Главная - Устройства
Долг, честь и достоинство – моральные ориентиры в служебной деятельности сотрудника ОВД. Сущность служебного долга сотрудника правоохранительных органов Категория долга долг служебный и моральный

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое – атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.

В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг – действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требований служебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.

Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.

Долг становится общественной необходимостью, выраженной в превентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, с целью распространения требований нравственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной деятельности.

Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности.

Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым.

Будь! - долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, зовет, требует, настаивает на ее претворение в жизнь.

Быть человеком долга - значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих личностей высоко ценили чувство долга. И. Кант отмечал, например, что долг - это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. «Не забывай долга, - повторяет эту мысль А. Блок, - это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов - высокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах:

1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;

2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;

3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

Юридическая этика

Задачи:

Таким образом, этика

Каково соотношение морального и служебного долга.

Все документы правового характера не содержат однородных решений для любой ситуации, а лишь предписывают ограничения, в рамках которых решения должны быть приняты. Ограничения зачастую таковы, что в зависимости от уровня культуры и степени нравственной воспитанности сотрудника создавшаяся ситуация может быть решена или вежливо и казенно, формально-бюрократически или с учетом чувства достоинства людей, в нее попавших. Очевидно, что результатом различных решений ситуационной коллизии будут противоположные моральные последствия для нравственного здоровья общества и для поддержания авторитета правоохранительных органов. Областями, в которой категория долга получила особое признание, всегда были сферы военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах деятельности долг использовался и продолжает использоваться как императивная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника, будучи составной частью общественного долга, является нравственным в его объективном и субъективном выражении.

Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь. Исходя из этого, диалектика служебного и нравственного долга заключается в том, что долг сотрудника - это почетная и высокая обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными убеждениями. Совпадение доминирующего желания с долгом есть своего рода апофеоз нравственности, долг - это требование общества, коллектива, желание - атрибут личности. Важно осознать, что в конечном счете долг работает на достижение желаемого, а желаемое при его правильном пониманииведет к более успешному выполнению служебного долга.

Из истории возникновения и развития этической мысли.

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись на фоне становящейся философии, т. е. этика была слита с философией. В литературе отмечается, что с определенными оговорками можно утверждать: к концу XVIII века завершился подготовительный (предварительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому времени философы (и прежде всего Кант) осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества.

Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия до н. э. и происходил практически одновременно в Древней Греции, в Индии и Китае. Сам термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель (381-322 гг. до н. э). Но не этого выдающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым этиком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности занимались учитель Платона - Сократ (469-399 гг. до н. э.), Протагор, Демокрит. Нравственная проблематика занимала определенное место в творческих исканиях многих мыслителей, живших в V и в последующих веках до нашей эры. Естественно, среди первых вопросов, которыми задавались философы, были не только мировоззренческие, но и вопросы нравственного характера (прежде всего вопрос о месте человека в мире и смысле его жизни).

Причины столь позднего ≪созревания≫ этики (к XVIII веку) обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали.

Для выявления же специфики этики, особенности ее предмета, целесообразно сопоставить ее с другими отраслями духовной деятельности (исходя из принципа, что все познается в сравнении). Иначе говоря, этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением мировоззренческим, теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Теоретическая глубина этики позволяет ей давать человеку убедительные рекомендации.

При всем этом на долю этики (нравственной философии) выпадает две задачи:

1) выявить сущность морали;

2) координировать исследование морали различными науками.

Основные положения Кодексов поведения юристов.

Кодекс чести юриста.

Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора. В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершил правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требования к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему:

Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и

человеческого достоинства в соответствии с международными и российскими правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого

профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общественная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищенность населения, граждан.

Разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД

прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга.

Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с

преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений.

Безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность,

забота о профессиональной чести - «честь - в службе», общественной репутации сотрудника ОВД.

Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции,

всемерно препятствовать таким явлениям.

Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать невинных от

беззакония и обмана, слабых от запугивания, мирных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не оставлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инвалидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности.

Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная

солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в нестандартных, экстремальных условиях.

Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области

служебной этики, повышение общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое) освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники правоохранительных органов, способные в своей деятельности проявить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, беспристрастность, скромность, профессионализм.

Долг служебный и моральный.

Служебный долг юриста – совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Как составная часть общественного долга служебный долг юриста – основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности. Служебный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда. Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу(коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей. Служебный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Например., в требованиях юридически оформленного долга, выраженного в присяге прокурора заключена и моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального долга нет юридических требований, которые были лишены моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не обладали бы правовой силой. Следовательно, в служебный долг правовая и нравственная стороны сливаются воедино. Служебный долг - необходимое качество работника; внутренне осознаваемое чувство ответственности за конкретный участок работы, понимание необходимости, общественной полезности, четкости в выполнении порученного дела.

Моральный долг - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.

Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального долга.

Статья 5. Профессиональные долг, честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел (Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел РФ).

1. Профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел.

2. Долг сотрудника состоит в безусловном выполнении закреплённых Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надёжной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности.

6. Профессиональные долг, честь и достоинство выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника и показателями его готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

Культура речи.

К основным компонентам культурной речи относятся правильность, богатство языка, краткость, ясность, уместность и эмоциональная выразительность.

1. Профессия юрист требует на только высоких нравственных качеств, но и широкого общего образования.

2. Юрист часто бывает конфиденциальным собеседником, а это требует высочайшего уровня культуры. И в каждом конкретном случае нужно находить необходимый тон слова и грамотно выражать свои мысли.

3. Каждый юрист, а тем более руководитель органа выступает как оратор, как пропагандист правовых, нравственных знаний.

4. Умение говорить и выступать публично, владение языком издавна считается атрибутивным качеством юриста, сотрудника органов внутренних дел.

5. Язык - инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Для юриста вопросы культуры речи актуальны и злободневны в виду практической необходимости.

В обобщенном виде требования культуры речи, внешнего облика сотрудника сводятся к следующим положениям:

Сотрудникам полиции особенно полезно знать арго - жаргон криминалитета,

чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их языком - значит унизить, оскорбить самого себя, опуститься до их уровня.

Правильный тон речи сотрудника органов внутренних дел - средство убеждения и

в то же время проявление уважения к собеседнику. Спокойный, ровный тон, безусловно, помогает ему убедить собеседника, в то время как раздражительность, нервозность, крикливость сводят на нет все его доводы, делают сотрудника невыносимым собеседником.

Чем культурнее человек, тем словарный запас богаче.

Никогда, ни при каких обстоятельствах, не следует забывать о главном критерии

действий и поведения сотрудника ОВД: законность и моральная оценка общественным мнением, людьми, ради безопасности и спокойствия которых существует данная служба (Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел // Приложение к Приказу МВД России №501, 19 ноября 1993 г.).

Профессиональная честь сотрудника ОВД должна быть превыше всего.

В заключение приведем общепринятые коммуникативные постулаты

Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной

передачи информации.

Не отвлекаться от темы.

Говорить только правду.

Говорить определенно, не двусмысленно.

Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника.

Очень часто постулаты не соблюдаются.

Требования, предъявляемые к нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов.

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов.

Нравственные качества, входящие в понятие нравственной культуры личности, всегда играли и играют ныне огромную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности, особенно военной, в деятельности спецслужб и правоохранительных органов.

В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравственная культура сотрудников правоохранительных органов совпадает с нравственной культурой граждан России.

В обобщенном виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:

Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и

человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого

профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

Разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику

правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с

преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;

Безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность,

забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;

Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная

солидарность,

Взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к

действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;

Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области

служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Отношение к окружающим: скромность, гордость своей профессией, уважение чувства достоинства и чести – у себя и у других, совестливость, справедливость, требовательность, правдивость, вежливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь.

Отношение к выполнению служебных обязанностей: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, требовательность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, инициативность, честность, бескорыстие, усердие, самостоятельность, деловитость, творческий подход.

Основные нравственные требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной системы: идейная убежденность, личная дисциплинированность, законность, постоянное совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и др.

Служебный этикет юриста

Что касается профессиональной деятельности юриста, то она в полной мере связана с эстетикой, поскольку здесь отчетливо видны особенности и результаты этого взаимодействия. Они выражаются в эстетической культуре юриста, которая является основой правовой эстетики как научного направления.

Требования правовой эстетики касаются всех аспектов деятельности юриста. Они способствуют обеспечению эффективной и оптимальной организации труда юриста, ее высокой культуры, создания обстановки делового комфорта.

Этическое и эстетическое в юриспруденции (с учетом их специфики), как и в иной науке, составляют неразрывное целое.

Эстетическая культура юриста имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона предстает в формах ее проявления и характеризует внешнюю сторону деятельности юриста; внутренняя - в требованиях восприятия прекрасного, которые являются глубинными свойствами личности и характеризуют внутреннюю сторону эстетической культуры юриста как личности, его идеалы, эстетический вкус.

37. Личная дисциплинированность – основное требование к нравственной культуре юриста.

Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для сотрудника глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормативные акты, регламентирующие служебную деятельность.

Она является проявлением ответственности сотрудника за свои действия перед обществом и законом, понимания необходимости подчинять свои действия роле начальника, личные интересы - интересам службы.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество сотрудника органов внутренних дел, обеспечивающее устойчивое и неукоснительное выполнение требований законов и иных нормативных актов. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение законности,

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений начальников

бережное отношение к оружию, технике, средствам связи, иному служебному имуществу.

Образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

Убежденность в необходимости и целесообразности служебной дисциплины,

знание законов и иных нормативных актов, регламентирующих служебную деятельность,

Умение управлять собой в соответствии с требованиями служебной

дисциплины, навыки и привычки дисциплинированного поведения, самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с

человеком и тем более не дается сотруднику органов внутренних дел вместе с погонами. Оно формируется и развивается в процессе деятельности.

38. Сущность и содержание этики работника прокуратуры.

Поведение государственного обвинителя, его позиция в целом должны опираться на нравственные нормы и им соответствовать. Прокурор защищает интересы общества, выступает от имени государства, но он в то же время призван охранять и законные интересы подсудимого, его достоинство.

Этика прокурорского работника

Нормативная основа:

ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года (ред. от 01 июля 2010 года);

Кодекс этики прокурорского работника

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Таким образом, можно дать следующее определение прокурорской этики. Прокурорская этика - наличие у прокуроров и следователей высокого уровня общеобразовательной и теоретической подготовки, обладание глубокими знаниями в различных областях, духовными и душевными качествами, проявление высочайшего профессионализма при выполнении своих функциональных и должностных обязанностей, неуклонное соблюдение при этом правил нравственности, принципов деятельности органов прокуратуры и гуманное отношение к людям.

Целью настоящего Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью.

Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:

Сохранять личное достоинство в любой ситуации, быть образцом поведения, добропорядочности, избегать конфликтных ситуаций, постоянно повышать профессиональную квалификацию, культурный уровень и т.д. (исходя из общих положений кодекса).

Предмет и задачи курса «Профессиональная этика».

Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. Задача этики состоит в том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали. Профессиональную этику юриста можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. Значение профессиональной этики юриста состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами.

Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом

гуманистическим содержанием. Профессиональная этика юриста, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие, как на законодательство, так и на правоприменение.

Задачи: способствовать правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Таким образом, этика – это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о её специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни.

Краткое описание

Механизм поведения сотрудников в коллективах основывает¬ся на трех важнейших факторах:
1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;
2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;
3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируе¬мых коллективом и обществом.

Введение………………………………………….……………………………….3
1. Нравственная культура сотрудников правоохранительных органов.….…………………………………………………………………….4
2. .Структура нравственной культуры………………………………..………..6
3. Профессионально – нравственная деформация и ее факторы…………..10
4. Служебный долг и моральная ответственность сотрудников ОВД ….…12
5. Заключение…………………………………………………………………17
Список используемой литературы…………………………………………...18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение………………………………………….…………… ………………….3

  1. Нравственная культура сотрудников правоохранительных органов.….…………………………………………………… ……………….4
  2. .Структура нравственной культуры………………………………..………..6
  3. Профессионально – нравственная деформация и ее факторы…………..10
  4. Служебный долг и моральная ответственность сотрудников ОВД ….…12
  5. Заключение…………………………………………………… ……………17

Список используемой литературы…………………………………………... 18

Введение

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов - высокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников. Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах:

1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;

2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;

3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

  1. Нравственная культура сотрудников правоохранительных органов.

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т.к. она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством.

Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам правоохранительных органов приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников правоохранительных органов оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан.

Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий «нравственность» и «культура». Нравственность как известно, это практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъектом культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. И во все этих случаях культура выступает как качественная характеристика степени совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам.

Нравственная культура – умение грамотно и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.

  1. Структура нравственной культуры.

В структурном отношении культуру личности можно рассматривать исходя из различных оснований, добиваясь, таким образом, всесторонности. С точки зрения соотношения духовного и практического в ней с полным основанием можно выделить следующие уровни: теоретический или рациональный, чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно с основанием утверждать, что культура - это духовный потенциал личности в действии.

В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня:

1) теоретический (рациональный);

2) психологический (чувственный).

Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиции добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций.

Содержанием теоретического или рационального уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными и государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности.

Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, результатом деятельности ума и сердца, становятся важной целью передаточного механизма от нравственного сознания к нравственному поведению.

Культура нравственных потребностей - это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных органов сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования общественной морали и воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных качеств.

Вторым уровнем нравственного сознания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта. Это своего рода первоэлементы морального сознания. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности.

Например, интимные чувства - это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отношениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь.

Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются морально-политическими чувствами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим люди, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и солидарности, национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию, многообразны по своему проявлению и представляют скорее сплав личного и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны и динамичны, чувства морально-политические более устойчивы, стабилизированы.

Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, нетерпимости к национальной и расовой розни.

Нравственные качества, которым уделяется особое внимание, и которые принято называть собственно моральными: честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, умение себя вести.

Нравственные качества выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения (как профессионального, так и повседневного) следователей, прокуроров, адвокатов, судей. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения были подлинно нравственными, эти лица должны обладать определенными моральными качествами, быть нравственно воспитанными. Следователей, прокуроров, адвокатов, судей, должны отличать глубокое уважение к закону, верность его букве и духу, стойкость и неподверженность постороннему влиянию, самостоятельность в суждениях и бдительность. Они обязаны быть требовательными к себе и к людям, честны и неподкупны, скромны и вежливы, мужественны и решительны, трудолюбивы.

