Реклама

Главная - Биткоин
Московский государственный университет печати. Пользователи бухгалтерской информации в условиях рыночной экономики, их экономические интересы Что будем делать с полученным материалом

Пользователем бухгалтерской информации признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Заинтересованными пользователями могут быть инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Пользователей бухгалтерской информации можно подразделить на две основные группы: внутренние и внешние (рисунок 1.3).

Внутренние пользователи – лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учетная информация для осуществления планирования, контроля и оценки деловых отношений.

Администрация пользуется учетной информацией на всех стадиях принятия управленческих решений: при планировании, контроле и оценке эффективности самой функции управления. Все действия администрации направлены на обеспечение финансовой устойчивости фирмы.

Персонал фирмы нуждается в учетной информации о финансовой устойчивости предприятия, прежде всего в части полноты и своевременности выплаты заработной платы, социальных пособий, перспективы дальнейшей занятости на производстве.

Внешние пользователи сторонние потребители информации с прямыми или косвенными финансовыми интересами. Внешних пользователей можно разделить на три большие группы:

· Пользователи, имеющие прямой финансовый интерес к данному предприятию. К ним относятся: заимодавцы, кредиторы, поставщики и покупатели, будущие акционеры, которых интересуют вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты, возмещение договорной цены товара, получение дивидендов, получение денежных средств от продажи ими продукции (выполнения работ, оказания услуг);

· Пользователи, не имеющие прямого финансового интереса : налоговые органы, профессиональные участники фондового рынка (дилеры, брокеры), органы управления экономикой (Министерство финансов, Министерство экономики и др.).


Рисунок 1.3 - Пользователи бухгалтерской информации

Основная задача налоговых органов – сбор налогов, таможенных пошлин, штрафов, пени, неустоек.

Профессиональных участников фондового рынка интересует доходность (котировка) ценных бумаг эмитента и особенно – степень риска, связанная с приобретением акций. Спрос и предложение на ценные бумаги эмитента определяется в зависимости от его финансовой устойчивости.

Органы управления экономикой занимаются изучением финансовой информации для прогнозирования развития отдельных производств и отраслей народного хозяйства, определению темпов роста, расчету национального дохода и других показателей.



· Пользователи без финансового интереса . В составе внешних пользователей бухгалтерской информации выделяются профессиональные союзы, аудиторские и консалтинговые фирмы, наемные работники, государственные учреждения и др.

Профсоюзы изучают финансовые отчеты фирм на предмет обоснованности и целесообразности заключаемых коллективных договоров, их пролонгации.

Государственные учреждения на региональном уровне, население интересуются финансовой отчетности с точки зрения финансового состояния предприятий и их способности решать социально-экономические проблемы в границах отдельных районов, поселков и пр.

Исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяется три вида бухгалтерского учета :

· финансовый учет – ориентированный на внешних пользователей;

· управленческий учет – готовит информацию для внутренних пользователей, то есть для принятия решений аппаратом управления фирмы;

· налоговый учет – для расчетов отдельных видов налогов, их сумм, расчетов с бюджетом.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, представляет интерес для широкого круга пользователей. Заинтересованными его пользователями считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать данные, а также имеющие желание изучать их.

Пользователи бухгалтерской информации – это юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом и имущественном состоянии организации.

Основных пользователей информации бухгалтерского учета можно разделить на две группы:

    внутренние пользователи: руководители организации, структурные подразделения и отделы, собственники, работники предприятия;

    внешние пользователи: инвесторы, кредиторы, заказчики, органы власти и т.д.

В составе внешних пользователей выделяют:

Пользователей, имеющих прямой финансовый интерес: инвесторы, кредиторы, кредитующие банки, страховые компании, поставщики, покупатели, акционеры;

Пользователей, с косвенным финансовым интересом: налоговые и финансовые органы, обслуживающие банки, страховые компании;

Пользователи без финансового интереса (органы статистики, аудиторские фирмы и т.д.

Основываясь на информационных потребностях пользователей бухгалтерской информации, в странах с рыночной экономикой различают финансовый и управленческий учет.

