Реклама

Главная - Криптовалюта
Кредитование апк. Совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе на региональном уровне в рф
Отправить другу

Разработанные и реализованные государством в середине 2000-х годов политико-экономические меры по восстановлению потенциала и поддержке дальнейшего развития сельского хозяйства страны привели к значительному качественному и масштабному обновлению сферы аграрного кредитования.

При этом, несомненно, важную роль сыграла программа субсидирования процентных ставок по кредитам, получаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими представителями агропромышленного комплекса в коммерческих банках и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

На волне повышенного спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей на кредитные ресурсы с ними стали активно работать коммерческие банки, в первую очередь Россельхозбанк, а также банки с государственным участием: Сбербанк России, Внешэкономбанк, Газпромбанк, ВТБ.

Свою лепту в решение задачи технической и технологической модернизации сельского хозяйства внесла созданная для этих целей государственная лизинговая компания «Росагролизинг», которая передала сельскохозяйственным товаропроизводителям технику, технологическое оборудование и племенных животных. Меры государственной политики поддержки села охватили предприятия, организации и товаропроизводителей всех форм собственности.

Оценивая качественную и институциональную адекватность кредитование апк, функционирующего в настоящее время, попытаемся определить, насколько правильно и стратегически выверенно выстраивается политика аграрного кредитования в стране, достигнута ли цель «создания национальной кредитно-финансовой системы обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей в агропромышленной сфере»?

Необходимо отметить, что само понятие «кредитно- финансовая система » не сформулировано законодательством и используется в основном лишь в политических и корпоративных декларациях.

На наш взгляд, наиболее точна формулировка, содержащаяся в Стратегии Россельхозбанка, разработанной в 2002 г.: «Национальная кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства представляет собой совокупность кредитно-финансовых институтов, включая банковские учреждения, небанковские институты финансового посредничества, в том числе кредитные кооперативы, а также организации финансовой инфраструктуры, которые, опираясь на весь комплекс находящихся в их распоряжении инструментов, осуществляют финансовое обеспечение процессов воспроизводства в сельском хозяйстве».

Однако, принимая во внимание вышеприведенное определение, приходится констатировать, что целостная кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства в нашей стране до сих пор не создана, о чем свидетельствуют следующие факты:

Основной вклад в кредитование апк как уже упоминалось вносят пять банков с государственным участием, и, прежде всего, Россельхозбанк и Сбербанк России. Поставкой сельскохозяйственной техники и оборудования, а также аграрных технологий занимается образованная с государственным участием компания «Росагролизинг». Государственными операторами на рынке зерна выступают созданные государством «Объединенная зерновая компания» и Россельхозбанк. Остальные составляющие заявленной кредитно-финансовой поддержки играют второстепенную роль, находятся в зачаточном состоянии или практически не созданы; лишены масштабной ресурсной и капитальной подпитки многочисленные региональные и муниципальные банки, активно работавшие и продолжающие работать с сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими представителями агропромышленного комплекса; не созданы институты развития аграрной сферы. Присущие им функции по ряду направлений возложены на крупнейшие универсальные коммерческие банки с государственным участием, тем самым искажаются принципы их деятельности; практически не развивается и существенно сдала свои позиции еще одна «система» - система сельских кредитных кооперативов, не воспользовавшись возможностями капитализации и ресурсной мобилизации в период реализации приоритетного национального проекта; из-за объективных сложностей не нашла своего институционального и инфраструктурного воплощения громко заявленная система земельно-ипотечного кредитования; российские страховые компании не используют возможности существенного наращивания своих операций в аграрной сфере; практически отсутствуют программы реальной и ощутимой поддержки отечественного сельскохозяйственного машиностроения, входящего, кстати, в агропромышленный комплекс страны. Не начато осуществление программы утилизации сельскохозяйственной техники. Не реализуются идеи создания лизинговых компаний для поддержки отечественных сельскохозяйственных машиностроителей; не получили масштабного развития инвестиционные компании, целью которых должно быть активное привлечение средств в аграрную экономику страны; лишь декларативно формируется сеть сельскохозяйственных кооперативных рынков. В действительности она не создает реальных возможностей для использования замкнутых технологических цепочек «поле - магазин», которые позволяли бы сельским производителям получать максимум эффекта от реализации произведенной продукции; не оправдала себя практика проведения зерновых и товарных интервенций с участием кредита Россельхозбанка, так как они мало сказывались на состоянии рынка зерна и не влияли на стабилизацию цен; реализуемая практика финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей с привлечением государственного агента в лице Россельхозбанка сводит его функции лишь к учету и контролю соблюдения условий соответствующей целевой программы; существует ряд недостатков в действующей системе бюджетного субсидирования процентных ставок по кредитам сельскохозяйственных товаропроизводителей, полученным ими в коммерческих банках и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, при которой субсидии зачастую теряют свою адресность и стимулирующие качества; не созданы полноценные условия для функционирования федерального и региональных гарантийных и залоговых фондов, расширяющих возможности кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Все это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что произошла подмена понятий. Государство вместо развития кредитно-финансовой системы взяло курс на масштабную поддержку созданных со своим участием структур, более того, наделило их набором тех функций, которые формируют их как «квазисистемы».

Очевидно, что современная организация аграрного кредита в России унаследовала груз «традиций» своих предшественников, извлекла мало уроков из прошлого и строится по старым государственническим «лекалам». Такая государственно-монополистическая конструкция, соответствующая конкретной исторической и общественно- политической ситуации, в какой оказалась сейчас Россия, на наш взгляд, не позволит обеспечить нормальное развитие сельскохозяйственного кредитования, сельскохозяйственных банков, сельского хозяйства и страны в целом. В качестве примера можно проанализировать развитие современного Российского сельскохозяйственного банка.

