Главная - По виду
Критерии обязательного аудита для ооо. Применение международных стандартов аудита Обязательно ли проводить аудит ао в

Вартан Ханферян

Очередной, 23-й, ежегодный выпуск рэнкингов крупнейших российских аудиторских организаций и групп, составленный агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика), выявил снижение доходов в этом секторе услуг. Возобновление роста здесь тесно связано с состоянием экономики в целом, повышением уровня технологичности отрасли, а в среднесрочной перспективе – с влиянием планируемых регуляторных преобразований.

Рэнкинг 2017 года, как и предыдущий, создан на основании обновленной методики (см. справку «Как мы считали»), имеющей целью повысить объективность и достоверность информации, учитываемой при составлении списков, а также -- как можно четче отделить профильную деятельность участников от многочисленных побочных услуг. Такой подход, сформированный при активном взаимодействии с самим аудиторским сообществом, дает свои плоды. Свидетельством поддержки профсообществом обновленной методики можно считать то, что в нынешних списках впервые или после долгого перерыва принял участие ряд старожилов этого рынка, например, компании «Инаудит», «МКД», «МКПЦН» и другие, а также то, что для рэнкинга аудиторских организаций предоставили сведения все без исключения компании «большой четверки» , ряд которых ранее присутствовал в списках только в качестве групп.

Угол падения

Суммарные доходы крупнейших аудиторских организаций снизились по итогам 2017-го на 5%, составив 35,717 млрд рублей (см. таблицу «Список крупнейших российских аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности) по итогам 2017 года»). Годом ранее, напомним, наблюдался прирост в 6%. Самый заметный вклад в итоговый неутешительный результат внесли топовые участники списка: хотя с отрицательным результатом по выручке закончила год лишь треть аудиторских организаций рэнкинга (42 компании), однако на их долю пришлось 70% от суммарного показателя. В списке 2016-го таких компаний было ненамного меньше (36), но их доля занимала лишь 11% от совокупной выручки.

Наблюдаемое в рэнкинге падение спроса затронуло абсолютных лидеров рынка – «большую четверку». Причиной тому стала переориентация ряда крупных клиентов на компании, воспринимаемые как безусловно российские, плюс возрастающая ценовая конкуренция на рынке.

Однако общий отрицательный результат по совокупной выручке аудиторских организаций – «средняя температура по больнице», агрегирующая разнонаправленные тенденции в отдельных секторах рынка. Если посмотреть на них по отдельности, то картина получается менее однозначной, даже пестрой.

Доходы в самом крупном по размерам секторе – обязательных аудиторских проверках -- по итогам 2017 года уменьшились на 5,9% (с 16,646 млрд рублей годом ранее до 15,664 млрд рублей). Стремление сэкономить на навязанной законом процедуре, приводит не только к миграции клиентов от топовых компаний, чьи услуги не могут стоить дешево, но одновременно оказывает давление и на общий уровень среднерыночных цен – сама возможность заплатить меньше за получение аудиторского заключения дает клиенту дополнительный рычаг давления даже на самые крупные аудиторские компании. Виктория Саламатина , Energy Consulting, глава международной сети HLB International в России, поясняет: «В процедурах закупок, в рамках которых проходит выбор поставщика – аудиторской организации, так и не преодолено давление фактора низкой цены. Аудиторские компании, которые не хотят смиряться с ухудшением качества своей работы, вынуждены минимизировать доходы, а иногда даже фактически оплачивать сохранение достойного уровня услуг за собственный счет». Светлана Романова, генеральный директор и управляющий партнер компании «Нексиа Пачоли», добавляет: «Существуют тендеры, в которых мы не участвуем, поскольку не можем гарантировать должного качества услуг при таких низких ценах. Демпинг в аудите пока сохраняется, но реформа призвана это устранить, и предпосылки к тому наблюдаются. Есть надежда на установление здоровой конкуренции между равнозначными фирмами – лидерами рынка».

