План лекции1. Зарождение институционального
направления в экономической науке: общая
характеристика. Идеи Т. Веблена, Дж. Р.
Коммонса, У. Митчелла.
2. Проблемы собственности и власти в
экономике: А. Берли, Г. Минз.
Экономические идеи Дж. К. Гэлбрейта.
1. Предшественники институционализма
2. ТорстейнВеблен - основатель институционализма
Немецкая историческая школа провозгласила специфичность социально-экономических условий страны важнейшим фактором функционирования и развития национальной экономики
Главным методом этой школы стал эмпиризм, т. е. выведение научных обобщений на основе бесстрастного изучения общественной практики, анализа объективных статистических данных
Немецкая историческая школа противопоставила тезису классиков о «невидимой руке» концепцию национальных интересов, которая предполагает активное вмешательство государства в экономику
1789-1846
-национальная экономика;
-ассоциация индивидуальных сил;
-производительные силы: моральные и социальные;
-роль государства
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
4. У.Митчелл и Дж.Кларк
У. Митчелл:
рыночная экономика нестабильна;
Причина нестабильности –деловые циклы;
Государственное вмешательство;
Страхование безработицы.
Дж. Кларк:
антикризисные мероприятия –прерогатива государства;
увеличение государственных расходов;
диффузия выгод (преимущества для всех)
Слайд 18
5. Теория коллективных действий Дж. Коммонса
1862-1945
Институты как коллективные действия
Слайд 19
Сделка как экономическое явление характеризуется четырьмя факторами: 1) передачей собственности,
2) денежной ценой,
3) обязательством, подлежащим исполнению
4) платежом.
Суды должны учитывать все эти четыре фактора одновременно. С точки зрения последовательности во времени процесс сделки содержит три этапа: 1) переговоры, 2) принятие обязательства, 3) его выполнение.
Слайд 20
Слайд 21
6. Новое индустриальное общество Дж.К. Гэлбрейта
Джон Гэлбрейт(1908-2006) - американский институционалист, автор теории нового индустриального общества.
В книге «Экономическая теория и цели общества» Дж. К. Гэлбрейт отмечает, что корпорации, управляемые техноструктурой составляют планирующую подсистему экономики, а мелкие фирмы - рыночную подсистему. При этом планирующая подсистема эксплуатирует рыночную, порождая при этом неравенство в прибыли. Дж. К. Гэлбрейт считает, что в экономике СССР ведущие позиции также заняла техноструктура, что в конечном итоге должно было привести к эволюционной конвергенции рыночной и плановой экономической систем. В этой книге он вводит категорию «самоэксплуатация» - так он называет деятельность работодателя или работающего в своей фирме предпринимателя.
Слайд 22
Контракт - необходимый механизм координации производственных планов между различными фирма-
ми, входящими в планирующую систему.
Слайд 23
Гэлбрейт доказывает, что власть в современной крупной корпорации постепенно переходит от собственников капитала к управляющим.
Необходимость получения и оценки информации, поступающей от многих лиц, в процессе принятия решения в современной промышленности обусловливается тремя основными моментами:
Технологические потребности;
Потребности планирования
Потребности координации
Слайд 24
Выводы
Гэлбрейт особо выделяет группу тех, кто участвует в работе над информацией, используемой для принятия группового решения. Он называет эту группу техноструктурой. Именно эта группа людей, а не администрация направляет деятельность предприятия, является его мозгом.
Главной целью техноструктуры, как и любой организации, является самосохранение.
Организация - система сознательно согласованных действий нескольких лиц.
Гэлбрейтвыделяет четыре типа побудительных мотивов
Слайд 25
Слайд 26
7. Й.Шумпетер и теория предпринимателя-новатора
Один из сторонников институционализма американский экономист австрийского происхождения, профессор из Гарварда Йозеф Шумпетер (1883–1950) рассматривал предпринимательство и фирму в условиях развивающегося капитализма, когда экономику уже стали потрясать экономические кризисы. Он пришел к выводу о том, что сама система, развиваясь, идет к краху. По его мнению, капиталистическая система погибает не от экономического краха, но сам ее успех подрывает защищающие ее общественные институты и неизбежно создает условия, в которых она не сможет выжить.
Слайд 27
Субъектом развития выступает предприниматель, который создает новые потребительские блага, методы производства и транспортировки их потребителю, новые рынки и другие формы экономической организации.