Конечно, только банку с государственным участием было по силам оперативно решить задачу кредитного обеспечения масштабного включения мелких товаропроизводителей в реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Как известно, доля граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в производстве сельскохозяйственной продукции страны составляет от 50 до 90% ее объема. Россельхозбанк, выполняя поручение правительства страны и развернув сеть своих низовых представительств, с начала 2006 г. выдал им сотни тысяч кредитов в объеме многих десятков миллиардов рублей. При этом доля банка в объемах кредитной поддержки, оказанной отечественной кредитной системой всем категориям малого бизнеса на селе, составляет от 60 до 95%; он, безусловно, справился с поручением государства.

Однако очень важно подчеркнуть, что на этом фоне впечатляющей количественной и объемной динамики на второй план отошли задачи эффективности обслуживания мелких клиентов. Затраты времени и средств банка на работу с каждым представителем этой категории заемщиков практически ничем не отличаются от аналогичных затрат на работу со средним и крупным клиентом. А доходы в виде процентов по выданным кредитам несопоставимы. Если средний и крупный клиенты банка пользуются кредитом в объеме десятков и сотен миллионов рублей, то средняя задолженность по кредитам, выданным гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, не достигает и одного миллиона рублей. Даже с учетом возможного предоставления банком других услуг, приносящих доходы, такая деятельность заведомо убыточна для значительного числа его региональных подразделений, у которых такие клиенты преобладают.

Другими словами, только банк с государственным участием, выполняя поручения государства и участвуя в реализации в большей мере социальных, нежели экономических программ, может позволить себе роскошь содержания огромной неэффективной региональной сети.

В этой проблеме, на наш взгляд, проявилась своего рода «неумеренность», присущая крупным корпоративным структурам, не желающим делиться «лаврами» с другими, более мелкими и на первый взгляд неэффективными партнерами, вернее конкурентами. В описанной выше ситуации банком в значительной степени была проигнорирована существенная возможность сокращения огромных операционных затрат, связанных с мелкой клиентурой.

Речь идет об отказе от масштабного привлечения Россельхозбанком к реализации указанной выше программы институтов микрокредитования, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Хотя в самом банке в свое время была разработана и реализована целевая программа поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ее параметры далеки от тех показателей, которые были достигнуты Государственным банком в аналогичной программе дореволюционной России. Неиспользованный потенциал кредитной кооперации на селе очевиден. Это подтверждается тем фактом, что объем прямого кредитования банком граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на порядок больше объемов их кредитной поддержки через сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Крупные кредитные кооперативы, объединяющие несколько тысяч участников, при выделении им банком ресурсов для кредитования малых форм хозяйствования могли бы существенно сэкономить связанные с этим текущие издержки банка, а в ряде случаев способствовали бы оптимизации деятельности его представительств путем их специализации, уменьшения численности обслуживающего персонала и отказа от функционирования части явно неэффективных низовых подразделений.

В равной степени это относится и к позиции Россельхозбанка по отношению к региональным банкам, располагающим значительной местной аграрной клиентурой. Наличию своего представительства в регионе или районе Россельхозбанком отдается предпочтение вместо возможности эффективного, надежного и взаимовыгодного сотрудничества с другими кредитными учреждениями. А ведь они в ряде случаев готовы справляться с названными выше функциями не хуже подразделений Российского сельскохозяйственного банка, и при этом такое сотрудничество было бы выгодным в первую очередь и для него.

В середине 2000-х годов в системе кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с субсидированием процентных ставок участвовали свыше 200 российских коммерческих банков, и со значительным числом из них Российский сельскохозяйственный банк мог бы сотрудничать в первую очередь из соображений экономии операционных затрат и переноса части рисков, которые в настоящее время банк вынужден брать на себя. Однако этот подход не соответствует стратегии развития банка и связанной с ней организационной структуре. Ведь в таком случае речь шла бы уже о функциях оптового банка, каковым Российский сельскохозяйственный банк по определению не является.

Довольно архаичной оказалась разработанная и выстроенная банком кредитная политика, в значительной степени реализуемая дискретно, без сопровождения существующих производственных и коммерческих цепочек в агропромышленном комплексе. Поэтому столь присущая ей, особенно в последнее время, проблемность, на наш взгляд, тоже изначально заложена в такой дискретности. К тому же, сопровождая кредитами реализацию определенных государством проектов и программ, к разработке которых банк практически не привлекался, он, по существу, оказался на вторых ролях, ограничиваясь оценкой кредитоспособности их участников и выделяя необходимые ресурсы.

Россельхозбанку, особенно в начальный период экономического кризиса, как и другим крупнейшим банкам с государственным участием, было установлено задание по ежемесячному росту выдачи кредитов, постоянному снижению ставки кредитования и облегчению доступности выдаваемых кредитов.

Такая система управления деятельностью банка больше ориентирована на «ручное управление» и не может обеспечить ему необходимую степень эффективности. Весьма актуальна и справедлива оценка этого явления, данная профессором А. В. Верниковым: «...В функционировании российского рынка банковских услуг стали появляться элементы распределительной экономики. Имеются в виду централизованное директивное размещение финансовых ресурсов, например, объемные адресные задания каждому из государственных банков по увеличению портфеля кредитов..., контроль над ценами верхний предел ставки по кредитам и частным депозитам, директивные методы управления, личный контроль со стороны первых лиц государства. Отношения между кредитором и заемщиком постепенно перемещаются из гражданско-правовой сферы в общественно-политическую». Само по себе превращение банка в своеобразный кредитный конвейер таит много угроз и чревато серьезными последствиями.

Может ли банк постоянно наращивать кредитный портфель, не отдавая себе отчет в том, что количественный рост не всегда сопровождается адекватной качественной динамикой, что проблемы заемщиков потенциально могут ухудшить качество кредитов банка, и тем самым отрицательно повлиять на его финансовую устойчивость?

Правильно ли то, что в настоящее время один, пусть даже крупный, банк берет на себя задачу обеспечения большей части отечественного агропромышленного комплекса всем необходимым набором кредитных продуктов?

Просчитаны ли стратегические последствия предусмотренной приватизации крупнейшего специализированного агропромышленного банка, сохранятся ли в этом случае полнота и качество его функций государственного агента в реализации кредитной компоненты аграрной политики?

