Реклама

Главная - Заработок
Сущность, основные задачи и функции пенсионного фонда рф. Пенсионный фонд рф Перспективы развития пенсионной системы РФ

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Согласно экономическому словарю. Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

v целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

v организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

v капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

v контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

v проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

v разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

ПФР осуществляет следующие основные функции:

v получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

v организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

v индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

v межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, предназначенным для финансового обеспечения защиты граждан от социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудноспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

На данный момент, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы самые минимальные потребности человека и к тому же существует проблема выплаты пенсий.

Действующая на данный момент пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит никакого отражения при исчисления будущей пенсии.

Всё это свидетельствует о том, что в глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости её коренного реформирования.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей организации работы Управления Пенсионного фонда (на примере Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области).

Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области.

Предметом выпускной квалификационной работы является организация деятельности Управления Пенсионного фонда Российской Федерации и мероприятия по ее совершенствованию.

Задачами выпускной квалификационной работы является:

Изучение сущности Пенсионного фонда РФ: основных задач и функций;

Рассмотрение нормативно-правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ;

Изучение основ взаимодействия Пенсионного фонда РФ с органами государственного и муниципального управления;



Анализ общей характеристика системы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области;

Диагностика проблемных вопросов по организации работы УПФР №15 по г. Москве и Московской области;

Определение направлений совершенствования организации работы УПФР №15.

Методы исследования выпускной квалификационной работы: анализ, синтез, наблюдение, изучение и обобщение, систематизация и сравнение, экономико-статистический метод и фотография рабочего дня.

Теоретической и практической базой выпускной квалификационной работы послужили данные учебной литературы, научных статей, периодической литературы, ресурсы сети Интернет.

Структура исследования выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в использовании результатов исследования на базе УПФР № 15 по г. Москве и Московской области.


Глава 1. Теоретические и правовые основы организации работы Управления Пенсионного фонда РФ

Сущность, основные задачи и функции Пенсионного фонда РФ

На современном этапе развития финансовой системы России одной из основных проблем является вопрос, связанный с реформированием российской пенсионной системы. Ключевым элементом этой системы является Пенсионный Фонд РФ (далее - ПФ РФ). ПФ РФ – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального пенсионного обеспечения в России.

Фонд был основан 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442 – 1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Структура ПФ РФ в настоящее время включает 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации. Пенсионный фонд России осуществляет свою деятельность в федеральном масштабе на территории всей России. В 2014 году Фонд расширил географию деятельности за счет новых территорий – Республики Крым и г. Севастополя. Всего действуют 84 отделения Пенсионного фонда (83 в России и один в г. Байконуре). Общая структура Фонда насчитывает 2,5 тыс. территориальных органов. Численность работников Пенсионного фонда России составляет 122 тыс. человек. Возраст большинства сотрудников Фонда (57%) составляет от 30 до 50 лет. 46% сотрудников работают в Фонде более 10лет. 90% сотрудников Пенсионного фонда России – женщины.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально – значимых функций, таких как (Рис. 1):

Рис. 1. Социально-значимые функции ПФР

История развития и становления пенсионной системы РФ прошла свой трудный путь. С 1996 г. Федеральный закон № 27 – ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" закрепил страховой принцип пенсионного обеспечения. С 2001 года пенсионная система кардинально меняется, а именно вводится Единый социальный налог (ЕСН), который не увеличил существенно бюджет фонда. С 2013 года принято решение вернуть систему страховых взносов работодателей, отойти от распределительной системы финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ и внедрить распределительно – накопительную систему.

Пенсионный фонд РФ в части выполнения своих функций посредством территориальных отделений осуществляет следующую деятельность: назначает и выплачивает пенсии гражданам РФ в рамках обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения, занимается формированием и выплатой средств пенсионных капиталов, осуществляет управление страховыми взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. ПФР ведет исполнительно-распорядительную деятельность в рамках федеральных программ «Материнский капитал» и «Софинансирование пенсий», назначает и реализует социальных выплат, участвует в софинансировании социальных программ субъектов РФ.