Заметное снижение показателей показал сегмент, обозначаемый в отчетности как «прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью» -- по большей части это консалтинг. Он принес участникам списка на 15,5% меньше, чем год назад: 18,452 и 15,589 млрд рублей соответственно (см. график 1). Отрицательная динамика в этом виде услуг связана с целым рядом факторов.

Во-первых, в связи с внедрением в 2017 году международных стандартов аудита (МСА) часть доходов, которые в 2016-м заносились в графу «Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью», теперь фиксируются в строках «Услуги, сопутствующие аудиту» либо «Инициативный аудит». В результате оба этих сектора за 2017 год выросли. Так, услуги, сопутствующие аудиту , увеличились на фантастические 170,5% и достигли 1,903 млрд рублей (против 703,6 млн рублей годом ранее; см. графики 2 и 3). При этом доходы от аудита в рэнкинге организаций за год выросли на 5,5% и составили 20,128 млрд рублей, тогда как от консалтинга, напротив, снизилась на 15 с лишним процентов – до 15,589 млрд рублей. Вырос и показатель дохода от инициативных аудиторских проверок – с 1,735 млрд рублей в 2016-м до 2,561 млрд рублей в 2017-м: прибавка составила 47,6%. (В скобках заметим, что достижения этих двух секторов позволили вывести совокупный показатель по аудиту, который не исчерпывается только обязательными проверками, в положительную зону).

Вернемся, однако к показателям консалтинга. Второй причиной сокращения доходов от него, очевидно, выступает экономическая турбулентность – заказчик экономит, как может, в том числе, часть работы делая собственными силами. Нина Козлова , управляющий партнер международной аудиторско-консалтинговой сети «ФинЭкспертиза», приводит пример: «Снижение объемов консалтинга в 2017 году обусловлено сокращением объемов и снижением стоимости проектов по трансфертному ценообразованию. Кроме того, увеличилось количество проектов по аудиту МСФО с одновременным снижением спроса на услуги по трансформации отчетности по МСФО – компании наращивают собственные компетенции в этой области».

И, наконец, в-третьих, в ряде случаев консалтинговые проекты аудиторских организаций могут передаваться аффилированным консалтинговым компаниям, в силу наличия у последних соответствующей специализации.

В несколько менее выраженной форме тенденции, вытекающие из анализа рэнкинга аудиторских организаций, следуют и из итогов рэнкинга крупнейших аудиторских групп и сетей (см. таблицу «Список крупнейших российских аудиторских групп и сетей, по итогам 2017 года»). Их суммарная выручка в 2017 году составила 66,4 млрд рублей, снизившись за год на 1%. При этом совокупные доходы от консалтинга упали на 2% 1 , тогда как от аудита, пусть и незначительно – на 0,8% – выросли.

Среди консалтинговых практик наибольшая часть выручки в 2017 году пришлась на услуги финансового управления – 3,447 млрд рублей, или 19% от суммарной выручки участников рэнкинга (здесь и далее структура выручки от консалтинга приводится без данных «большой четверки» из-за отсутствия детальной структуры выручки для целей рэнкинга). За год этот сектор вырос на 12%, прежде всего за счет спроса на аутсорсинг бухгалтерского учета. «Главным драйвером развития аутсорсинга является экономия в стоимости обслуживания, которая может достигать 80% по сравнению с расходами на содержание собственной бухгалтерии», – делится мнением Руслан Румянцев , партнер компании CBS group.

Услуги налогового и юридического консалтинга суммарно принесли участникам рэнкинга 2,636 млрд рублей (14% в общей структуре), за год уменьшившись на 2,6%. Сравнительную стабильность спроса на налоговый консалтинг и юридические услуги объясняет Марина Ризванова , генеральный директор аудиторской группы «Уральский союз»: «С одной стороны, государство продолжает усиливать налоговое администрирование, а с другой – спрос на услуги аудиторов актуализируется в связи с «цифровизацией» налоговиков. Она привела к росту требований о представлении документов по различным контрольным соотношениям, которые следует быстро и квалифицированно проанализировать на правомерность, чтобы правильно на них ответить. Цена ошибки сегодня возросла, так как, например, уже введены пени по двойной ставке со второго месяца образования недоимки».