Существует ли понимание того, что современная и ее очень важная составляющая - агропромышленный комплекс имеют перспективу дальнейшего успешного развития только в качестве рыночных структур, которым должны соответствовать столь же рыночные финансовые и кредитные системы?

На наш взгляд, современный аграрный кредит и связанные с ним институты не готовы решать проблемы, которые формируются практикой хозяйствования в стране и изменяющейся ситуацией в мировой экономике.

Сфера аграрного кредитования, нуждающаяся в значительных по объемам и по срокам использования средствах, много теряет на том, что не формирует ресурсную базу в тех параметрах, которые должны адекватно достигаться в процессе реального кредитования. Следует предположить, что дело не в своеобразии воспроизводственного цикла в аграрном секторе, а в том, что большая часть продуцируемого им денежного потока уходит из этой сферы, работает на другие коммерческие структуры - перерабатывающие, посреднические, а также на кредитные организации, которые их обслуживают. Для примера сопоставим объем кредитного портфеля Россельхозбанка с объемом средств, находящихся на расчетных и текущих счетах на срок до 90 дней его клиентов, большая часть которых пользуется его кредитами. Так вот, при среднемесячном кредитном портфеле за август-ноябрь 2011 г., равном 915 млрд руб., среднемесячные остатки средств на счетах предприятий и организаций сроком до 90 дней за этот период составили всего лишь 9,5 млрд руб.

Поэтому приходится согласиться с тем, что сельское хозяйство находится в неравном положении с другими отраслями. Но причина этого, вероятно, не совсем в ценовой дискриминации, «диспаритете цен», как выражаются аграрии. По-прежнему сельское хозяйство подпитывает ресурсами другие сферы экономики. Наверно, это убедительно доказывает отсутствие институциональной системы аграрного кредита, которая обязана была бы консолидировать денежные потоки аграрной сферы.

Мобилизация ресурсов требует мобилизации институтов, их объединения в систему. Для этого не стоит создавать монополистов и накачивать их деньгами. Представляется более целесообразным привлекать мелкие и средние кредитные учреждения, представленные на рынке аграрных кредитов. На наш взгляд, именно они должны в первую очередь участвовать в той программе капитализации, реализация которой начнется в ближайшее время на основе фонда, созданного Внешэкономбанком и Международной финансовой корпорацией, а также создаваемого KfW и ВЭБ международного фонда по поддержке малого и среднего предпринимательства в России.

Что касается перспектив Российского сельскохозяйственного банка, то, возможно, пришло время избавляться от его многофункциональности и претензий на системность и определяться - это банк развития или универсальный коммерческий банк, это институт модернизации сельского хозяйства или конвейер по выдаче кредитов, это эффективное рыночное кредитное учреждение или квазиказначейство государства?

По нашему мнению, настало время выработки стратегии создания и развития национальной системы аграрного кредитования. Для чего следовало бы:

Законодательно определить статус национальной системы аграрного кредитования страны.

Включить в национальную систему аграрного кредитования страны все коммерческие банки, в кредитных портфелях которых доля специализированной аграрной клиентуры превышает 25%.

Обеспечить возможность динамичной капитализации кредитных организаций и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, входящих в национальную систему аграрного кредитования страны, за счет реализуемых целевых программ капитализации малых и средних банков.

Рекомендовать Банку России и Министерству финансов России применять в отношении участников национальной системы аграрного кредитования страны юридические, регулятивные, надзорные и налоговые нормы, учитывающие специфику их взаимодействия с агропромышленным комплексом.

Создать Аграрный банк развития Российской Федерации, функционирующий в соответствии со специальным федеральным законом. Придать Аграрному банку развития Российской Федерации статус оптового банка, не располагающего региональной сетью.

Преобразовать на основе реального государственно-частного партнерства региональные подразделения Российского сельскохозяйственного банка в самостоятельные региональные аграрные банки - участники национальной системы аграрного кредитования страны.

Обязать Аграрный банк развития Российской Федерации объединять усилия всех участников национальной системы аграрного кредитования страны по выработке единых стандартов кредитной политики, достижению приемлемых параметров эффективности и надежности, позволяющих оказывать реальную поддержку при выполнении государственных программ развития аграрной экономики.

Повысить эффективность участия кредитных организаций в реализации программ финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей путем согласованного и совместного решения возникающих у них долговых проблем.

Придать новый мощный импульс созданию системы земельно-ипотечных банков и агентств, налаживанию рынка и технологии обращения земельно-ипотечных ценных бумаг, а также обеспечить возможности рефинансирования земельно-ипотечных кредитов.

Обеспечить институциональную, юридическую, капитальную и ресурсную поддержку создания и развития кооперативных банков с участием мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Сотрудничество банков и аграриев играет важную роль и для тех и для других. С какими трудностями столкнулись банки при работе с аграриями в ушедшем году, на что чаще всего берут кредиты крестьяне, по каким причинам им могут отказать, изменится ли работа банка с аграрными компаниями в связи с вступлением России в ВТО? На эти и другие вопросы дают свое профессиональное мнение специалисты нескольких банков.

Сельское хозяйство - это сфера высокого риска, поэтому работать с агропромышленным комплексом всегда непросто. На деятельность агропредприятий оказывают влияние и природно-климатические условия, и сезонный характер поступления выручки от реализации продукции, и наличие возможностей и условий для ее сбыта. Потому перед любым банком, кредитующим АПК, стоят непростые задачи: своевременно предо ставить аграриям кредитные ресурсы на привлекательных условиях и при этом обеспечить эффективное использование средств, поддерживая развитие рентабельных предприятий и окупаемые проекты. Спрос на кредитные ресурсы в сегменте малого агробизнеса в последние годы растет. Об этом говорит динамика объемов кредитования. По данным Краснодарского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»: «Являясь одним из ключевых» кредиторов АПК, Россельхозбанк финансирует крупные проекты практически во всех основных сегментах сельскохозяйственного производства страны. По итогам 2011 г. общий кредитный портфель Россельхозбанка, более 75% которого составляют кредиты АПК, достиг 953,8 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 30%.
В 2011 г. фермерские хозяйства России привлекли кредиты Россельхозбанка на сумму более 30 млрд руб., это на 63% больше, чем в 2010 г. В целом портфель кредитов, предоставленных фермерам, индивидуальным предпринимателям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, за прошлый год вырос на 45% и достиг 73 млрд руб. В 2011 г. на кредитование крупных проектов в сфере АПК было направлено более 196 млрд руб. Корпоративный кредитный портфель вырос на 25% и составил 807 млрд руб.».