Бюджет ПФР состоит из доходной и расходной части, доходы формируются посредством взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей – физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования, кроме того значительная часть формируется за счёт средств федерального бюджета. Расходная часть бюджета ПФР направляется на выплату трудовых пенсий, которые теперь включают два элемента – страховую и накопительную части, а также пенсий в рамках государственного пенсионного обеспечения. К расходам Пенсионного фонда также относятся доплаты к пенсиям, реализация дополнительных льгот, установленных на федеральном уровне, расходы на софинансирование субфедеральных (региональных) программ, выплаты и переводы денежных средств по сертификатам материнского капитала.

Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую различные подразделения, задачей, которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования. Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР, которые, как и Центр персонифицированного учёта, расположены в г. Москва. На местах Пенсионный фонд РФ представлен отделениями и территориальными управлениями.

Правление Пенсионного фонда РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи ПФР, отвечает за их реализацию, в пределах своей компетенции осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования ПФР. В его ведении находится формирование бюджета ПФР, утверждение отчетов о его исполнении.

Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом Пенсионного фонда, находящимся в подчинении Правления фонда, который осуществляет государственное управление средствами обязательного пенсионного страхования в России в соответствии с законодательством и решениями Правления ПФР. Исполнительная дирекция ПФР управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основе решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции находятся: Центр персонифицированного учета ПФР (осуществляет обработку информации по персонифицированному учету пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования и защиту этих сведений, обеспечивает автоматизированные процессы ведения системы переучета, ведет Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи), 84 отделения ПФР (осуществляют организацию государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством РФ, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции ПФ), 2 500 управлений (отделов) ПФР (находятся в подчинении отделений ПФР в субъектах РФ. Предоставляют государственные услуги ПФР участникам системы обязательного пенсионного страхования – гражданам и организациям) и 11 Центров по назначению и выплате пенсии ПФР (осуществляют деятельность под управлением отделений ПФР. Назначают и финансируют выплаты пенсий и социальных выплат. Обрабатывают документацию управлений ПФР о назначении и выплате пенсий и социальных выплат. Контролируют доставку пенсионных и социальных выплат получателям).

Согласно изменениям, в законодательстве отчисления на накопительную часть пенсии были направлены на формирование страховой части трудовой пенсии. Были заморожены все переводы средств пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, с целью исполнения требований Банка России по вхождению в систему сохранности пенсионных накоплений.

Пенсионный фонд РФ является главным распорядителем средств накопительной пенсионной системы. Застрахованные лица по законодательству обязаны сделать выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, куда направляются пенсионные накопления. управлением оставшихся в Пенсионном фонде накопительных средств занимается Государственная управляющая компания «Внешэкономбанк», которая осуществляет инвестирование этих средств. В 2014 г. объём инвестированных Внешэкономбанком пенсионных накоплений составил 1,5 трлн. руб.

Деятельность Пенсионного фонда РФ была ориентирована на введение новых правил учёта страховой пенсии. Согласно законодательным изменениям в России начала действовать новая пенсионная система, которая предполагает изолированное формирование двух пенсий – страховой и накопительной.

Пенсионные баллы представляют собой пенсионные коэффициенты, с помощью которых определяются размеры будущей страховой пенсии, они начисляются ежегодно в виде индивидуального коэффициента и зависят от стажа работы, размера заработной платы и времени, когда человек выходит на пенсию. В конечном итоге происходит подсчёт всех баллов и их перерасчёт в денежную форму.

В новой пенсионной системе сохраняются ежегодные индексации и базовый размер страховой пенсии, индексация применяется только по отношению к стоимости пенсионного балла и не распространяется на накопленные средства.

Изменения в пенсионной системе затронули, и возможность перевода средств управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам с целью формирования накопительной части. Принятие решений о переводе средств в управляющую компанию или негосударственный Пенсионный фонд осуществляется согласно заявлению с самой поздней датой независимо от остальных ранее подданных застрахованным лицом заявлений.