По словам Виктории Саламатиной, спрос на налоговые консультации обусловлен и новациями законодательства, которые связаны с внедрением требований плана мероприятий по противодействию размывания налогооблагаемой базы, а также вывода прибыли из налогообложения (BEPS – Action Plan on Base Erosion and Profit): «Налогообложение и отчетность при наличии контролируемых иностранных компаний, расширение и совершенствование отчетности международных групп компаний по внутригрупповым транзакциям, изменение фокуса с формального соблюдения критериев налогового резидентства на фактическое право на доход и место деятельности – все это поменяло и продолжит менять подходы к международному налоговому планированию, применению соглашений об избежании двойного налогообложения».

Еще 2,335 млрд рублей, или 9%, в 2017 году составили суммарные доходы от оценочной деятельности , сократившиеся за год почти на 18%. Традиционно значимая доля у услуг ИТ-консалтинга : 2,946 млрд рублей (16%) -- уменьшение за год на 10%. «В 2017 году мы наблюдали спрос на услуги внедрения ERP-решений, в том числе крупных комплексных программ трансформации бизнеса на основе технологий SAP. Это подтверждает текущий дефицит SAP-специалистов по функциональности ERP на рынке. В то же время, есть четкий тренд на развертывание проектов и создание у крупных клиентов собственных цифровых лабораторий для продвижения решений цифровой трансформации бизнеса (digital transformation) и управления корпоративными данными (data governance). Как и раньше, драйвером этих тем являются вендоры и консалтинговые компании, которые активно предлагают новые решения и услуги в области цифровизации бизнеса», – комментирует Андрей Якименко , старший БДО Юникон Бизнес Солюшнс.

При прогнозировании тенденций в консалтинговой части бизнеса аудиторских организаций участники рынка достаточно осторожны, хотя в целом и склоняются к оптимистичным оценкам. «Фундаментальными драйверами спроса на консалтинговые услуги являются инвестиционная активность и задачи стратегического развития и управления. И хотя в настоящее время по этим направлениям мы наблюдаем спад, появляется все больше консалтинговых задач, связанных с увеличением прозрачности бизнес-процессов, автоматизацией и риск-ориентированным подходом – это связано с общей тенденцией усиления контроля и ответственности бизнеса по многим аспектам», – говорит Вера Консетова , генеральный директор компании «АФК-Аудит». А Владислав Погуляев , генеральный директор АО «БДО Юникон», к обозначенным конъюнктурным факторам добавляет еще и оптимизм, обусловленный внедрением новых технологий: «Их влияние на аудит позволяет существенно повысить его эффективность, снизить трудозатраты и . Например, уже устоявшиеся статистическую компьютерную обработку данных и электронные средства рабочего документирования дополняют технологии data analytics. Они помогают отказаться от выборочного подхода в пользу анализа всего массива данных аудируемых компаний и поиска логических соотношений, а также выявления аномалий, существенно искажающих финансовую отчетность. Несмотря на то, что по скорости трансформации российский аудит отстает от многих отраслей бизнеса, крупнейшие российские аудиторские компании активно внедряют ИТ-технологии, встраивают их в российское правовое поле и уже готовы предлагать своим клиентам высокотехнологичные решения».

Воздействие цифровизации бизнес-процессов на потребности клиентов отмечает и Александр Ивлев , управляющий партнер EY по России: «Компании вынуждены к этому адаптироваться. Все более востребованными среди наших клиентов становятся услуги по созданию цифровой стратегии, роботизации процессов, предиктивной аналитике, кибербезопасности. Дальнейшее развитие цифровых технологий заставляет нас разрабатывать инновационные подходы и к процессу аудита в целях обеспечения уверенности и доверия к рынкам капитала. Поскольку компании также серьезно работают над тем, как встроить новые технологии, например, блокчейн, в свои финансовые процессы, мы применяем инновационные решения в процессе аудита. Например, совсем недавно, мы объявили о запуске пилотной версии EY Blockchain Analyzer – инструментария для аудита блокчейн-решений, который значительно расширяет возможности проверок операций с криптовалютами. Данная технология предназначена для поддержки аудиторских команд EY в процессе проведения аудита компаний, работающих с криптовалютами, и позволит заложить основу для автоматизации процедур тестирования активов, обязательств, капитала и «умных» контрактов, использующих технологию блокчейн, по мере расширения ее применения в компаниях».