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ
Введя субсидирование процентных ставок, государство повысило привлекательность кредитования. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» повысил финансовую устойчивость агропроизводителей и расширил им доступ к кредитным ресурсам. Сегодня предприятия агропромышленного комплекса привлекают кредиты как для обеспечения текущей деятельности, так и для реализации долгосрочных проектов, связанных с модернизацией действующих и созданием новых производственных мощностей. По данным Краснодарского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», около трети всего объема кредитов банк выдает на проведение сезонных работ. В 2011 г. на эти цели Россельхозбанк направил свыше 150 млрд руб. кредитных ресурсов, это на 24% больше по сравнению с 2010 г.
Популярны комплексные кредиты на приобретение горюче-смазочных материалов, семян, удобрений и запчастей к сельхозтехнике. По словам Сергея Геращенко, заместителя председателя правления банка «Кубань Кредит», чаще у аграриев возникает потребность в финансировании весенне-полевых работ, приобретения техники и оборудования, модернизации и реконструкции основных средств. Часто финансирование требуется животноводческим предприятиям для приобретения кормов, ветпрепаратов и средств санитарии. По информации Краснодарского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», повысился спрос агропредприятий на кредиты для приобретения зерна. На данный момент их доля в общем объеме кредитования сезонных полевых работ составляет 16,8%.

ОТКАЗ И ЕГО ПРИЧИНЫ
Принимая решение о предоставлении кредита, банк рассматривает проекты, исходя из их экономической эффективности. Немаловажный факт - платежеспособность заемщика. Поэтому банк также оценивает источники финансирования для уплаты процентов по запрашиваемому кредиту до выхода проекта на окупаемость. С невыполнением этих условий может быть связан отказ в предоставлении кредита. Как утверждает Сергей Геращенко, основные причины для отказа в кредите - наличие не связанных с сезонностью убытков и низкий уровень собственного капитала предприятия. «При кредитовании аграриев в 2011 г. наш банк столкнулся с некоторыми трудностями, такими как высокая кредитная нагрузка и слабая залоговая база у аграрных предприятий, - говорит Сергей Геращенко. Нередко банки не отказывают клиенту в кредите, даже если предприятие не соответствует заявленным требованиям. «При не соответствии стандартным параметрам кредитования мы предлагаем клиенту индивидуальные параметры сделки,- рассказывает Николай Гладыш, директор ОО «Краснодар» ООО «ЗЕМКОМБАНК»

ПОДДЕРЖКА
НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Главный результат переговоров о вступлении России в ВТО - это сохранение достигнутого уровня государственной поддержки сельского хозяйства как в течение переходного периода, так и после полного завершения присоединения в 2020 г. «В связи с вступлением России в ВТО принципиальных изменений в отношениях банков и предприятий АПК не произойдет. Но аграриям нужно быть готовыми к тому, что появится больше дешевой импортной продукции, и приложить все возможные усилия, чтобы оставаться конкурентоспособными»,- говорит Николай Гладыш.
По мнению ведущих российских экспертов, членство в ВТО усилит конкуренцию на таких товарных рынках, как:
свинины - в связи с обнулением пошлины на свежую, охлажденную и замороженную свинину и существенным снижением таможенной пошлины для живых свиней на убой - с 40 до 5%;
риса - таможенная пошлина снижается с 20 до 10%;
пива и крепких алкогольных напитков - в связи с обнулением пошлины;
растительных жиров - обнуление пошлины на соевые бобы и соевое масло;
мясных сосисок-установление низкой таможенной пошлины в размере 0,25 € за 1 кг.
Ожидается, что присоединение России к ВТО будет стимулировать рост инвестиций в переработку продукции сельского хозяйства и пищевую промышленность. Для обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности отечественные сельхозтоваропроизводители будут наращивать добавленную стоимость своей продукции, повышать эффективность производства. Это означает, что кредитные продукты, особенно инвестиционного характера, должны быть востребованы в аграрном секторе. Сегодня интересы многих предпринимателей, в том числе непрофильных инвесторов, активно смещаются в сторону АПК. На наш взгляд, этому способствуют два основных фактора. Первый фактор - глобальный рост спроса на сельскохозяйственное сырье, вызванный ростом потребления продуктов питания (в том числе и в России). Второй - уровень государственной поддержки отрасли, при котором созданы комфортные условия привлечения инвестиций в сельское хозяйство.
В долгосрочной перспективе ожидается рост объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, вызванный необходимостью дальнейшей модернизации отрасли, реализацией экспортного потенциала сельского хозяйства продукции, импортозамещением продовольственных продуктов. «В последнее время прослеживается тенденция прихода крупного бизнеса в АПК. Благодаря государственному регулированию АПК и его поддержке растет привлекательность вложений в отрасль. Инвесторы стали иначе относиться к агробизнесу в связи с ростом мировых цен на продовольствие и повышением значимости сельского хозяйства в целом», - подытожил Николай Гладыш.

Текст: Виктория Жученко

УО "Полесский государственный университет"

Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации производства; УО «Полесский государственный университет»

Аннотация:

В данной статье проанализировано банковское кредитование предприятий агропромышленного комплекса. Исследована проводимая политика государства в отношении банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса; выявлены перспективные направления в развитии банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса, выделены наиболее эффективные способы, позволяющие в короткие сроки добиться снижения негативных показателей в данной сфере.

In this article bank crediting of the entities of agro-industrial complex is analysed. The pursued policy of the state for bank crediting of the entities of agro-industrial complex is researched; the perspective directions in development of bank crediting of the entities of agro-industrial complex are revealed, the most effective methods allowing to achieve in short terms decrease in negative indicators in this sphere are allocated.