Как только негосударственные Пенсионные фонды станут участниками системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений, они будут получать пенсионные средства на основе поданных заявлений со стороны страхователей. Передаваемые средства состоят из страховых взносов на накопительную пенсию, поступающих задолженностей страхователей, добровольных взносов застрахованных лиц по Программе софинансирования, средства материнского капитала и инвестиционный доход, полученный от временного размещения Пенсионным фондом пенсионных средств.

Прежде всего, Пенсионным фондом РФ были проведены определенные мероприятия, в первую очередь информационного характера, в рамках осуществления выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.

В текущем году каждый гражданин 1967 года рождения (именно эта возрастная категория попала в накопительную пенсионную систему) и моложе должен самостоятельно выбрать вариант пенсионного обеспечения. В данном случае есть выбор между несколькими вариантами:

Направить всю сумму взносов страховщика (работодателя) на финансирование только страховой пенсии;

Распределить указанную сумму между страховой и накопительной пенсиями.

Необходимо отметить, что все ранее накопленные средства сохраняются в полном объёме. Средства пенсионных накоплений будут и далее инвестироваться по достижению пенсионного возраста и принятия решения выхода на пенсию, они будут выплачены в полном объёме. Пенсионный фонд России на данный момент принимает от граждан соответствующие заявления о выборе варианта финансирования пенсии.

В целях совершенствования формирования пенсионных прав граждан в солидарной части пенсионной системы, Пенсионным фондом был проведен ряд мероприятий. В 2017 г. усовершенствованный механизм формирования пенсионных прав по главному виду пенсий солидарной системе – страховой пенсии получил законодательное утверждение, в соответствии с законом была разработана и внедрена новая пенсионная формула, которая основана на зависимости размера пенсионного обеспечения от возраста выхода на пенсию. Пенсионные права по новой формуле учитываются в пенсионных баллах, число которых одновременно зависит от взносов работодателей, стажа работы и возраста выхода на пенсию. Высшие пенсионные баллы предусмотрены для тех граждан, которые планируют более поздний выход на пенсию.

Пенсионным фондом был осуществлен комплекс мер по совершенствованию формирования средств пенсионных накоплений и проведены мероприятия гарантирующие сохранность средств пенсионных накоплений и обеспечивающих доходность от их инвестирования.

Согласно Федеральному закону «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений» была разработана система законодательных и организованных мер. Они будут обеспечивать сохранность пенсионных средств граждан, формирующих пенсионные накопления, как в Пенсионном фонде РФ, та и в негосударственных пенсионных фондах.

Новая система гарантирования включает два уровня. На первом уровне Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды обеспечивают гарантии за счёт своих резервов. На данный момент правила формирования резервов и требования к ним устанавливаются Центральным банком РФ.

На втором уровне в ситуации недостаточности резервов гарантирование обеспечивается Агентством по страхованию вкладов, которому Пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды обеспечивают ежегодные гарантийные взносы. На данный момент система гарантирования находится в стадии формирования, поскольку ещё не все управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды вошли в неё. Для граждан в Пенсионном фонде России система начала работу в полном объёме с 1 января 2017 года. Негосударственный пенсионный фонд будет включен в систему гарантирования только после его реорганизации в акционерное общество и проведения комплексной проверки Центральным банком РФ. На данный момент в системе гарантирования уже действуют 46 негосударственных пенсионных фондов, в которых сформировано 1 989,73 млрд рублей пенсионных накоплений 29,01 млн застрахованных лиц, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании с указанными фондами (Приложение 1).

В целях совершенствования организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий акционирование негосударственных пенсионных фондов.

Все негосударственные пенсионные фонды до 1 января 2017 года должны провести реорганизацию в акционерные общества, либо прекратить деятельность по формированию пенсионных накоплений граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Тем негосударственным пенсионным фондам, которые проведут реорганизацию и будут соответствовать всем требованиям для вхождения в систему гарантирования, Пенсионный фонд РФ будет перечислять на счета средства пенсионных накоплений граждан, подавших заявки на переход в негосударственный пенсионный фонд.