Проект будущего

В 2017 году рынок аудиторских услуг оказался на пороге значительных перемен, связанных с трансформацией системы регулирования и надзора в отрасли. И хотя окончательные решения здесь еще предстоит принять, общий абрис реформ уже сложился. Так, можно говорить, что в ближайшем будущем полномочия регулятора аудиторского рынка от Минфина перейдут к Банку России, который хочет очистить аудиторское сообщество от торговцев удостоверяющей печатью. С последними ЦБ напрямую столкнулся при расчистке банковского рынка, когда выяснилось, что некоторые из банков, лишенные лицензии или попавшие под санацию, на бумаге – согласно заверенной аудиторами отчетности – выглядели вполне «белыми и пушистыми». Виктория Саламатина поясняет предпосылки реформы: «Причина – в негативных финансовых последствиях от участившихся отзывов лицензий кредитных организаций, отчетность которых, будучи заверенной аудитором, содержала показатели, отличавшиеся от данных при последующей оценке Центральным банком. С целью контроля аудиторских проверок, проводимых в отношении отчетности общественно значимых организаций (в основном это финансовый сектор), государство решило, что заниматься регулированием и контролем аудита должен именно ЦБ». Сергей Никифоров , генеральный директор компании «ФБК-Поволжье», председатель общественной организации «Национальный союз аудиторов», добавляет: «В последние годы функционирующий регулятор аудиторской деятельности [Минфин России] игнорировал увеличение доли субъектов аудиторской деятельности, только формально подпадающих под определение аудиторской организации, не обращал внимания на то, что существующие критерии стимулировали большую часть организаций, подпадающих под обязательный аудит, либо уклоняться, либо симулировать его проведение».

Весь 2017 год ЦБ вместе с профсообществом работал над проектом пакета поправок к Закону «Об аудиторской деятельности», который уже прошел первое чтение в Госдуме и вскоре должен пройти второе. «К мнению аудиторского сообщества прислушались. Обсуждения законопроекта прошли во многих регионах с представителями СРО и бизнес-сообщества. Проблемы отрасли обсуждались на различных площадках, в том числе сейчас при принятии законопроекта на экспертном совете при Госдуме, куда приглашают и региональных аудиторов», – рассказывает Егор Чурин , генеральный директор ООО «Инвест-аудит», председатель комиссии по обязательному аудиту Уральского отделения СРО «Российский союз аудиторов».

Проект поправок в законодательство можно разделить на следующие основные группы. Во-первых, предполагается сузить круг компаний, подлежащих обязательному аудиту. Во-вторых, будутужесточены требования ко входу на аудиторский рынок. В-третьих, планируется усилить требования к заверению отчетности банков и прочих поднадзорных ЦБ организаций. В-четвертых, усложнится допуск аудиторов к подтверждению отчетности общественно значимых хозяйственных субъектов. В-пятых, предполагается ввести квалификационный и репутационный ценз для организаций, попадающих в реестр ЦБ, а также ротацию аудиторов, ограничивающую срок работы с одним клиентом семью годами. Инаконец, должна измениться модель саморегулирования на финансовом рынке, повышающая ответственность СРО.

В случае принятия закона, а оно признается рынком практически неизбежным (вопрос лишь в сроках и нюансах формулировок), одним из наиболее важных последствий реформы станет снижение количества субъектов и объектов аудиторской деятельности. Елена Лоссь , президент компании «РСМ РУСЬ», полагает, что «реформа может привести к сокращению количества мелких аудиторских компаний. В результате такого сокращения стоимость аудита у крупных компаний, в частности, обязательного аудита ОЗХС может возрасти за счет уменьшения демпинга. Кроме этого, уход с аудиторского рынка небольших компаний со штатной численностью в три-четыре сотрудника повысит качество аудиторских проверок».