Одновременно новые элементы вытесняют и заменяют предыдущие, т.е. такой предприниматель-новатор невольно выполняет функцию созидательного разрушения. Однако существующий механизм развития не мог бы устойчиво функционировать, если бы у него не было институтов, выполняющих компенсаторных функции. Такими институтами выступают патенты, лицензии, коммерческие тайны, которые сдерживают и контролируют распространение новаций.
Слайд 28
8. Экономическое направление институционализма
Р.Коуз:
дал основу новой институциональной экономике, исследовав фирму и рынок как альтернативные формы экономической организации, рассмотрев взаимосвязи между правами собственности и структурой производства, обосновав право осуществления определенных действий как фактора производства.
Дуглас Норт:
исходит из того, что отношения частных и равноправных индивидов всегда складываются как отношения господства и подчинения и реализуются в виде различных контрактных отношений. Институциональные изменения, которые рассматривал Д. Норт, состоят в совершенствовании правил, общее направление которых определяется конкуренцией различных форм экономической организации. Фактически он доказывал, что организационные изменения играют в истории человечества более значительную роль, чем технологические. Они связаны с выявлением и осознанием общественными группами своих особых интересов, что предполагает воле-вой выбор и последующее оформление этих интересов в форме правил.
Посмотреть все слайды
Описание презентации по отдельным слайдам:
1
слайд
Описание слайда:
Дисциплина: Государственное регулирование экономики Тема: Институционализм как один из предшественников теорий государственного регулирования экономики Выполнила: студентка ЗФ группы 513-111-5-1 Вегерина С.М. Г. Челябинск 2017 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ)
2
слайд
Описание слайда:
Параллельно с экономико-математическим подходом в экономической науке формировался институциональный подход к проблемам государственного вмешательства в экономические процессы. Отличительной чертой данного подхода является то, что наибольшее внимание отводится разработке не только механизмов саморегулирования, но и государственного контроля над экономикой.
3
слайд
Описание слайда:
Само понятие «институционализм» (от греч. institutio – обычай, наставление, указание) впервые употребил в 1918 году американский экономист Уолтон Гамильтон, определивший категорию «институт» как «вербальный символ, который описывает пучок социальных обычаев. Он означает способ мышления или действия, с достаточной распространенностью и прочностью, запечатленный в привычках групп или обычаях народа. В обычной речи это другое слово для «процедуры», «общего согласия» или «договоренности»; на книжном языке нравы, народные обычаи, равно как денежная экономика, классическое образование, фундаментализм и демократия являются «институтами»
4
слайд
Описание слайда:
Современный институционализм возник, имея своих предшественников. В конце XIX – начале ХХ века, как известно, произошла обвальная централизация банковского капитала. Резко активизировались монополистические тенденции в развитии капитала. Интересам «среднего класса» был нанесен значительный ущерб.
5
слайд
Описание слайда:
Ученые-экономисты США 20-30-х гг. ХХ в. активизировали анализ этих тенденций в экономике. Их теории положили начало совершенно нового направления в вопросе государственного регулирования экономики – институционализма. Институционализм в изучении вопросов государственного регулирования экономики использует методологию холизма (в отличие от методологии индивидуализма, неоклассической теории, которая объясняет институты через поведение и интересы отдельных индивидов: именно индивид становится опорой в анализе институтов, характеристики государства выводятся из интересов его граждан), в которой исходным пунктом анализа становятся не индивиды, а институты.
6
слайд
Описание слайда:
Другими словами, поведение, интересы индивидов объясняются через характеристики институтов, предопределяющие их взаимодействие. Причем, институты – первичны, индивиды – вторичны. Институты (совокупность социально-экономических факторов с учетом социального контроля государства над экономикой) задают рамки всему ходу последующего развития. Так, Т. Веблен (1857 – 1929) в «Теории праздного класса» (1899) высказывает идею «нового порядка», в рамках которого государство способствует росту научно-технического прогресса. Позднее У. Митчелл (1874 – 1948) добавит положения о проведении государством банковской реформы, использовании государственных расходов в качестве балансира, о создании системы страхования от безработицы.