В целях выхода из сложившейся ситуации и дальнейшего укрепления пенсионной системы в РФ определена концепция её развития, суть которой заключается в следующем:

Пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели (Рис. 2):

Рис. 2. Трехуровневая модель Пенсионной системы

Следовательно, Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую различные подразделения, задачей которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования. Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР, которые как и Центр персонифицированного учёта расположены в г. Москва. На местах Пенсионный фонд РФ представлен отделениями и территориальными управлениями.

1.2. Основы взаимодействия Пенсионного фонда с органами государственного и муниципального управления (ГМУ), и Нормативно-правовое регулирование деятельности ПФ РФ

Пенсионная система России сегодня в силу масштабности проводимой реформы занимает ведущее место не только в социально-экономической жизни населения, но и финансово-бюждетной системе страны. Пенсионный фонд РФ оказывает большое влияние на формирование и перераспределение денежных потоков, в том числе и в денежно-кредитной сфере.

Тем не менее, многие отечественные эксперты зачастую связывают финансовые и денежно-кредитные отношения только со сферой функционирования банковской системы, что не совсем корректно. Безусловно, банковская система является основой денежно-кредитного поля российской экономики, однако это только её часть.

Другая составная часть этих отношений – сфера денежного обращения и кредита, которая охватывает обширный спектр институтов, действующих на предоставленном рынке. Эти субъекты предоставляют разнообразные финансовые продукты, относящиеся к разным секторам финансового рынка: банковскому, пенсионному, страховому и др.

Главное отличие этих институтов – это объект деятельности, а именно денежное обращение и долгосрочные финансовые ресурсы. Следовательно, функционирование Пенсионного фонда и других социально-направленных институтов осуществляется непосредственно в денежно-кредитном поле, что в свою очередь невозможно без профессионального влияния и воздействия со стороны государства.

Учитывая важность организаций данной категории, главной функцией государственных органов является денежно-кредитное регулирование. Регулирование деятельности посредством созданного недавно единого регулятора финансового рынка (мегарегулятора) призвано оказывать содействие укрупнению и универсализации таких финансовых институтов, обеспечению большей мобильности финансовых ресурсов, а также сглаживанию противоречий между банковским и инвестиционным делом.

В современных реалиях функционирование Пенсионного фонда РФ представляет собой не только организацию сбора, накопления, реализации денежных средств и выплат пенсий населению, но и операции по получению дохода от их инвестирования в интересах граждан. В результате деятельность Пенсионного фонда по содержанию и существующим рискам имеет незначительные отличия от депозитарных операций иных кредитных организаций.

В связи с этим Центральный банк РФ (Банк России) как единый регулятора финансового рынка использует установленные инструменты регулирования денежной массы в обращении, которые позже определенным образом оказывают воздействие на функционирование Пенсионного фонда.

Пенсионные накопления инвестируются в соответствии с требованиями ГК РФ и Федеральных законов №75 – ФЗ и №111 - ФЗ , .

Инструменты с фиксированной доходностью (не менее 70 %) представлен на рисунке 3.

Не более 30 % - инструменты с рыночной доходностью.

Отчетливо видно, что в составе портфеля доля облигаций является преобладающей.



Рис. 3. Инструменты с фиксированной доходностью

Все операции с активами реализуются исключительно на биржевых площадках при условии поставки против платежей. Следовательно, покупая или продавая ценные бумаги, Центральный банк осуществляет регулирование курса государственных ценных бумаг, что в дальнейшем влияет на инвестиционную деятельность Пенсионного фонда России.

Задачей Центрального банка РФ является определение, и поддержание курса национальной валюты который в настоящий момент не лучшим образом отвечает текущим установкам финансово-экономической политики государства.

В случае снижения стабильности валюты и повышения инфляции снижается доходная база и соответственно уменьшаются доходы бюджета, что в дальнейшем негативно сказывается и на доходах Пенсионного фонда. В этом случае дефицит бюджета Пенсионного фонда России погашается за счёт межбюджетных трансфертов (средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой) из федерального бюджета, который в свою очередь тоже может быть дефицитным. В связи с этим государство вынужденно прибегать к заимствованию денежных средств у других государств и международных валютно-кредитных организаций или дополнительной эмиссии облигаций Федерального займа.