Финансовый учет ориентирован в основном на внешних пользователей. В его системе формируется информация, необходимая инвесторам, поставщикам, кредиторам, покупателям, государственным органам. Такая информация предоставляется пользователям в виде финансовых отчетов: бухгалтерского баланса (форма №1), характеризующего финансовое положение организации, отчета о прибылях и убытках (форма №2), отражающие финансовые результаты деятельности организации, отчета о движении денежных средств (форма №4) и других. Финансовые отчеты различных организаций должны быть сопоставимы, поэтому разрабатываются и применяются единообразные правила учета в масштабах страны (национальные стандарты бухгалтерского учета) и в масштабах мирового сообщества (международные стандарты финансовой отчетности).

Целями эффективного управления организацией служит управленческий учет, в котором формируются, анализируются и прогнозируются показатели, характеризующие различные аспекты деятельности организации и ее подразделений. Так как информация, формируемая в управленческом учете, используется лишь менеджерами предприятиями, то правила, процедуры и порядок постановки управленческого учета на предприятии регламентируется только внутренними документами.

5. Основные стадии учетного процесса и измерители, применяемые в учете

Выделяют следующие стадии учетного процесса:

Первичное наблюдение (вначале собирается информация об объекте учета, например, прибыл груз);

Стоимостное измерение (объекты бухгалтерского наблюдения отражаются в стоимостном выражении, например, материальные ценности, полученные от других организаций, отражаются в учете по стоимости приобретения, изготавливаемая продукция – по себестоимости);

Текущая группировка (объекты учета группируются на счетах бухгалтерского учета для обобщения информации о них);

Итоговое обобщение (информация об отдельных объектах обобщается в отчетности, в частности, в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках и др.).

Натуральные измерители дают количественную характеристику учтенного объекта в натурально-естественном виде: в штуках (единицах), в весовых единицах (граммах, килограммах, центнерах, тоннах и т.п.), мерах длины и площади (сантиметрах, метрах, квадратных метрах, километрах и т.п.), объема (кубометрах, литрах и т.п.), в астрономическом времени (днях, часах, минутах и т.д.).

Трудовые измерители позволяют выразить количество затраченного труда и измерить его рабочим временем (человеко-часы, человеко-дни и т.п.). Например, производительность труда, выраженная выработкой продукции в один человеко-час, человеко-день или человеко-год (среднегодовая выработка рабочего). Этот измеритель используют для учета отработанного времени, времени болезни, а также для обобщения объема выполненных разных работ, чего нельзя сделать с помощью натуральных измерителей.

Денежный измеритель дает возможность определить величину стоимости в учтенных объектах с помощью стоимостных показателей себестоимости, цены, прибыли и т.п., выражающих индивидуальные и общественно необходимые затраты абстрактного труда, его количество и качество.

Для этого используются деньги как эквивалент стоимости (например, денежная единица России – рубль, денежные единицы других стран: доллар США, евро и т.д.). Этот измеритель является более универсальным для обобщения объема произведенной разного ассортимента продукции (разных работ и услуг).

Бухгалтерский учет, согласно Федеральному закону «О Бухгалтерском учете», представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Под хозяйственными операциями следует понимать элементарную составляющую экономического процесса, например: реализация продукции, приобретение материалов, выдача денег из кассы, выпуск готовой продукции, начисление заработной платы.

Бухгалтерский учет ведется непрерывно всеми зарегистрированными юридическими лицами (субъектами бухучета) с момента возникновения организации до момента ее ликвидации или реорганизации. Принципы и методология учета являются едиными для всех юридических лиц.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, а именно, Министерством финансов, в составе которого имеется Управление бухгалтерского учета и отчетности. Свои функции по руководству бухучетом Правительство реализует через издание нормативных актов и методических указаний, которые не должны противоречить Федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководитель назначает на должность и освобождает от должности главного бухгалтера, который подчиняется непосредственно руководителю. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Правильность данных бухгалтерского учета проверяется при аудиторских проверках и документальных ревизиях.

Бухгалтерский учет является частью экономической науки, имеет свою теорию, предмет и метод и тесно связан с другими видами хозяйственного учета (оперативным и статистическим).

Оперативный учет используется для оперативного получения информации, которая необходима для текущего управления предприятием и его подразделениями. Оперативный учет позволяет контролировать и корректировать выработку, выпуск продукции, ее отгрузку, реализацию, наличие материальных запасов. Данные для оперативного учета могут быть получены по телефону, факсу, из первичных документов, в устной беседе. Главные особенности оперативного учета - это быстрота и конкретность информации. Однако отражая их, оперативный учет не дает целостной картины функционирования экономического субъекта. Он прерывен во времени. Использование информации оперативного учета ограничено временным периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после завершения процесса или хозяйственного факта.