Ключевые слова:

кредит; банковский кредит; сельское хозяйство; убыточная организация.

credit; bank loan; agricultural industry; unprofitable organization.

УДК 631

Введение. Кредит являет собой опору современной экономики, представляет собой неотъемлемую часть современного экономического развития. Его используют как крупные предприятия, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Одним из направлений банковского кредитования является льготное кредитование предприятий агропромышленного комплекса, основной целью которого является удовлетворения временных, сезонных потребностей в средствах, а также расширение производства, что способствуют бесперебойности и увеличению объёмов про-изводства и реализации продукции.

Выбранная темя актуальна , так как основной целью работы является решение таких проблем как:

  • неспособность предприятий агропромышленного комплекса выполнять свои обязательства по кредитам, предоставленным банками;
  • ежегодное увеличение количества кредитов, приобретённых предприятиями агропромышленного комплекса;
  • не способность предприятий агропромышленного комплекса эффективно функционировать без государственной поддержки.

В Республике Беларусь существует система льготного кредитования АПК, включающая разнообразные виды кредитов, выдаваемые на условиях компенсации за счет государства, некоторые из которых не имеют аналогов на кредитном рынке страны; вследствие этого предприятия зачастую не сталкиваются с необхо-димостью погашать кредиты. Таким образом, второй и не менее важной проблемой является то, что, многие сельскохозяйственные предприятия относятся к кредитам не как к заимствованию, а как к гранту.

Одной из немаловажных проблем является то, что предприятия агропромышленного комплекса испытывают существенные сложности по выплатам кредитов, следствием чего являются рост задолженностей по кредитам и займам, рост просроченных выплат по кредитам и займам и т.д.

Предметом исследования работы является банковское кредитование предприятий агропромышленного комплекса.

Объектом исследования является предприятия агропромышленного комплекса, методы и способы организации банковского кредитования сельскохозяйственных предприятий, а также проводимая политика государства в отношении банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса.

Целью работы является поиск перспективных направлений в развитии банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса, выявление наиболее эффективных способов, позволяющих в короткие сроки добиться снижения негативных показателей в данной сфере.

При выполнении работы использовались методы: сравнительный анализ, индукция, дедукция, статистический анализ, синтез.

Основные этапы достижения поставленной цели:
1. Анализ организации кредитования сельского хозяйства на территории Республики Беларусь в целом.

2. Анализ основных показателей кредитования агропромышленного комплекса, выявление проблем.

3. Поиск путей решения проблем, приведших к увеличению невыплаченных кредитов и займов сельского хозяйства.

Научная новизна. Данная работа затрагивает критические вопросы в сфере кредитования предприятий агропромышленного комплекса, решение которых позволит в дальнейшем снизить количество низкорентабельных предприятий в данной сфере, позволит повысить продуктивность предприятий. Данная сфера является базисной для государства, ведь с помощью предприятий агропромышленного комплекса государство обеспечивает население продуктами жизненной необходимости, тем самым обеспечивая продовольственную и социальную безопасность.

Исходя из того, что сельскохозяйственное производство имеет такие особенности как медленный оборот капитала, взаимозависимость производственно-экономических процессов с природно-биологическими процессами, длительность производственного цикла, высокая сезонная зависимость, повышенные затраты труда и подверженность стихийным силам природы, кредиты для сельского хозяйства предоставляются на более льготных условиях, чем для других отраслей экономики.

Чтобы оценить организацию кредитования сельского хозяйства на территории Республики Беларусь в целом необходимо рассмотреть все факторы и показатели, влияющие на данную экономическую категорию.

Рассмотрим динамику средних процентных ставок по кредитам в национальной валюте и в свободно конвертируемых валютах (далее - СКВ). Средняя процентная ставка по кредитам сельскому хозяйству в национальной валюте колеблется между 9,8 и 11 процентами годовых, где её среднегодовое значение за 2015г. составило 10,7%, а на начало 2016 года значение средней процентной ставки снизились до 10,1%. Среднегодовое значение её по кредитам в СКВ за 2015г. равно 7,0%. В 2016 году наблюдаются значительные её снижения - до 5,9%. Из чего следует, что средние ставки по кредитам сельскому хозяйству складываются на уровне меньше ставки рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь, которая в 2016 году колеблется от 18 до 24 процентов годовых.

В Республики Беларусь ежегодно осуществляется льготное кредитование на реализацию государственных программ и мероприятий в АПК, в том числе на осуществление текущей деятельности в размере не менее 10 % от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции согласно Указу Президента Республики Беларусь «О государственной аграрной политике» от 17 июля 2014г. №347.

Учитывая сложность и сезонность сельскохозяйственного производства, обязательства сельских товаропроизводителей перед банками по полученным кредитам и процентам за пользование ими (таблица 1), а также необходимость долгосрочного инвестирования, важно обеспечить привлекательность и доступность кредитных ресурсов по льготным процентным ставкам с погашением банку льготной части кредита за счёт средств бюджета.

Для того чтобы проанализировать банковское кредитование предприятий АПК необходимо рассмотреть такой показатель как количество выданных кредитов предприятиям агропромышленного комплекса. Данный показатель рассмотрим на примере ОАО «Белагропромбанк», так как в Республике Беларусь данный банк является ведущим в сфере кредитования предприятий агропромышленного комплекса.


Рисунок 1
-Кредиты, предоставленные предприятиям агропромышленного комплекса ОАО «Белагропромбанк», млн. рублей

Примечание - Источник: собственная разработка

Рассмотрев значения, приведённые выше (рисунок 1), можно отметить, что кредиты, предоставленные предприятиям агропромышленного комплекса ОАО «Белагропромбанк» с 2011 по 2015 год увеличились на 65,02%, а это 9848940 млн. рублей. Таким образом, отметим значительный рост предоставляемых кредитов. С одной стороны - это способствует развитию предприятий агропромышленного комплекса, позволяя расширить производство, с другой - ложится тяжёлым бременем на предприятия, так как наблюдается зависимость доходов предприятий от сезонных, климатических особенностей, определяющих род их деятельности.