Противоположная картина наблюдается, когда курс национальной валюты растёт или остаётся стабильным, доходная база увеличивается либо остаётся неизменной что благоприятно сказывается на доходах ПФР и бюджета страны в целом.

Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ РФ главным образом влияет на функционирование и развитие ПФ РФ.

Воздействие монетарных методов регулирования экономики (группа методов оценки теневой экономики, основанных на использовании такой особенности нелегальной экономики как предпочтение, отдаваемое наличным деньгам при совершении сделок) носит двойственный характер. Во-первых, как механизм осуществления финансово-экономической политики государства. Во-вторых, как независимая сфера государственного регулирования на макроэкономическом уровне. Подтверждение тому становится реформа пенсионной системы Российской Федерации и модернизация системы пенсионного страхования и накопления что в свою очередь находится в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической ситуацией на сегодняшний день.

Тем не менее, как показывает практика, проводимая денежно-кредитная политика не всегда воздействует на функционирование Пенсионного фонда с позиции экономического оздоровления. Кризисные условия не позволяют принимать своевременные конструктивные решения по многочисленным актуальным проблемам развития пенсионной системы. В связи с этим сохраняется несбалансированность бюджета Пенсионного фонда, сдерживание инвестиционного потенциала накопительной системы, зависимость бюджета Пенсионного фонда России от трансфертов Федерального бюджета и др.

Обеспечение устойчивого финансового пространства для инвестиционной деятельности Пенсионного фонда – это основная задача единого мегарегулятора финансовых рынков страны. В связи с этим встает вопрос о необходимости обеспечения эффективной денежно-кредитной политики, позволяющей системе пенсионного накопления работать в полном объёме.

Повышение эффективности деятельности Пенсионного фонда возможно за счёт финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов путём проектного финансирования и инфраструктурных облигаций.

Расширение состава финансовых инструментов, а также институтов допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счёт включения страховых компаний и кредитных организаций и предоставление этим институтам и застрахованным лицам, формирующим пенсионные накопления дополнительных налоговых льгот, окажет содействие развитию преимущественно добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем, позволяющих повысить уровень пенсий.

Реформа пенсионной системы РФ предназначена перенести часть пенсионной нагрузки с государства на будущего получателя пенсии (пенсионера) и плательщика пенсионных взносов (его работодателя). В связи с этим застрахованные лица и будущие пенсионеры имеют право самостоятельного выбора: оставаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или же формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей.

Следовательно, Центральному банку Российской Федерации необходимо существенно расширить возможности для выгодного и надёжного инвестирования средств пенсионных накоплений, совершенствовать деятельность институтов развития, включая Внешэкономбанк, а также определить перспективы дальнейшего функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации. Учитывая интеграционные процессы в современных явлениях, многосложность задач единого регулятора финансового рынка адекватна глубине экономических проблем пенсионной системы нашей страны, что дополнительно обостряется воздействием нынешнего финансового кризиса.

В целях повышения эффективности и качества учёта формирования финансовых ресурсов, предназначенных для назначения и выплаты пенсий, Пенсионный фонд РФ взаимодействует с:

Органами Министерства РФ по налогам и сборам;

Органами федерального казначейства;

Органами социальной защиты населения;

Органами записи актов гражданского состояния и с другими органами.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) и Пенсионный фонд России в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании, разработан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда России. Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.

Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах представляют управлениям Пенсионного фонда России не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных проверок:

По полноте и правильности единого социального налога;

Обеспечение представления достоверных справок о доходах индивидуальных предпринимателей;

Ежеквартально представлять сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и сумму задолженности по страховым взносам и пени в Пенсионный фонд России.

Информация, передаваемая, Управлением ПФР налоговым органам представлена на рисунке 4.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии органов федерального казначейства и органом Пенсионного фонда России, органы федерального казначейства ежедневно передают органам ПФР выписки из сводного реестра поступивших доходов. Выписка из сводного реестра должна содержать: наименование платежного документа, номер платежного документа, идентификационный номер, номер счёта плательщика, сумму платежа и код бюджетной классификации.

