1. неисполнение обязанностей налогового агента;
  2. нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.

Социальное страхование является важнейшим элементом социальной защиты населения, оно представляет собой и особую финансовую систему. Главными элементами финансовой системы социального страхования являются:

  • оплата страховых взносов,
  • образование фондов социального страхования,
  • реализация социальных выплат.

Рисунок 1. Финансовый механизм социального страхования. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основы финансового механизма социального страхования

Специфика всякого страхового механизма заключена в образовании целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов всех участников таких фондов. По экономическому содержанию фонды социального страхования обладают той же страховой природой. Однако социально регулируемый и обязательный характер данных фондов принес определенные особенности в их практическое функционирование и организацию:

  • обязательное участие работодателей в оплате премий по страхованию;
  • установление "ограниченной" (с целью осуществления принципа социальной солидарности) эквивалентности между выплатами и взносами;
  • определение размера, порядка расчета выплат и взносов, других существенных условий страхования государственными законодательными нормами;
  • существование обязательной государственный ответственности за платежеспособность и финансовую устойчивость системы социального страхования, которая включает предоставление государственных субсидий и дотаций;
  • подконтрольность фондов государственным властным органам.

Изначально финансовое участие государства в социальном страховании не задумывалось. Но в силу политических и социальных факторов государство вынуждено было подключиться к финансированию системы страхования, что было предопределено следующими обстоятельствами:

  1. необходимость внесения страховых взносов за те категории населения, не обладавшие трудовым доходом, но имели нужду в социальной помощи (пенсионеры, дети, безработные);
  2. предоставление дополнительных средств для социальных выплат в увеличенных размерах тем гражданам, которые в силу специфики собственного труда и положения в социуме потребовали более высокого уровня социальных гарантий (профессии увеличенного риска, граждане, которые проживают в особенных территориальных зонах, и пр.);
  3. обязательства регулирования социального страхования государством, что предполагало дотирование бюджета системы прямого типа в случае обоснованной нехватки собственных средств.

Место государства в финансовом механизме социального страхования и его методики

Во всяком случае государственное финансовое участие было продиктовано главным образом принятием на себя новых социальных функций защиты требуемого уровня жизни населения, что в настоящий момент стало главным признаком социально-ориентированной экономики. Во-первых, достижение стабильности в социуме потребовало дополнительного распределения доходов в системе социального страхования не только согласно действию социальных рисков, но и при учете материального положения застрахованных. Во-вторых, государство вынуждено было скорректировать меру компенсации ущерба конкретными стандартами, при этом ограничив социальную нагрузку на экономическую среду.

Замечание 1

Социальное страхование является социальноориентированным обязательным страхованием основного контингента населения от социальных рисков, которые определяются социальной политикой государства.

Чем меньше будет нарушен принцип эквивалентности социальных выплат и страховых взносов, тем ближе финансовый механизм по социальному страхованию будет к "страховому" механизму. Чем сильнее и чаще применяется принцип солидарности в противопоставление эквивалентности меж страховыми выплатами и взносами, тем ближе механизм социального страхования к бюджетному социальному обеспечению государства.

Страховые фонды формируются по определенным правилам, преследуя цель максимальной компенсации рисков при минимальных необходимых тратах участников схемы страхования.

Социальное страхование применяет две методики покрытия рисков:

  1. распределение вероятностного ущерба меж всеми участниками фонда за счет предварительной оплаты взносов;
  2. капитализация, предусматривающая индивидуальное накопление взносов любого из участников к моменту выплаты страхования.

Капитализация в сфере страхования не применяется в качестве самостоятельного механизма, а лишь в слиянии с распределением. Это значит, что часть взносов поступает в так именуемый рисковый фонд, средства которого направлены на выплаты по страхованию тем застрахованным, кто в силу раннего совершения риска не сумел накопить собственный индивидуальный страховой фонд.

Замечание 2

Механизм капитализации используется в основном в долгосрочных видах страхования, к примеру, в пенсионном.

Методика формирования фондов страхования, основанная на распределении ущерба, в страховании социального типа получила наименование "pay-as-you-go", то есть текущие расходы - за счет текущих доходов.

Методика формирования фондов страхования, основанная на накоплении, обладает несколькими названиями:

  • «капитализация»,
  • "фондированная система",
  • "система индивидуальных накопительных счетов".

Страховые выплаты будут равняться оплаченным страховым взносам, которые увеличены на определенную норму доходности или, наоборот, взносы страхования будут находиться в зависимости от величины планируемых выплат при учете дисконтирования.

Наличествуют объективные факторы, которые ограничивают использование фондированных систем страхования для покрытия социальных рисков в масштабе государства, на которые указывает множество современных экономистов.

Капитализация предполагает веское превышение доходов над расходами в фондах страхования, чтобы всегда существовали временно свободные деньги для инвестирования, притом в долгосрочной перспективе. По-другому рисковый фонд на покрытие выплат в пользу современных бенефициаров в системе капитализации не позволит сформировать индивидуальные фонды страхования.

 


Читайте:



Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор

Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор

Для расчета берется заработок за 2 предыдущих года. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется...

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

feed-image RSS