«Введение требования к числу аудиторов с единым аттестатом для аудиторских компаний уже привело к рыночной гонке за специалистами – высококвалифицированными аудиторами. При этом выполнение ими проектов, помимо повышения качества услуг, может стать причиной удорожания аудита», – добавляет Елена Ласкеева , директор по развитию АО «Аудиторско-Консультационная Фирма «МИАН».

Сокращение числа аудиторских компаний прогнозирует и Вера Консетова, однако, по ее словам, после стабилизации объем выручки на рынке должен восстановиться за счет новых подходов к ценообразованию на услугу. «Также грядущая реформа в аудите будет способствовать повышению престижа профессии, что, в среднесрочной перспективе, может устранить и дефицит квалифицированных кадров», – считает она.

Более осторожен в оценках возможного влияния на рынок Олег Гощанский , председатель правления и управляющий партнер КПМГ в России и СНГ: «В отношении объема аудиторского рынка, я бы указал два вектора, которые зачастую противоположны. С одной стороны, рынок будет сжиматься, потому что сокращается список тех компаний, которые будут подлежать обязательному рынку аудиторских услуг. С другой – ценообразование на аудиторском рынке находится на таком удручающем уровне, что все меры повышения качества аудита приведут к тому, что эти цены уже не будут давать возможность аудиторским компаниям поддерживать нормальное качество и уровень услуг. Это должно неизбежно привести к изменению политики ценообразования, к снижению демпинга в аудите общественно-значимых организаций. Я надеюсь, это приведет к восстановлению рынка аудита с точки зрения объема выручки, потому что качественный аудит не может быть дешевым».

1 . По сопоставимым показателям без учета компаний «большой четверки».

Аудит – проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводимая независимым аудитором, цель которой – определить, насколько эта отчетность достоверна. В ряде случаев аудиторская проверка должна проводиться в обязательном порядке, а не только по желанию самих организаций. В этой статье мы рассмотрим, в каком случае аудит обязателен, каковы его критерии в 2017 году, и какие санкции могут последовать при игнорировании организацией обязательного аудита.

Обязательный аудит 2017

Обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Ее результаты отражаются в аудиторском заключении – официальном документе, предназначенном для пользователей проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Крайние сроки обязательного аудита законом не устанавливаются, и определяются самой организацией. При этом следует учитывать, что аудиторское заключение должно быть подано в Росстат вместе с годовой бухотчетностью, либо не позже 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Аудитор выражает в заключении свое мнение о достоверности проверенной отчетности и указывает обстоятельства, которые могут существенно на эту достоверность повлиять. Закончив обязательный аудит, индивидуальный аудитор или аудиторская фирма передает свое заключение проверяемому лицу.

Получив аудиторское заключение на руки, организация через специального оператора размещает результаты, который получил обязательный аудит, в «Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц».

Обязательный аудит: критерии 2017

Критерии, определяющие необходимость проведения обязательного аудита – определенные условия, которым должна соответствовать организация. Перечислим, что же это за критерии:

  1. организационно-правовая форма юрлица (например, обязательному аудиту подлежат все акционерные общества);
  2. осуществление определенного вида деятельности (страхование, банковская деятельность и т.д.);
  3. определенные финансовые показатели (доход или стоимость активов юрлица превышают определенный лимит);
  4. юрлицо является конкретной госкорпорацией или организацией (Центробанк, РЖД и др.);
  5. необходимость представления консолидированной отчетности.

Организации, подлежащие обязательному аудиту

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.

Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.

Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:

  1. акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
  2. компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
  3. проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
  4. обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
  5. обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).

Обязательный аудит для ООО

Закон не требует от ООО представлять в составе отчетности аудиторское заключение. Тем не менее, для таких юрлиц обязательный бухгалтерский аудит возможен по финансовому критерию, при превышении допустимого размера выручки/активов. Это невозможно только в первый год деятельности, поскольку у них еще нет показателей периодов, предшествующих отчетному. При соответствии иным критериям ООО подлежит обязательному аудиту.