Статистический учет применяется для получения и обобщения данных, характеризующих массовые и отдельные типичные явления и процессы производственной деятельности и общественной жизни. Их количественная характеристика рассматривается в неразрывной связи с качественной с целью раскрытия закономерностей развития. В части массовых явлений общественной жизни статистика изучает численность и состав населения, социально-демографические данные (о рождаемости, среднем заработке и т.п.). При помощи статистики исследуются процессы в экономике, культуре, спорте и других областях с целью прогнозирования этих процессов (процесс износа основных средств, фондоотдача, темпы инфляции и т.п.). Статистический учет широко применяет выборочный метод наблюдения, использует агрегированные данные оперативного и бухгалтерского учета. Статистика поставляет информацию для управления экономическим субъектом в той части, которая не имеет стоимостной оценки, а также информацию в виде специальных средних и иных статистических показателей. Она используется, главным образом, для управления крупными хозяйственными структурами: комплексными программами, отраслями, регионами.

Бухгалтерский учет создает информационную систему, оперирующую данными об активах предприятия, капитале и пассивах, отражает факты хозяйственной жизни по движению материальных ценностей, выпуску продукции и ее реализации. Только с помощью бухгалтерского учета можно определить доходы и расходы по производству и реализации продукции, исчислить конечный финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток).

Бухгалтерский учет в отличие от оперативного и статистического является всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета в силу того, что с момента создания предприятия на протяжении всей его деятельности непрерывно в хронологическом порядке ведется сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основании первичных учетных документов. Бухучет представляет количественную информацию и отличается тем, что оперирует данными только в денежных единицах измерения, хотя при необходимости для уточнения денежной информации применяется информация не денежного характера, выраженная в натуральных и трудовых показателях.

Бухгалтерская информационная система подразделяется на внешнюю (финансовый учет ) и внутреннюю (управленческий учет ). Финансовый учет позволяет получить информацию для составления обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая открыта для публикации и предназначена как для администрации предприятия, так и для внешних пользователей: государственных налоговых органов, банков, поставщиков, покупателей, инвесторов. Ведение финансового учета для субъектов обязательно. Организация именно финансового учета регламентируется Правительством. Вопрос создания внутренней учетной информационной системы решает администрация предприятия. Управленческий учет дает информацию о явлениях и процессах для принятия управленческих решений. Он расширяет и детализирует данные финансового учета. Он может быть прерывен во времени и помимо денежного показателя в отчетах часто содержит натуральные и трудовые показатели. В отличие от финансового учета, который фиксирует только совершенные хозяйственные операции, в управленческом учете возможны прогнозные оценки. Сведения внутренней информационной системы являются коммерческой тайной предприятия.

Все три вида хозяйственного учета взаимосвязаны. Их функция заключается в организации обоснованного управления экономическими субъектами.

Основной целью бухгалтерского учета является адекватное отражение имеющегося имущества и расчетов, формирование информации о хозяйственной деятельности организации и составление финансовой отчетности.

Статьей 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» определены задачи бухгалтерского учета:

  • Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются:

  1. обеспечение сохранности имущества собственников;
  2. контроль как средство обеспечения эффективного управления предприятием (т.е. бухгалтерский учет рассматривается как информация обратной связи в контуре управления предприятием);
  3. исчисление финансовых результатов (прибыли или убытка);
  4. информационная (формирование финансовой отчетности, которая является источником финансового анализа предприятия).

Финансовая отчетность организаций представляет интерес для широкого круга пользователей. Их можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.

К внутренним пользователям отчетности финансового и управленческого учета относятся высшее руководство организации, а также менеджеры соответствующих уровней, которые несут ответственность за принимаемые управленческие решения. Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются владельцы организации (полные товарищи, пайщики, коммандитисты, акционеры и т.п.) Собственникам учетная информация нужна для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов. Также к внутренним пользователям относятся служащие организации, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данном предприятии.

Внешние пользователи функционируют вне предприятий и их можно разделить на следующие подгруппы: пользователи с прямым финансовым интересом, пользователи с косвенным финансовым интересом, пользователи без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом - это настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы, а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают условия предоставления займов и кредитов, определяют вероятность возврата кредитов и осуществляют оценку доверия к организации как к клиенту. Предмет анализа этой группы - финансовое положение организации, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены прежде всего налоговыми и финансовыми органами, которые интересуются правильностью составления финансовой отчетности и, главное, расчета налогов и их своевременным поступлением в бюджет. К этой группе относятся также обслуживающие банки и страховые организации, которых волнует оценка возможности заключения договоров по расчетным операциям и страхованию. Поставщики и покупатели входят в эту группу, так как они должны иметь информацию о перспективах функционирования предприятия.