Теперь необходимо рассмотреть эффективность использования предоставленных кредитов АПК. Это можно сделать посредством анализа показателей, связанных с выполнением обязательств предприятий агропромышленного комплекса по кредитам, а также целевое использования кредитов. Рассмотрим темп роста задолженности предприятий по кредитам и займам (таблица 1).

Таблица 1 - Темп роста задолженности по кредитам и займам сельского хозяйства за 2013-2015 гг., %

Базисный

Темп роста

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2012 г.

2015 г. к 2012 г.

Сельское хозяйство

В том числе:

Сельскохозяйственные организации

Крестьянские хозяйства

Примечание - Источник:

Заметим, что, несмотря на льготные процентные ставки в соответствии с целевыми программами развития различных отраслей агропромышленного комплекса утверждёнными Правительством, находящиеся в пределах 6-8 % годовых, можно наблюдать существенные сложности по выплатам кредитов. Так рассчитав цепной темп роста задолженности по кредитам и займам сельскохозяйственных организаций, можно проследить, сколько % составляет уровень данного периода по сравнению с предыдущим. Таким образом, темп роста задолженности по кредитам и займам за 2013 год составил 148%, 2015 -115,8%, а 2014 составил 134%. Базисный темп роста показывает, сколько % составляет данный уровень по сравнению с базисным, так в 2015 году это 229,6%. Таким образом, базисный темп прироста составил 129,8%. Как видим, наблюдается отрицательный эффект задолженностей по кредитам и займам сельскохозяйственных предприятий.

Таблица 2 - Просроченная задолженность по кредитам и займам сельскохозяйственных организаций, млрд. руб.

Примечание - Источник:

Анализируя данные таблицы 2, можно сказать, что просроченная задолженность за 2015 год увеличилась на 426,22% по сравнению с 2012 годом. Из чего следует, что данные об увеличении просроченной кредитной задолженности ещё раз свидетельствуют о недостатке денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами.

Стоит заметить и тот факт, что помимо пониженных процентных ставок предприятия зачастую не сталкиваются с необхо-димостью погашать кредиты, выданные в соответствии с данными схемами, и, поэтому, многие сельскохозяйственные предприятия относятся к кредитам не как к заимствованию, а как к гранту. Полагаясь на помощь госу-дарства, предприятия получают возможность приобретать сырье, материалы, в результате чего можно наблюдать рост задолженности по кредитам и займам.

В связи с этим государством были приняты меры по сокращению государственных программ, согласно которым осуществлялось долгосрочное кредитование предприятий агропромышленного комплекса. Так в отношении АПК в нынешнем 2016 году банки руководствуются лишь:

I. Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2015 года № 406 «О кредитовании некоторых мероприятий в агропромышленном комплексе» ГСМ (горюче-смазочные материалы), МУ (минеральные удобрения), УО (азотные удобрения)

II. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2015 года №1037 «О мерах по подготовке сельскохозяйственных организаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2015 году».

Так в 2016 году государством предполагается осуществлять краткосрочное кредитование АПК, а долгосрочное кредитование замедлить.

Результат. Анализируя всё вышеприведённое можно заметить значительный рост задолженностей предприятий агропромышленного комплекса, в результате чего прослеживается тенденция снижения долгосрочного кредитования предприятий агропромышленного комплекса.

Правительством Республики Беларусь была приведена сумма бюджетной поддержки сельского хозяйства на последующие годы, где на 2016 год она составила 16,2 триллиона рублей, следующий — 17,1, 2018-й — 18,4, 2019-й — 19,7 и заключительный год пятилетки — 21,1 триллиона рублей. Это обеспечит стабильную финансовую составляющую всех 11 подпрограмм, включенных в единую Государственную программу развития аграрного бизнеса. Таким образом, несмотря на отрицательность большинства показателей, государство продолжит постепенно увеличивать объёмы вкладываемых средств, что, на наш взгляд, продолжит негативно влиять на дальнейшую деятельность предприятий агропромышленного комплекса.

Стоит обратить внимание на то, что неуклонно растет количество убыточных организаций. Убыточная организация - это организация, получившая за отчетный период чистый убыток. Так в 2015 году количество убыточных организаций в сельском хозяйстве составило 723 единицы, это на 574 единицы выше значений 2010 года. Из чего следует, что наличие значительного числа убыточных и низкорентабельных хозяйств в АПК, требует постоянного поиска путей для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий и организаций в банковских кредитах при сохраняющихся высоких рисках, сопровождающих совершение этих операций.

Вследствие этого, банки периодически испытывают недостатки ликвидных средств, а также вынуждены нести существенные затраты по формированию резервов на возможные потери по активам, подверженным риску, и прежде всего, по кредитным вложениям.

В соответствии с принципами коммерческой целесообразности и безопасного ведения банковского дела первостепенное значение для банков приобретает оптимизация структуры активов и пассивов, т.е. привлечение максимально возможного объема ресурсов и их размещение в наиболее доходные активы, обладающие заданным уровнем ликвидности и имеющие ограниченный уровень риска.

Так кредитная политика банков на 2013-2015 год была направлена на осуществление операций кредитного характера с учётом снижения уровня кредитного риска и достижения ликвидного функционирования банка.

Таким образом, в целях снижения риска невозврата кредитов при рассмотрении вопроса выдачи кредитов первоочередное внимание будет уделяться изучению кредитоспособности клиентов, недопущению выдачи кредитов неплатежеспособным заемщикам, достаточности ликвидного залога и других форм обеспечения для гарантирования погашения кредитов и процентов по ним.

Заключение. Повышению эффективности выдаваемых кредитов должно способствовать строгое соблюдение основополагающих принципов кредитования, предусматривающих срочность, возвратность, материальное обеспечение, платность и целевое использование заемных средств. В этой связи процесс кредитования должен строиться в строгом соответствии с инструктивными документами Национального банка Республики Беларусь и локальными нормативными документами банков.

Так же, государством выявлено ряд направлений, обеспечивающих решение выявленных проблем за счет финансового оздоровления предприятий, совершенствования программ государственной поддержки, введение в производство инноваций и т.д.