Трудно найти другую профессию, обладая которой ежедневно приходилось бы сталкиваться с таким обилием самых разнообразных жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров. И во всем этом многообразии необходимо разобраться оперативно, всесторонне, полно и глубоко. Следователь, прокурор, адвокат, судья должны быть максимально выдержанными, тактичными, корректными, собранными, хладнокровными и спокойными в отношении каждого человека - преступника-рецидивиста и бытового склочника, матерого убийцы и обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, старика и подростка, попавших в сферу правосудия. И как бы при этом ни было велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев к бандиту и убийце, насильнику и грабителю, срыв здесь недопустим, как недопустимы и угрозы, грубость, обман, ложь, какими бы благими намерениями и причинами они ни объяснялись.

Start="3"

Профессионально – нравственная деформация и ее факторы

Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием «личного и служебного достоинства», «профессионального долга и чести». Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия.

Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность - верный путь к нравственной деформации сотрудника.

Эта деформация характеризуется следующими показателями:

· формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным);

· злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, неоправданное применение физической силы, боевых приемов, специальных средств и оружия);

· терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения служебного долга;

· формализм и упрощенчество при оформлении документации;

· нарушения процессуального кодекса;

· психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений);

· приоритетная ориентация в коллективе на моральные антиценности;

· неразборчивость в средствах;

· формирование атмосферы круговой поруки;

· грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызванные служебной необходимостью, как норма поведения за рулем;

· бытовое разложение, пьянство;

· грубые нарушения законности при одобрительном отношении к этому многих членов служебного коллектива;

· разглашение служебной тайны;

· сращивание с преступным миром;

· групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.).

Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют исключительно важное значение, прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также для сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с личным составом. Для своевременной нейтрализации и профилактики, негативной нравственной деформации и преступной деградации служебного коллектива, необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие причины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины):

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Однако следует различать эти понятия. Долг – это требование общества, коллектива, а желаемое – атрибут личности. В конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое, при правильном понимании, ведет к исполнению долга.

В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Следовательно, общественный долг – действующее сознание. Отношение к общественному долгу характеризует не только личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

Специфика требований служебного долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества – исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

Общность правовых и нравственных требований характерна для всего российского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов общественных требований более тесное и глубокое. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, своих руководителей, осознаваемая как внутреннее побуждение – это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно.

Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не только его практические результаты, но и мотивы деятельности. Кроме того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности.

В связи с этим крайне важное значение в деятельности правоохранительных органов приобретает категорияморальной ответственности.

Категория моральной ответственности в существенной мере коррелируется с категорией профессионального долга, являясь в определенной степени одной из его составляющих. Ответственность выражает отношение общества или человека к выполнению субъектом нравственного долга.

Моральная ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ответственность – это способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя ответственность выступает в виде общественных санкций за действия личности.

Иногда ответственность подразделяют на позитивную и негативную. Позитивная ответственность – это сознательное и добросовестное выполнение личностью предъявляемых к ней требований. Она ориентирует с на должное исполнение субъектом возложенных на него обязанностей. Негативная ответственность – реакция общества или личности на совершенные проступки.

Моральная ответственность отличается от юридической, которая всегда связана с применением мер государственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные действия может предъявлять не только общество, но и сам субъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с общественным и личным осуждением.

В этой связи встает вопрос о мере ответственности. В определении юридической ответственности действуют четкие правовые рамки. Моральная ответственность таких рамок не имеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.к. общество или сам человек в каждой конкретной ситуации определяет, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Однако, это не означает что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Такими основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя.

Мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна в меру свободы выбора, т.е. она отвечает лишь за то, что она объективно могла и субъективно должна была выбрать и реализовать в поступке.

В последние годы остро встал вопрос об ответственности правоохранительных органов и их сотрудников за совершенные ими действия. Суть этого вопроса состоит в следующем: в какой мере и за что они могут и должны нести ответственность.

Мера ответственности, как было отмечено выше, определяется мерой свободы выбора, т.е. наличием объективных возможностей для альтернативных действий и степенью следования нравственным требованиям. Сотрудники правоохранительных органов должны нести ответственность за конкретные противоправные или аморальные действия конкретных лиц или органов государства. Однако в действительности оценка действий человека или целой организации не всегда укладывается в ту или иную формулу. Многие вопросы требуют глубокого анализа и должны решаться по-своему в каждом конкретном случае с учетом всех сопутствующих им обстоятельств.

 


Читайте:



Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

История работы на территории РФ

История работы на территории РФ

Высокий уровень безопасности и стабильности Дойче банка (ДБ), осуществляющего деятельность на территории многих государств Европы и мира,...

feed-image RSS