Группа пользователей бухгалтерской информации без финансового интереса включает органы статистики, арбитраж и аудиторские фирмы. Пользователей этой группы финансовая отчетность интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получения статистической информации для проведения экономического анализа на макроуровне (органы госстатистики). К пользователям без финансового интереса относятся также законодательные органы, фондовые биржи, пресса и информационные агентства, использующие отчетную информацию для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний; юристы, нуждающиеся в финансовой информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения, финансовые консультанты, использующие бухгалтерскую информацию в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию.

Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетности), согласно которой выделяются две базовые модели:

  • континентальная, в которой развитие учета предопределяется законодательными актами государства;
  • англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы.

До недавнего времени российской учетной системе были присущи следующие черты: доминирование государственного регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели, консерватизм учетной политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании учета. В связи с этим ее можно было соотнести с континентальной моделью учета и отчетности. На данном этапе работа по совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на качественно ином уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа и аудита.

Основной целью законодательства РФ о бухгалтерском учете , как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями Правительства РФ в области регулирования бухучета являются:

  • подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;
  • организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.

Правительство РФ разрабатывает критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», раскрывающего правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях РФ, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства РФ.

Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету:

  • первый уровень - Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
  • второй уровень - положения по бухгалтерскому учету;
  • третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;
  • четвертый уровень - рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона «О бухгалтерском учете» отдельные аспекты бухучета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Так, например, в Гражданском кодексе установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В Законе об акционерных обществах указан порядок образования и использования резервного капитала.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время система национальных стандартов - положений по бухгалтерскому учету включает:

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»;

ПБУ 3/2000 «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;

ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности»;

ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»;

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»;

ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитии документов первого и второго уровней. К документам третьего уровня относятся планы счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях, независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.

К третьему уровню относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» Министерством финансов утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также затрагивает вопросы ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и пр.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для данной организации и формирующие учетную политику организации.

Согласно определению, принцип - исходное положение какой-либо теории, учения. Принципы учета лежат в основе разработки конкретных правил ведения учета, закрепленных в стандартах, инструкциях, положениях, регламентирующих учет. К сожалению в российских нормативных документах нигде не говорится о существовании такой категории, как принципы учета, вместо этого используются понятия «требования» и «допущения».

В литературе можно найти около 25 принципов учета, которые трактуются различными теоретиками весьма не однозначно. Мы же рассмотрим некоторые из них, которые формируют основу учения о бухгалтерском учете.

Для бухгалтерского учета существует только два фундаментальных принципа - это принцип хозяйственной единицы и принцип денежного измерения.

Таблица 2.1.

Уровень регулирования Источники регулирования Документы, регулирующие учет Область воздействия
Первый Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Указы Президента и постановления Правительства РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета
Второй Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти Положения по бухгалтерскому учету - система национальных стандартов Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения
Третий Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, инструкция по его применению, прочие методические рекомендации и указания Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризаций и т. п.
Четвертый Управленческий персонал организации Учетная политика организации и другие документы, регламентирующие организацию бухучета в данной организации (Положение о бухгалтерии, должностные инструкции бухгалтеров, Положение о документообороте и т. п.) Выбор форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников

Принцип хозяйственной единицы или, как его еще называют, принцип имущественной обособленности предприятия провозглашает юридическую самостоятельность экономического субъекта по отношению к его владельцу. Этот принцип позволяет выявить контуры предприятия: территорию, имущество, банковские счета, внешние и внутренние связи. Банковские счета организации и ее владельцев обособлены и не пересекаются. Обязательства по долгам владельцев предприятия не должны погашаться, а личные потребности - удовлетворяться за счет средств предприятия. В соответствии с принципом имущественной обособленности предприятия финансово-учетная информация относится только к деятельности хозяйственной единицы (предприятия), но никак не к деятельности его владельцев.

Согласно принципу денежного измерения учету подлежит только та информация, которая выражена в деньгах. Деньги выступают единственной практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые данные о разнообразных объектах бухгалтерского наблюдения.