Важнейшим инструментом для достижения поставленных целей станет реализация Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196 «О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 - 2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585».

Библиографический список:


1. Государственная программа устойчивого развития села на 2011 - 2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 авг. 2011 г., № 342, в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 17 нояб. 2014 г., № 535 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. 
2. Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 марта 2016 г., № 196// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.  
3. Микулич, А.В. Агропромышленный комплекс: состояние, перспективы, проблемы и пути их решения / А.В. Микулич. – Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2012. – 201 с. – ISBN 978-985-6972-08-2. 
4. Сельское хозяйство республики / Национальный Статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/compilation - Дата доступа: 12.02.2016

Рецензии:

4.02.2017, 18:28 Челомбитько Марина Александровна
Рецензия : Ситуация в сельском хозяйстве Белоруссии критическая. С каждым годом количество убыточных предприятий увеличивается. Сокращаются посевные площади и урожайность по всем основным сельскохозяйственным культурам, нарушаются технологии выращивания сельскохозяйственных культур. Причина такого положения не в системе кредитования, а в форме собственности – государственной. Общеизвестно, что подневольный труд никогда не был производительным. Пока не поменяется форма собственности на средства производства, надеяться на улучшение в экономике Белоруссии не приходится. Считаю, что статья не отражает истинной причины катастрофической ситуации в агропромышленном комплексе страны. В связи с этим данную статью не рекомендую к публикации.

5.02.2017, 11:10 Пырков Михаил Михайлович
Рецензия : Еще одной проблемой кредитования банковским сектором предприятий агропромышленного комплекса я бы счел нужным указать постоянно меняющуюся для предприятий агропромышленного комплекса внешнеэкономическую среду и постоянно меняющийся уровень государственной поддержки. Согласен с автором, кредитование банковским сектором сельскохозяйственных предприятий является одним из высокорисковых видов активов. Данная статья вызывает интерес и целесообразна к публикации. М.М. Пырков.

6.02.2017, 15:29 Бублик Николай Александрович
Рецензия : Статья Сергей Вероники Викторовны "Проблемы банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса и пути их решения" по моему мнению имеет определенный практический интерес. Автор показывает, что государство, обеспечивая продовольственную и социальную безопасность своих граждан, увеличивает размеры льоготного кредитования сельского хозяйства Белоруссии. Это, сожалению, не приводит к повышению эфективности работы этой отрасли, так как сельскохозяйственные предприятия не способны погасить эти кредиты. Следовательно, необходимо искать пути преодоления этого кризиса. Выделю два аспекта. 1. Строгое соблюдение основополагающих принципов кредитования приведет к повышению эффективности выдаваемых кредитов, поскольку будут кридитоваться успешные предприятия. Они смогут наращивать выпуск сельскохозяйственной продукции. 2. Даную статью следует рассматривать как начало разговора о путях повышения эффективности работы агропромышленного комплекса в республике. Рекомендую к печати.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль кредитования в развитии малого бизнеса. Особенности кредитования малого бизнеса в России и за рубежом. Состояние и оценка кредитования малого бизнеса на современном этапе на примере ЗАО "Старбанк". Мероприятия по увеличению объемов кредитования.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2013

    Роль и место банковского кредита предприятиям малого и среднего бизнеса. Способы оценки кредитоспособности заемщика. Анализ качества кредитного портфеля предприятия. Нормативно-правовая база, проблемы и перспективы развития банковского кредитования в РБ.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2015

    Состояние и оценка кредитования на современном этапе. Роль кредитования в развитии малого бизнеса. Предоставление услуг по кредитованию малого бизнеса. Кредитование малого бизнеса на примере российских банков. Лизинг - альтернатива кредитованию.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Анализ собственного капитала и ресурсной базы ОАО "Сбербанк", факторный анализ экономической рентабельности. Этапы кредитного процесса и методика оценки финансового состояния заёмщика. Разработка нового продукта кредитования малого и среднего бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2015

    Исследование процессов кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. Характеристика деятельности ЗАО "РРБ-Банк". Анализ кредитного портфеля банка. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в РБ.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2014

    Современное состояние экономики России, роль малого предпринимательства и проблемы кредитованной малого бизнеса. Цели кредитования и процентные ставки, способы погашения кредита. Разработка скоринга по микрокредитам, перспективы развития кредитования.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2010

    Сущность и специфика малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования. Современное состояние банковского кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Оценка кредитных продуктов, качества банковского обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2014

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Агропромышленный комплекс относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Главная задача агропромышленного комплекса состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и сопутствующих товарах народного потребления.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07. 2012 г. N 717 (далее - Государственная программа).

Государственная программа развития АПК на 2013-2020 годы разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Государственная программа является стратегией и планом развития агропромышленного комплекса, что позволяет отработать эффективные и действенные механизмы регулирования рынков, продовольственных продуктов и сырья.

Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Соисполнители Государственной программы - Россельхознадзор и Российская академия сельскохозяйственных наук.

Для успешной и последовательной реализации госпрограмма была разбита на ряд подпрограмм, которые коснулись всех сфер АПК. Таким образом, предусматривается:

* развитие растениеводческой отрасли, организация качественной переработки и эффективной реализации выращенной продукции;

* поддержка животноводческой отрасли, организация переработки и сбыта произведенной продукции;

* развитие мясного скотоводства;

* поддержка на государственном уровне и субсидирование всех малых форм крестьянского и фермерского хозяйствования;

* внедрение инновационных технологий и разработок;

* полная модернизация всех производственных процессов;

* устойчивое развитие сельскохозяйственных площадей;

* мелиоративное освоение земель.

Главная цель Государственной программы: создание стабильно работающего агропромышленного комплекса за 7 лет. Для достижения цели в каждом регионе России действуют собственные утвержденные программы развития сельского хозяйства.

Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области" утверждена Постановлением Администрации Томской области от 12 декабря 2014 г. N 485а "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области".