Аналогично будет проводиться и обязательный аудит малого предприятия – при соответствии юрлица приведенным выше критериям. Наличие статуса субъекта малого бизнеса значения не имеет.

Обязательный аудит: ответственность

При несдаче или нарушении срока сдачи в Росстат аудиторского заключения организацией, которой требуется обязательный аудит, штрафы могут составить (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 3000 до 5000 руб. на организацию,
  • от 300 до 500 руб. на должностных лиц.

За непроведение обязательного аудита штрафы уже существеннее (ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5000 до 10 000 руб. на руководство организации;
  • при повторном нарушении – до 20 000 руб., или дисквалификация должностного лица на 1-2 года.

Если обязательный аудит бухгалтерской отчетности отсутствует у АО, то размер штрафов многократно увеличивается (ст. п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • от 30 000 до 50 000 руб. – на руководство АО;
  • от 700 000 до 1 000 000 руб. – на организацию.

Что говорит законодательство про обязательный аудит для ООО в 2017 году? Какие установлены критерии? Есть ли шансы, что общество с ограниченной ответственностью вообще не подлежит обязательному аудиту? Об этом – в нашей консультации.

Вероятность есть всегда

Такая организационно-правовая структура, как общество с ограниченной ответственностью – на сегодня самая популярная форма ведения бизнеса в России. Обычно она подразумевает совсем небольшой уставный капитал и штат сотрудников. Однако бывает и ровно наоборот: это может быть крупная фирма с хорошими финансовыми оборотами. Разумеется, и в первом, и во втором случае необходимо знать про критерии обязательного аудита ООО в 2017 году.

Важно чётко понимать, что действующим законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. В том числе – Законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Однако отсюда категорически нельзя делать вывод, что действующим законодательством не установлено требование проводить обязательный аудит в ООО.

Более того: наличие у общества с ограниченной ответственностью по закону статуса представителя малого бизнеса само по себе автоматически не освобождает данную фирму от прохождения обязательного аудита. Для ООО критерии такого рода законом не установлены.

Что говорит закон

Упомянутым нами Федеральным законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ установлен ряд критериев, из которых можно понять, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Но под данную организационно-правовую структуру ведения бизнеса подпадают совсем немногие из них.

Согласно статье 5 этого ФЗ, подлежащие обязательному аудиту ООО в году, который идёт перед отчётным, имеют:

  1. Выручку от продаж (продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг) свыше 400 млн рублей (без НДС);
  2. Размер активов по бухгалтерскому балансу на конец года перевалил за 60 млн рублей.

Санкции

Что будет, если не проводить обязательный аудит для ООО, когда в силу закона (см. выше) он необходим?

Дело в том, что действующими правовыми нормами не предусмотрены как таковые санкции за сам факт непроведения обязательного в силу закона аудита. Однако наказать могут за отсутствие аудиторского заключения. В основном за это предусмотрены санкции административного характера.

Так, ответственность ООО за непроведение обязательного аудита, а точнее, отсутствие заключения аудиторов по годовой отчетности, подпадает под:

  • статью 19.7 КоАП РФ – когда в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности вовремя не сдано либо вообще не сдано аудиторское заключение;
  • часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ – за грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет аудит, как независимую проверку бухотчетности организации, когда аудитор выражает мнение о ее достоверности в своем заключении (п. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ). Такая проверка может проводиться по желанию организации, то есть добровольно, но для некоторых юрлиц аудит обязателен по закону. Критерии обязательного аудита мы рассмотрим в этой статье.

Что такое – критерии обязательного аудита

Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за 2016 год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита в 2017 году:

  • ведение определенного вида деятельности,
  • превышение установленных лимитов дохода или активов,
  • определенная организационно-правовая форма,
  • принадлежность к конкретной организации,
  • представление консолидированной отчетности.