Рис. 4 – Информация, передаваемая, УПФР налоговыми органами

Между отделением ПФР и органом социальной защиты населения заключается соглашение об информационном обмене, в соответствии с которым УПФР ежемесячно передают в управления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.

Управления социальной защиты населения ежемесячно передают центрам социального обслуживания, которые являются юридическими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граждан состоящих на социальном обслуживании для расчёта платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность, выдавать справки пенсионерам о размере пенсии заверенные печатью и подписью Начальника УПФР для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим.

Следовательно, в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния (ЗАГС) сообщает органу Пенсионного фонда России сведения о государственной регистрации смерти. Поскольку назначение и выплата пенсии осуществляются по месту жительства, органы регистрации актов гражданского состояния сообщают последнее место жительства умершего.

Выводы по главе

В процессе написания первой главы выпускной квалификационной работы определили, что Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую в себя различные подразделения, задачей которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования. Главными органами УПФР являются Правление фонда и Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России, которые, как и Центр персонифицированного учёта расположены в г. Москва. На местах ПФ РФ представлен отделениями и территориальными управлениями.

Пенсионные накопления инвестируются в соответствии с требованиями ГК РФ и Федеральных законов № 75 –ФЗ и №111 –ФЗ.

Правление ПФ РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи Пенсионного фонда России, отвечает за их реализацию в пределах своей компетенции, осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования Пенсионного фонда России. В его ведении находятся формирование бюджета Пенсионного фонда России и утверждение отчётов о его исполнении. Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом ПФ находящимся в подчинении Правлению фонда. Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основании решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции: Центр персонифицированного учета ПФР, 84 отделения ПФР, 2 500 управлений (отделов) ПФР.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ главным образом влияет на функционирование и развитие Пенсионного фонда Российской Федерации. В связи с этим встает вопрос о необходимости обеспечения эффективной денежно-кредитной политики, позволяющей системе пенсионного накопителя работать в полном объёме.

Пенсионный фонд РФ взаимодействует с органами Министерства РФ по налогам и сборам, органами федерального казначейства, органами социальной защиты населения, органами записи актов гражданского состояния и с другими органами.

Учитывая интеграционные процессы в современных явлениях, многосложность задач единого регулятора финансового рынка адекватна глубине экономических проблем пенсионной системы, что дополнительно усиливается воздействием современного финансового кризиса.

Пенсионный фонд Российской Федерации - это государственный внебюджетный фонд, находящийся в собственности Российской Федерации, образованный в целях пенсионного обеспечения населения.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионному фонду России как самостоятельному финансово-кредитному учреждению поручено осуществлять финансирование выплат пенсий с 1991 года.

Пенсионный фонд РФ является крупнейшим социальным внебюджетным фондом России.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования и представляет собой государственное учреждение. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Страховым риском в пенсионном страховании является утрата застрахованным лицом своего заработка в результате наступления страхового случая (достижение установленного пенсионного возраста).

Пенсионный фонд России - это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд России подотчетен высшему законодательному органу Российской Федерации.

Структура Пенсионного фонда РФ приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структура ПФР

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением и его постоянно действующим органом - исполнительной дирекцией. В состав правления входят председатель, его заместители, исполнительный директор. Также в правление могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей [Положение о Пенсионном фонде РФ]. В настоящее время Председателем Правления Пенсионного фонда РФ является Геннадий Батанов.

Правление ПФР:

· несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР

· определяет перспективные и текущие задачи ПФР

· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты

· назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений

· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР

· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР

· решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР

При этом ПФР включает 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой. Территориальные Отделения тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. Для этого создаются консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии».