Бухгалтерский учет строится в соответствии с рядом процедурных принципов , связанных с обработкой данных бухгалтерского наблюдения.

Согласно принципу непрерывности функционирования предприятия оценка активов (имущества) базируется на предпосылке, что предприятие будет работать и в дальнейшем (т.е. не стоит на пороге закрытия). Этот принцип очень важен: многие активы имеют ценность лишь постольку, поскольку они используются предприятием, и в случае его ликвидации, продажная цена этих активов может быть намного меньше их учетной стоимости.

Принцип существенности определяет, что особое внимание следует уделять учету только той информации, отсутствие или неточность которой могут повлиять на исчисление финансового результата или на принятие решения пользователей.

Принцип двойственности обосновывает фундаментальное бухгалтерское уравнение, увязывающее имущество предприятия (активы) с источниками его образования (капитал собственника и привлеченный капитал).

Согласно принципу непрерывности бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента организации предприятия до его ликвидации, без каких-либо пропусков и изъянов. Бухгалтерское наблюдение носит непрерывный и сплошной характер. Сплошное наблюдение подразумевает охват всех объектов учета.

Принцип последовательности в методах учета (или принцип последовательности применения учетной политики ) предполагает, что выбранная методика учета на предприятии будет использоваться на протяжении длительного периода времени, что обеспечит сопоставимость финансовых результатов деятельности организации по отчетным периодам.

Принцип периодичности выражается в практике годового учетного цикла и гласит, что финансовый результат исчисляется за определенные промежутки времени - месяц, квартал, год. Корни принципа периодичности кроются в идее контроля.

Принцип стоимости . Бухгалтер определяет ценность актива как стоимость его приобретения, но не как ценность ожидаемой отдачи от его использования.

Принцип начисления проводит различие между получением наличных и правом на их получение, между выплатой наличных и правовым обязательством их выплатить, потому что на практике обычно не бывает совпадения по времени между движением наличных и юридическими обязательствами, к которым они относятся. Согласно этому принципу факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Принцип соответствия (или увязки доходов и расходов) соединяет доходы с соответствующими расходами с целью расчета финансового результата. Принцип соответствия предполагает, что расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором возникли доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам.

Принцип бухгалтерского консерватизма (осторожности) сводится к тому, что бухгалтер, столкнувшись с разными методами оценки, скорее выберет низшую оценку для активов и доходов и наивысшую для пассивов и расходов.

В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» говорится о принципах учета, хотя они оговариваются как допущения:

  • имущественной обособленности предприятия (тождественно принципу хозяйственной единицы);
  • непрерывности деятельности предприятия (тождественно принципу непрерывности функционирования предприятия);
  • последовательности применения учетной политики (тождественно принципу в последовательности методов учета);
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности (тождественно принципу начисления).
  • Закрепление принципов учета в нормативных документах - важный шаг на пути совершенствования российского учета. В дальнейшем изложении основные принципы бухгалтерского учета будут конкретизированы.

    Читайте также:
    1. I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОТ ТЕХНОЛОГИЙ К ИНФОРМАЦИИ
    2. А. Смит о ценности (стоимости) и цене товаров (действительной, номинальной, естественной, рыночной)
    3. Автоматизированные системы обработки экономической и финансовой информации
    4. Автоматические идентификационные системы (АИС). Назначение, использование информации АИС
    5. Агрегатный индекс может быть преобразован а среднеарифметический и среднегармонический индекс при отсутствии исходной информации для расчета агрегатной формы индекса.
    6. Анализ отечественного рынка средств защиты информации
    7. Б) изучение потребительского поведения населения; отношения к средствам массовой информации, рекламе;

    В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.
    В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
    Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:
    1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации: о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды;
    2) работники и их представители заинтересованы в информации: о стабильности и прибыльности работодателей, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;
    3) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;
    4) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;
    5) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;
    6) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения;
    7) общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.
    Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей.
    В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

    В силу достоинств, присущих бухгалтерскому учету, что было отмечено ранее, его нередко называют “языком бизнеса”, всеобщим языком делового общения участников развитого рынка. На языке бухгалтерского учета соответствующая информация доводится до его пользователей. Пользователем учетной информации признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В связи с этим представляет интерес круг пользователей учетной информации. Несмотря на то что данный круг пользователей достаточно стабилен, их требования к этой информации различны. Различие вызвано в первую очередь характером их интересов. Одних интересует доход на вложенный в данную фирму капитал, других - обложение налогом этого дохода, третьих - полнота и своевременность оплаты затраченного труда и т.д. На содержание различий оказывает влияние также состав пользователей.