Проводить обязательный аудит, критерии которого приведены выше, компаниям следует ежегодно. Результаты проверки оформляются в аудиторское заключение, и подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Обязательный аудит за 2017 год – критерии

Перечислим, для каких организаций по итогам 2017 г. будет обязательным наличие аудиторского заключения, исходя из основных критериев обязательного аудита:

  • для организаций, являющихся кредитными, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профучастниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, клиринговыми организациями, организаторами торговли, организаторами азартных игр, операторами лотереи, спецдепозитариями, пенсионными негосударственными, акционерными инвестиционными и другими фондами, управляющими компаниями ПИФ или НПФ, а также организаций, у которых допущены к торгам ценные бумаги и другие;
  • для организаций, чей объем выручки за 2016 год превысил 400 млн руб., либо активы по балансу на 31.12.2016 г. составили более 60 млн руб.; эти критерии проведения обязательного аудита 2017 г. не относятся к ГУП, МУП, сельхозкооперативам и госучреждениям;
  • абсолютно для всех акционерных обществ, а также фондов, госкорпораций, госкомпаний, ФГУП, публично-правовых компаний;
  • для Центробанка РФ, Агентства по страхованию вкладов, госкорпораций «Ростех», «Росатом», ОАО «РЖД», Фонд содействия кредитованию и др., в данном случае критерием обязательного аудита является принадлежность к конкретной организации;
  • для организаций, представляющих или раскрывающих годовую консолидированную бухотчетность.

Такие критерии проведения обязательного аудита предусмотрены ст. 5 закона № 307-ФЗ и другими законами РФ. Например, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ обязует проводить аудит в саморегулируемых организациях (п. 4 ст. 12 закона № 315-ФЗ), а по закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ обязательному аудиту подлежит отчетность застройщика 9 п. 4 ст. 18 закона № 315-ФЗ). Аудиторской проверке также подлежат жилищные накопительные кооперативы, государственные, микрофинансовые и другие организации.

Обязательный аудит – критерии 2017 для ООО

Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности, специально для обществ с ограниченной ответственностью, законом № 315-ФЗ не оговаривается, но если ООО подпадает под какие-либо критерии, перечисленные выше, то аудит для него обязателен.

Так, в 2017 г. требуется обязательный аудит для ООО, критерии которых следующие:

  • выручка в 2016 г. без учета НДС превышает 400 млн руб., или
  • балансовые активы на 31.12.2016 г. превышают 60 млн руб.

Если такое ООО относится к субъектам малого предпринимательства , от обязательного аудита данный статус его не освобождает.

Законом об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена аудиторская проверка по решению общего собрания участников общества, а обязательный аудит требуется, если это установлено иными законами и нормативными актами (ст. 48 закона № 14-ФЗ).

Если отсутствует обязательный аудит (критерии 2017): штрафы

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, подаваемой в ИФНС, но оно должно присутствовать в комплекте бухотчетности, представляемой в органы статистики.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб., налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если отсутствует обязательный аудит по критериям 2017 г. для ООО, штрафы будут аналогичны.

Для АО штрафы намного существеннее – раскрытие информации не в полном объеме, в том числе бухотчетности без аудиторского заключения, грозит административным штрафом в размере, установленном п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • 30-50 тыс. руб. для должностных лиц (или их дисквалификация от 1 года до 2-х лет),
  • 700 тыс. – 1 млн руб. для организации.

Регулирование деятельности российского бизнеса все больше приближается к , что связано и с притоком иностранных инвестиций, и с выходом российских компании на внешние рынки капитала.

Для эффективного взаимодействия с российскими и иностранными партнерами в России на 2020 год были введены международные стандарты аудита , которые серьезно повлияли на сложившуюся практику проведения проверок.

Требования к проведению аудита для обществ с ограниченной ответственностью распространяются не на все компании, а только на юридические лица , попадающие под определенные критерии. Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц. Следовательно, необходимости дополнительной проверки достоверности их отчетности не возникает.