Пенсионный фонд РФ (ПФР) предназначен для:

1) целевого сбора и аккумуляции страховых взносов, а также финансирования расходов

2) организации работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца

3) капитализации средств ПФР, а также привлечения в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц

4) организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»

5) организации и ведения государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР

6) межгосударственного и международного сотрудничества РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР

7) участия в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий

8) изучения и обобщения практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесения предложений по ее совершенствованию

9) проведения научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования

10) разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР

11) участия в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан

12) осуществления управления средствами бюджета ПФР и контроля над правильным и рациональным расходованием его средств

13) представления интересов застрахованных лиц перед страхователями

14) подготовки обоснования размера тарифных страховых взносов

15) назначения (перерасчета) и своевременной выплаты обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренных законодательством других видов пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти

16) осуществления контроля над обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи и особыми условиями труда

17) составления проекта бюджета ПФР и обеспечения исполнения этого бюджета

18) учета средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию

19) осуществления регистрации страхователей

20) учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

21) обеспечения режима ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с установленными федеральным законом требованиями

22) обеспечения организации своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов

23) выполнения отдельных банковских операций в порядке, установленном действующим законодательством РФ о банках и банковской деятельности.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.


Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) –один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом, т. е. фондом денежных средств, образуемым вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенным для материального обеспечения граждан при наступлении социальных рисков утраты трудового или другого постоянного дохода вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности, потере кормильца, достижении установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.[Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение. М., 2010. С. 433.]

Средства государственного внебюджетного пенсионного фонда находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Функцию управления внебюджетным пенсионным фондом призвана выполнять специально созданная в 1990 г. организация – Пенсионный фонд РФ (ПФР).[Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение в России. М., 2008. С. 10.]

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

При этом ПФР – одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов. Территориальные управления доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии».

Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

Рисунок 1.1. Структура Пенсионного фонда РФ

Для выполнения возложенных на ПФР функций сформирована трехуровневая структура управления пенсионным денежным фондом, отражающая особенности России как федеративного государства:

1) федеральный уровень, представленный центральным аппаратом, управление на котором обеспечивается Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, а также Управлениями в федеральных округах;

2) региональный уровень, представленный региональными отделениями в каждом из 85 субъектов Российской Федерации (РОПФР);

3) местный уровень, представленный районными управлениями и отделами.

Региональные отделения ПФР, а также управления и отделы пенсионного страхования в районах и городах являются юридическими лицами, имеющими в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках. При этом региональные отделения в своей деятельности подчиняются Исполнительной дирекции ПФР, руководствуясь решениями Правления ПФР; управления и отделы - непосредственно региональному отделению.[Вопросы социального обеспечения. 2010. № 2.С. 47.]

Таким образом, представленная структура характеризуется вертикальной интегрированностью входящих в нее элементов с высокой степенью централизации, подчиненной общей цели – обеспечению единых стандартов пенсионного обеспечения на всей территории страны. В этой системе каждый объект получает управляющие воздействия от соответствующего объекта вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня. Основные процедуры переработки информации и принятия решений выполняются в подразделениях центрального аппарата ПФР и в региональных отделениях. К многочисленным процедурам управления центрального аппарата ПФР относятся формирование и уточнение бюджета ПФР, анализ и прогнозирование движения денежных средств, бухгалтерский учет и отчетность, перераспределение финансовых ресурсов между территориями. Таким образом, организационное единство ПФР призвано гарантировать как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Кроме того, в рамках проведения реформы вертикали власти в целях обеспечения взаимодействия органов ПФР с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и согласования структуры органов ПФР со схемой их размещения постановлением Правления ПФР от 09.10.2000 № 118 было принято решение о создании управлений ПФР в федеральных округах. К числу основных задач, возложенных на Управление, относятся: участие в подготовке бюджетов отделений ПФР в федеральном округе и отчетов об их исполнении, взаимодействие с органами Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета ПФР.[Федоров Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации. М., 2009. С. 12.]

В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного пенсионного фонда составляется ПФР и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию РФ в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Российской Федерации составляется органом управления фонда и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.[в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ].

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. [Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы. М., 2009. С. 189.]