В рамках Государственной программы утверждена нормативная база, обеспечивающая государственную поддержку в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для содействия достижения целевых показателей региональных программ. инвестиционный агропромышленный региональный экспортный

Минсельхоз РФ установил пять базовых направлений развития отечественного АПК на ближайшие годы для работы региональных органов власти и профильных министерств:

1. Ускоренное импортозамещение.

2. Наращивание экспортного потенциала сельхозпродукции.

3. Стимулирование роста производства основных видов сельхозпродукции: молока, мяса, зернобобовых, овощей и так далее.

4. Развитие мелиорации.

5. Развитие малых форм хозяйствования на селе.

Государственная поддержка в части инвестиционных проектов осуществляется в виде:

Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования;

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 624 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования».

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» определяет порядок и правила соответствующей субсидии.

С начала 2017 года Минсельхоз России полностью обновил действующие ранее принципы и подходы господдержки для достижения целей и задач Государственной программы развития агропромышленного комплекса. Изменение механизмов государственной поддержки сельхозпроизводителей можно считать их совершенствованием.

С нового года субсидии на краткосрочные кредиты и инвестпроекты отменили. Новые кредиты и инвестиционные проекты будут субсидироваться иначе.

Новшество 2017 года - льготное кредитование (постановление 1528 от 29.12.2016 г.), в соответствии с которым сельхозпроизводители будут получать субсидированные кредиты по ставке не более 5% годовых.

При обращении в уполномоченный банк сельхозпредприятие теперь будет сразу получать кредит по пониженной ставке. Недополученные доходы банкам будут возмещаться напрямую Минсельхозом и Минфином.

Поддержка инвестиционного кредитования АПК - эта субсидия с нового года полностью уходит на уровень федерации, без софинансирования из областного бюджета.

Заявки из регионов будут представляться в Минсельхоз России, где будет происходить отбор крупных аграрных инвестиционных проектов, которым будут субсидироваться «длинные» инвесткредиты.

Компенсация прямых затрат на строительство крупных объектов животноводства, объектов переработки и хранения сельхозпродукции, овощехранилищ и картофелехранилищ будет производиться из федерального бюджета, также без поддержки из областного бюджета.

Возмещение по кредитам, полученным в прошлом году, будет производиться по старым правилам. Судсидирование этого направления вошло в состав так называемой «Единой субсидии». Официальное название: «Содействие достижению целевых показателей региональных программ».

«Единая субсидия» объединила в себе более десятка различных направлений господдержки и оставляет всего семь.

В состав «единой субсидии» вошли такие направления, как поддержка кредитования и страхования, малых форм хозяйствования, элитного семеноводства и племенного дела, садоводства, овцеводства, оленеводства и другие традиционные для регионов направления сельского хозяйства.

Вне «единой субсидии» остаются несвязанная поддержка в растениеводстве, субсидии на 1 кг молока, субсидии по инвестиционным кредитам, компенсация прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК, реализация мероприятий в сфере мелиорации и развития сельских территорий.

Распределение средств «единой субсидии» будет осуществляться с учетом приоритетов развития каждого региона и на основе показателей, определенных в Соглашениях с регионами. Во избежание неосвоенных остатков у регионов будет возможность перераспределения средств из менее востребованного направления на другие.

Новые механизмы государственной поддержки повысят оперативность и своевременность доведения средств поддержки до самих аграриев за счет сокращения механизма по «обработке» субсидий регионами и перечислению средств хозяйствам. В регионах появится возможность маневрировать ресурсами для сохранения целевых поддержек по основным отраслям, это позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств на сельское хозяйство и вывести АПК на новые рубежи развития.

Рассматривать совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционных проектов в АПК на примере других регионов можно будет после появления первого опыта работы в новых условиях.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ проблем развития сельского хозяйства Украины. Определение факторов, влияющих на эффективность агропромышленного комплекса. Результаты государственной поддержки аграрных предприятий: снижение конкурентоспособности и повышение рентабельности.

    контрольная работа , добавлен 04.09.2010

    Понятие инновационной деятельности. Особенности функционирования четырехуровневой системой управления инновационным процессом. Основные направления государственной поддержки инноваций. Проблемы развития политики Российской Федерации в этой области.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2015

    Проблемы государственной поддержки производителей. Государственная поддержка угольной промышленности, зарубежный опыт. Угольная промышленность в Украине. Проблемы и перспективы ее развития. Лизинг как инструмент государственной поддержки бизнеса.

    реферат , добавлен 12.01.2009

    Основные направления государственной поддержки в РФ. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области. Предоставление гарантий малому бизнесу. Особенности кредитования малого бизнеса в период кризиса.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2010

    Проблемы повышения доступности кредитов для сельхозтоваропроизводителей. Современное состояние сельского хозяйства в Алтайском крае. Направления и объемы государственной поддержки кредитования сельскохозяйственных предприятий и оценка ее эффективности.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2014

    Сущность и характеристика малого бизнеса в Российской Федерации, его преимущества и недостатки, роль для экономики. Значимость государственной поддержки этой сферы. Зарубежный опыт развития малого бизнеса, его формы и методы, государственная поддержка.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Организационно-правовые основы малого предпринимательства в Российской Федерации. Система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на примере Чановского р-на Новосибирской обл. Совершенствование поддержки малого предпринимательства.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2013

    Инновационное развитие как фактор экономического роста. Исследование функций, форм и основных направлений государственной поддержки инновационной деятельности в России. Анализ перспектив развития инновационной деятельности в Иркутске и Иркутской области.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Принципы применения инструментов государственной поддержки предприятий страной, интегрированной в ВТО и ЕС. Виды горизонтальной государственной поддержки предприятий в странах ЕС и Украине. Пути преодоления кризисных явлений в реальном секторе экономики.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2011

    Теоретические аспекты системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Предпринимательство как объект государственного регулировании. Современное состояние государственной поддержки бизнеса в РК. Зарубежный опыт государственной поддержки.

 


Читайте:



Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

История работы на территории РФ

История работы на территории РФ

Высокий уровень безопасности и стабильности Дойче банка (ДБ), осуществляющего деятельность на территории многих государств Европы и мира,...

feed-image RSS