Основные критерии для проверки

Обязательный аудит должны проходить компании, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели. Эти критерии устанавливаются законодательством об аудиторской деятельности и иногда меняются в части повышения пороговых значений выручки и .

Требования для ООО делятся на две группы : по видам деятельности и иным схожим характеристикам и по финансовым показателям. По этим признакам можно выделить ООО, которые являются субъектами обязательного аудита. Акционерные общества в форме ПАО, чьи акции распространяются по публичной подписке, проверяются в любом случае вне зависимости от соответствия иным критериям .

Субъекты

Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью , для которых аудит годовой отчетности является обязательным:

  1. По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
  2. По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.

Если общество с ограниченной ответственностью попадает под эти критерии, требования по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности для нее становятся обязательными. По сравнению с прошлым годом в этих критериях ничего не изменилось, новых субъектов или требований не появилось.

Согласно новым целями и задачами обязательного аудита в 2020 году станут не только стандартные проверка достоверности бухгалтерской отчетности и выявление ошибок, возникающих при ведении учета, но и анализ бизнеса . Первые две задачи сохраняются в полном объеме и несколько расширяются, так на плечи внешних аудиторов ложится и обязанность проверять работу внутренних.

Задача бизнес-анализа состоит в выявление рисков, факторов, из-за которых появляются препятствия при развитии деятельности компании, и разработка рекомендаций по такому изменению финансово-хозяйственной деятельности, которая поможет устранить эти риски.

При том, что заключение с этого года подлежит обязательной публикации, его бизнес-часть должна быть выполнена максимально корректно и взвешенно , нельзя допускать неверной трактовки тех или иных фактов хозяйственной жизни.

Законодательство

Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н , вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита .

Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений :

  • внедрение принципов поэтапного аудита;
  • введение понятия аудиторских доказательств;
  • изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
  • подготовка модифицированного заключения;
  • аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.

Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.

Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена положений об аудиторской тайне . Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.

Изменения в стоимости

Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40% , пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.

В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.

Порядок проверки

Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений . Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.

Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия , от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.

Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.

С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.

Кроме того, проведение поэтапного аудита даст возможность бухгалтерам и финансистам в течение года пользоваться консультациями аудиторов по спорным вопросам налогового законодательства и бухгалтерского учета.

Результатом проверки станет составление заключения , серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.

Может ли организация быть наказана за непроведение обязательной аудиторской проверки? Да, но санкции последуют не напрямую . Прежде всего, ей будет отказано в принятии годовой бухгалтерской отчетности. Такая несдача привет к возложению на нее административной ответственности.

Также может быть установлен факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, что приведет к административному штрафу в размере до 20000 рублей . Небольшие штрафы могут быть наложены за непредоставление заключения вместе с отчетностью и органами статистики.

По сравнению с предыдущими периодами почти ничего не изменилось, за исключением требований о включении данных об обязательности аудита в Единый государственный реестр согласно закону 129-ФЗ и требований об обязательной публикации результатов аудита.

Неисполнение этого требования может стать основанием для привлечения к административной ответственности, руководитель может быть дисквалифицирован или подвергнут штрафу до 50000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).

Санкции, накладываемые на самих аудиторов, ужесточились. За недостоверность заключения они могут подвергнуться санкциям согласно КоАП, а также предполагается ввести уголовную ответственность, если подготовка некачественного отчета привела к существенным убыткам. Закон об уголовной ответственности пока находится на рассмотрении.

Изменения в порядке проведения проверки, с одной стороны, носят позитивный характер, повышая прозрачность работы предприятий и доверие к ним инвесторов и партнеров, с другой стороны, раскрытие дополнительной информации, которая перестала быть налоговой тайной, может привести к повышению стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но в конечном итоге анализ документации по новым правилам должен пойти на пользу бизнесу .

Зачем нужен аудит? Подробности — в данном видео.

 


Читайте:



Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

История работы на территории РФ

История работы на территории РФ

Высокий уровень безопасности и стабильности Дойче банка (ДБ), осуществляющего деятельность на территории многих государств Европы и мира,...

feed-image RSS