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи:

1. средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

2. основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и застрахованными лицами.В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Задачами ПФР являются:

· назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий, включая организацию их доставки и пересылки, а также методическое обеспечение указанной деятельности;

· организация и ведение единого федерального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах;

· организация и ведение единого государственного банка данных, содержащего сведения о плательщиках, уплачивающих обязательные платежи на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в соответствии с законодательством Российской Федерации (обязательные платежи);

· организация учета обязательных платежей;

· регистрация плательщиков обязательных платежей;

· организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования;

· капитализация средств государственного пенсионного обеспечения (страхования);

· участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

· осуществление экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

· ведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

· изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, разработка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства в области государственного пенсионного обеспечения (страхования);

· проведение научно-исследовательских работ и подготовка специалистов в области государственного пенсионного обеспечения (страхования);

· осуществление международного сотрудничества от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Российской Федерации по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.[Федоров Л. В. Пенсионный фонд Российской Федерации. М., 2009. С. 125.]

В сферу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации входит:

1. установление и выплата пенсий;

2. назначение и реализация социальных выплат;

3. назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

4. персонифицированный учет пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

5. формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

6. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;

7. выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского капитала;

8. реализация Программы государственногософинансирования пенсии;

9. оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

10. реализация международных соглашений.

Исходя из вышеизложенного следует, что Пенсионный фонд РФ выполняет функции по пенсионному обеспечению и выплате пособий гражданам РФ. Цель Пенсионного фонда РФ состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования. Необходимо отметить, что для реализации своих функций Пенсионного фонда формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Все вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с четкой иерархией. Управление Пенсионным фондом обязательного страхования осуществляется централизованным органом – Правлением, возглавляемым Председателем. В задачи Правления входит стратегическое, тактическое и оперативное управление средствами обязательного пенсионного страхования, а также обеспечение распоряжения данными средствами в соответствии с действующим законодательством.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.

Деятельность ПФР регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г. К функциям ПФР относятся:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3) финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде;

4) капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

5) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц;

7) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

8) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

9) участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. 00000000000000

Задачами правления ПФР являются:

1) утверждение бюджета, смет расходов, включая фонд оплаты труда, труда ПФР и его органов, отчётов об их исполнении, а также его структуры и штатов;

2) назначение и освобождение от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии и руководителей отделений ПФР;

3) утверждение положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

4) принятие нормативных актов по вопросам, относящимся к деятельности ПФР в пределах его компетенции.

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Он должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ. Если задаться вопросом, а какая же пенсионная система существует на данный момент, то ответ на него сводится к неудовлетворительным оценкам существующей пенсионной системы. Основные претензии, выдвигающиеся к ней, это:

Крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;

Система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 - 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядок социально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховых отчислений в Пенсионный фонд (28+1 %) с заработной платы в 500 и 5000 рублей размер пенсии будет одним и тем же - около 400 рублей;

Такая система пенсионного обеспечения “непрозрачна”, непонятна и ненадежная для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий.

Весьма наивны понятия и представления о механизмах пенсионной системы, которые бытуют в нашем обществе. Опрос, проведенный ВЦИОМ в 51 регионе страны, свидетельствует, что подавляющее большинство респондентов - 80 процентов, считает, что государство должно обеспечивать их в старости. При этом лишь 4.4 процента опрошенных заявили, что им известна организация государственных и негосударственных пенсионных систем, и они знают их достоинства и различия. Ещё большая неосведомленность у населения по поводу ключевых вопросов функционирования пенсионной системы - природе собственности пенсионных фондов, механизмах и источниках финансового обеспечения пенсий, роли социальных субъектов в управлении данной сферой. Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считает, что пенсии финансирует государство, в то время как уже девять лет, начиная с 1991 года, государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения. Так, в период до 1991 года государство дотировало более чем на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат.

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели - около 90 % всех расходов. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая “уравниловка” не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент нестраховой характер пенсионной системы - это основной тормоз её развития. Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей: - фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

 


Читайте:



Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

История работы на территории РФ

История работы на территории РФ

Высокий уровень безопасности и стабильности Дойче банка (ДБ), осуществляющего деятельность на территории многих государств Европы и мира,...

feed-image RSS