    В соответствии с общей концепцией международных стандартов бухгалтерского учета пользователями учетной информации являются: служащие, поставщики, кредиторы, инвесторы, покупатели, правительство, общественность (табл. 1).

    Таблица 1

    Пользователи бухгалтерской информации

    Бухгалтерская информация

    Внутренние пользователи

    Внешние пользователи

    финансовый интерес

    Не имеющие прямого финансового интереса

    финансового

    интереса

    Налоговые

    Профессиональные

    участники фондового

    Органы по управлению экономикой, обществен-ность

    1. Аппарат управления фирмой:

    2. Собствен-

    3. Руководи-

    тели структур

    ных подразделе

    1. Настоящие или потенциа-

    инвесторы

    2. Настоящие или потенциа-

    льные кредиторы

    3. Поставщики

    4. Будущие

    акционеры

    5. Покупатели

    1. Государствен-

    ная налоговая служба РФ

    2. Федеральная служба России по валютному и экспортному

    контролю, другие органы

    1. Федераль

    ная комиссия по рынку ценных бумаг

    3. Брокеры

    4. Депозита-

    5. Управляющий

    6. Фондовые биржи

    7. Клиринго-

    вые организа-

    ции и другие

    1. Минэконом-

    развития России

    2. Минфин России, другие

    правительственные органы

    3. Профсоюзы

    1Аудиторские фирмы

    2. Органы статистики

    3. Общественные профессиональ

    ные организации

    бухгалтеров и аудиторов

    4. Арбитраж и прочие организации

    Первую группу составляют внутренние пользователи учетной информации - собственники, учредители, администрация, менеджеры, персонал фирмы. Администрация пользуется учетной информацией на всех стадиях принятия управленческих решений: при планировании, контроле и оценке эффективности самой функции управления. Все действия администрации направлены на обеспечение финансовой устойчивости фирмы. Поэтому содержание вопросов, на которые должна дать ответ бухгалтерия, подготавливая необходимые данные, показывает степень обеспеченности материалами для загрузки производственных мощностей, состояние расчетов с поставщиками по приобретению оборудования, отдельных наименований материалов, а также того, как формируется фабрично-заводская себестоимость изготовленной продукции, какова тенденция изменения дебиторской задолженности в связи с неплатежами покупателей и т.п. Персонал фирмы нуждается в учетной информации в той мере, в какой она раскрывает ему положение о финансовой устойчивости предприятия, прежде всего, в части полноты и своевременности выплаты заработной платы, социальных пособий, перспективы дальнейшей занятости на производстве.

    Информация, подготавливаемая для внутренних пользователей, в силу свой предназначенности является наиболее подробной и достоверной. Она может быть представлена с той степенью детализации, которая заведомо не нужна большинству внешних пользователей, но необходима для принятия решений в текущей деятельности фирмы; может содержать такие данные, как, например, “ноу-хау”, которые не должны стать известны конкурентам. В ней могут быть отражены негативные аспекты, которые фирма постарается ни при каких условиях не сделать достоянием гласности. Поэтому информация, подготавливаемая для внутренних пользователей, является наилучшим исходным материалом для достоверной и точной оценки состояния и перспектив фирмы.

    Внешних пользователей можно разделить на три большие группы:

    Имеющих прямой финансовый интерес;

    Не имеющих прямого финансового интереса;

    Без финансового интереса.

    Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес к данному предприятию, - это заимодавцы, кредиторы, поставщики и покупатели, будущие акционеры, их консультанты. Внешних пользователей прежде всего интересуют вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты; возмещение договорной (отпускной) цены товара; получение дивидендов; экономическая целесообразность налаживания деловых связей и т.п. Поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в получении учетной информации, однозначно позволяющей прийти к выводу о своевременности получения денежных средств от продажи ими продукции (работ, услуг).

    Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса, - это, в первую очередь, налоговые органы. Их основная задача - сбор налогов и иных платежей (таможенных пошлин, штрафов, пени, неустоек и пр.).