7
слайд
Описание слайда:
Институционализм в анализе государственного регулирования использует также методологию «дихотомии»: вебленовская дихотомия «индустрии и бизнеса», ибо подчинение индустрии целям возрастания денежного богатства деформирует систему, вызывая кризисы. Государство устанавливает новый порядок, при котором управление промышленностью осуществляется не финансовой олигархией, а «советом техников». У У. Митчелла идея дихотомии проявляется в разрыве между динамикой промышленного производства и динамикой цен с учетом противоречивых мотивов в поведении людей. То же самое наблюдается в двухсекторной экономике Дж. Гэлбрейта в виде множества мелких фирм, формирующих рыночную систему, и малым числом крупнейших фирм, формирующих «планирующую систему», оптимальный размер которых определяется эффектом масштаба производства.
8
слайд
Описание слайда:
Как и другие институты, государство более четко начинает представлять собой результат разделения труда, являя институционализацию функции своего управления в трех направлениях: на стороне мелких фирм, на стороне зрелых корпораций и одновременно поддерживает баланс интересов всех социальных групп, целостность национальной экономики в целом. Тем самым, стороны дихотомии, укрепляясь функционально, становятся фактором экономической устойчивости.
9
слайд
Описание слайда:
Неоинституционализм, основателем которого считается Р. Коуз, методологию своего анализа государственного регулирования строит на мотивации человеческого поведения. Его интересует непосредственно процесс принятия решений, его условия. В этой связи большое значение приобретают сложившиеся в обществе нормы и правила поведения людей. Он исходит из первостепенной важности формирования не прав собственности как таковых, а социальных норм и правил. В этой связи значение имеет обоснованные Д. Бьюкененом две функции государства: 1. «Государства защищающегося», как результат соглашения людей. Выполнение этого соглашения служит своеобразным гарантом соблюдения ими конституционного договора. Обеспечение соблюдения прав в обществе означает «прыжок» от анархии к политической организации. 2. «Государства производящего». Эта функция представляет государство в качестве производителя общественных благ. Она реализуется на базе конституционных прав и свобод, как своеобразный договор между гражданами по поводу удовлетворения их совместных потребностей в ряде товаров и услуг. Но именно здесь кроется опасность перерождения государства в тоталитарное.
10
слайд
Описание слайда:
Одним из препятствий на этом пути является, на наш взгляд, выполнение социальных норм и правил. Не случайно А. Олейник, в отличие от традиционного подхода, исходит из первостепенной важности формирования не прав собственности «по-Коузу», а социальных норм и правил. Ибо понятие «норма», как базового регулятора взаимодействия людей, носит добровольный характер или санкционированный (либо как результат выбора, либо как предпосылка рационального поведения), является основополагающим в системе категорий институциональной экономики.
11
слайд
Описание слайда:
Правовой институционализм Дж. Коммонса (1862 – 1945) был изложен в его книге «Институциональная экономическая теория» (1934), в которой он исследует государство как коллективный институт. Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс выдвинул альтернативное положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики. Государственные правовые решения в рамках экономических реформ устранят противоречия и конфликты в обществе, определят переход к стадии административного капитализма. В целом юридические аспекты «коллективных действий» Дж. Коммонса, инициированные государством, нашли применение в период «Нового курса» президента США Ф. Рузвельта.
12
слайд
Описание слайда:
В России произошла «деформилизация институционального пространства», когда происходит переход от формальных «правил игры» к неформальным способам организации взаимодействия в рыночном пространстве, когда любые формальные институты сразу же прорастают неформальными отношениями и личными связями. Любые формальные институты оказываются «параллельными» рынку, переключаясь в режим персонализированного торга (напомним, что современный анализ под институтами понимает общие «правила игры» – формальные, неформальные, – которые структурируют пространство экономических взаимодействий; инстанции и процедуры, обеспечивающие соблюдение этих правил).
13
слайд
Описание слайда:
В целом институционализм является одним из теоретических предшественников возникшей в 30-е гг. кейнсианской концепции государственного регулирования экономики, основной идеей которой – это вмешательство государства в экономику. В институциональном современном подходе существует две идеальные модели государства, описанные А.Н. Олейником (вслед за Д. Нортом): «контрактное государство» и «эксплуататорское государство». Контрактное государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность. В условиях нулевых трансакционных издержек государство выступает как гарант по кругу тех сделок, в которых защиту прав собственности выгоднее поручить государству.