    Профессиональных участников фондового рынка -инвесторов интересует доходность (котировка) ценных бумаг эмитента и особенно - степень риска, связанная с приобретением акций. На разнице между продажной и покупной ценой акций и других ценных бумаг, оказании посреднических услуг его участники формируют свой финансовый результат. Спрос и предложение на ценные бумаги эмитента определяются в зависимости от его финансовой устойчивости. Определить ее степень профессиональные участники фондового рынка могут по данным периодически публикуемой финансовой отчетности собственников, зарегистрированных на фондовых биржах. Правительственные структуры - это органы по управлению экономикой (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Госкомстат России и др.), которые занимаются изучением учетной и финансовой информации в той мере, в какой это имеет отношение к прогнозированию развития отдельных производств и отраслей народного хозяйства, определению пропорций, темпов роста, расчету национального дохода и других аналогичных статистических показателей.

    Как внешние пользователи без финансового интереса в составе прочих групп, являющихся пользователями бухгалтерской информации, выделяются профессиональные союзы, аудиторские и консалтинговые фирмы, наемные работники, государственные учреждения и т.п. Профессиональные союзы изучают финансовые отчеты фирм на предмет обоснованности и целесообразности заключаемых коллективных договоров, их пролонгации. Государственные учреждения на региональном уровне и население больше интересуются данной отчетностью, с точки зрения финансового состояния предприятий и их способности решать социально-экономические проблемы в границах отдельных районов, поселков и пр. Таким образом, для того чтобы учетная информация раскрывала в отчетности в указанном разрезе результаты финансово-хозяйственной деятельности конкретной фирмы, вся методология ее бухгалтерского учета должна быть направлена на реализацию тех целей, которые определены его пользователями. В то же время в условиях наличия конкурентной среды между отдельными пользователями бухгалтерской информации и объективной необходимостью обеспечения ее коммерческой тайны, исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяются два вида бухгалтерского учета: управленческий (производственный) и финансовый.

    Управленческий учет подготавливает информацию для внутренних пользователей - менеджеров, осуществляющих управление предприятием.

    Финансовый учет имеет целью представить информацию для внешних пользователей, не входящих в состав персонала предприятия. Поэтому формируемая на его основе финансовая отчетность не содержит коммерческой тайны и перед публикацией подвергается независимой аудиторской проверке на предмет ее достоверности.

    Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

    Экономичность и рациональность - непременное требование при осуществлении функции управления. Содержание данного требования означает, что стоимость получения информации всегда должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования этой информации. В противном случае такую ситуацию следует рассматривать как признак того, что аппарат бухгалтерии не справляется с возложенными на него функциями. В то же время упрощение бухгалтерского учета, как одно из направлений его рациональности и экономичности, не должно осуществляться, во-первых, в ущерб соблюдению обязательных требований действующих нормативных доку-ментов. Во-вторых, должно выдерживаться разумное соотношение выгод и затрат на бухгалтерскую информацию, представляемую пользователям финансовой отчетности. Выгоды - это те преимущества и полезные результаты, которые извлекают пользователи и составители из бухгалтерской информации, содержащейся в финансовой отчетности. Затраты состоят из расходов на составление и представление финансовой отчетности, контроль за представлением и достоверностью представляемой бухгалтерской информации, а также расходов пользователей на обработку и использование этой информации. Противоречие возникает также между уместностью и надежностью информации в результате фактора времени (сроков) ее представления. Отчетность, представленная с опозданием, может оказаться недостаточно уместной. Ее информация устареет и не позволит принять правильные, а, главное, своевременные решения. Надежная информация требует времени для выявления и осмысления всех аспектов проведенных операций, а потому запаздывает и может потерять свою уместность. Выходит, что полная надежность информации противоречит ее уместности, и нужно искать “золотую середину”, помимо всего прочего, также в соотношении своевременности и надежности представляемой бухгалтерской отчетности.

    В итоговых оценках следует исходить из того, что выгоды от бухгалтерской информации должны превышать затраты на ее получение, представление и обработку. Определить выгоды от использования информации практически невозможно, да и затраты на информацию выявить и подсчитать весьма не просто. Сделать это можно только путем субъективных оценок многочисленных факторов. Не случайно оценку выгод и затрат принято трактовать как вопрос суждения пользователей и составителей. Но понимать это ограничение и не забывать о нем должны как все причастные к составлению стандартов и конкретных отчетов исполнители, так и пользователи информации.

     


    Читайте:



    Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

    Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

    Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

    Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

    Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

    Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

    Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

    Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

    Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

    История работы на территории РФ

    История работы на территории РФ

    Высокий уровень безопасности и стабильности Дойче банка (ДБ), осуществляющего деятельность на территории многих государств Европы и мира,...

    feed-image RSS