Главная - Криптовалюта
Антикризисная стратегия, антикризисная программа предприятия, антикризисные методы. Управление антикризисными проектами

2014 год может стал переломным для России за последние 15 лет. Падение цен на энергоносители, кризис на Украине, который вызвал ряд санкций по отношению к России, привели к ухудшению экономической обстановке внутри страны. Девальвация рубля, падение ВВП и повышенная можно назвать основными экономическими итогами 2014 года.

Базовый прогноз Всемирного Банка предполагает, что средняя цена на нефть составит 78 долларов США за баррель в 2015 году и 80 долларов США за баррель в 2016 году. На этом основании, согласно прогнозу, сокращение реального ВВП составит 0,7% в 2015 году, после чего в 2016 году его рост составит 0,3%.

Такая обстановка потребовала от правительства РФ конкретных мер по стабилизации экономической ситуации в стране, т.к. превентивные меры ЦБ,направленные на поддержание курса рубля, значительного успеха не принесли.

После долгих разговоров и обсуждений, 28 января обнародовало антикризисный план на 2015 год.

Вот список основных задач антикризисной программы, размещенный на сайте Правительства:

  • - поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
  • - содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек;
  • - создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;
  • - компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);
  • - снижение напряжённости на рынке труда и поддержка эффективной занятости;
  • - оптимизация бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
  • - повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Сам план содержит 60 пунктов."Россия должна строить новые заводы и собирать рекордные урожаи.Прежде всего нужно поддержать нашу действительно очень важную составляющую жизни - это макроэкономическая и социальная стабильность, создать условия для развития промышленности там, где это возможно, естественно, сельского хозяйства, заниматься инновациями. В конечном счете, создать условия для устойчивого экономического роста ", - заключил Дмитрий Медведев.

В правительстве РФ отметили, что "постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и принимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. "

Хотя сам план предполагает сокращение федерального бюджета по большинству статей на 10%,а также сокращение расходов на 5% в следующие 3 года, но Силуанов высказался так по этому поводу: "Мы себе ставим задачу: к 2017 году сделать бюджет сбалансированным. Это принципиальная задача. И пусть нам говорят - бюджетное правило. Бюджет надо подстраивать под новые цели! ". Сокращения не коснутся социальных обязательств, обороноспособности страны, поддержки сельского хозяйства и исполнения международных обязательств России, а в основном будут касаться сокращения расходов на бюрократический аппарат.

Планируется произвести структурные реформы, направленные на улучшение работы промышленности и сельского хозяйства, снижение инфляции, возвращение к положительным темпам роста экономики. Необходимо сбалансировать пенсионную системуи систему социальных льгот для населения, стабилизировать налоговую систему, для обеспечения роста малого и среднего бизнеса и притока иностранных инвестиций.

В общем антикризисная программа предусматривает выделение средств в размере 2.3 трлн. рублей. 550 млрд из планируется взять из Фонда национального благосостояния - на докапитализацию Внешэкономбанка (до 300 млрд) и банков (до 250 млрд). Кроме того, документ предусматривает докапитализацию системно значимых банков за счет средств в размере 1 трлн рублей, предоставленных Агентству по страхованию вкладов в 2014 году.

В 2015 году автомобильную отрасль настиг кризис. Мы столкнулись с негативными факторами: рубль падал, уровень инфляции рос, покупательская способность и оборот розничной торговли снижались, дебиторская задолженность увеличивалась, бюджеты у корпоративных клиентов сокращались. Выстроив бизнес-процессы по‑новому, адаптировались к жестким экономическим реалиям и сохранили лидирующие позиции в регионах. Как это удалось, расскажу подробнее.

Денис Богданов,

директор по продажам компании «Княгиня»

В этой статье вы прочитаете:

  • Как добиться от поставщиков и арендодателей скидки на первых переговорах
  • Антикризисный план предприятия: какие решения принесут прибыль
  • Как сократить долю должников, изменив мотивацию коммерческого отдела
  • Как получать информацию о стоимости товаров конкурентов

Антикризисный план предприятия: проблемы

В конце первого квартала 2015 года после периода сверхпродаж в отрасли начался спад. В это время мы приступили к созданию антикризисного плана по управлению предприятием . В работе участвовали генеральный и коммерческий директора, руководители подразделений.

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Перед последними поставили задачи: оптимизировать складскую и транспортную логистику, высвободить деньги из неликвидов и сверхнормативных остатков, снизить коэффициент остатков, увеличить частоту закупок, усилить финансовую дисциплину контрагентов, сократить кредитный портфель компании и операционные расходы. Кроме того, нужно было автоматизировать все рабочие процессы в компании. Выполнить поставленные задачи помогли четыре решения.

Решение 1. Оптимизация работы отдела логистики и склада

Поскольку мы регулярно оформляем заказы и исправно платим, сообщили главному партнеру, что без снижения цен перейдем к другому перевозчику. Он пошел навстречу и уменьшил тарифные ставки на 5%.

Чтобы дополнительно удешевить логистические процессы, задумались о стоимости упаковки. При доставке запчастей важно обеспечить их сохранность, для чего мы бесплатно изготавливали надежную упаковку. В кризисное время встали перед выбором: снизить качество упаковочных материалов или включить стоимость упаковки в цену сделки. После переговоров с клиентами выбрали компромиссный вариант: 30% стоимости упаковки оплачивают заказчики.

Помимо этого, столкнулись с нехваткой складской площади. Рассмотрев проблему детально, поняли, что у компании скопилась крупногабаритная неликвидная продукция: капоты к автомобилю ГАЗ-24 и пр. Мы снизили цену до уровня чуть выше стоимости металлолома и сделали e-mail-рассылку по клиентской базе с предложением приобрести такие позиции. Часть товара возвратили поставщикам. В итоге избавились от 50% неликвидного товара.

  • Развитие лидерских качеств: способы, которые перевернут ваше сознание

Кроме того, изменили модель хранения продукции в стеллажах. Например, отказались от выделения особой ячейки для мелких деталей, складируя их вместе. Сделали дополнительные ярусы на стендах и установили современное оборудование. Пост охраны перенесли на КПП у центральных ворот. Складских сотрудников пересадили, а их офисы добавили к складской площади.

На складе возникла проблема утилизации отработанной тары, и пустые коробки занимали полезное место на стеллажах. Начальники складской логистики усилили контроль за утилизацией, введя штраф за скопление тары. В итоге освободилось свыше 15% площади склада.

Чтобы ускорить распределение и комплектацию товаров, создали дополнительный маршрут передвижения погрузчиков. Для экономии электроэнергии установили датчики движения. Помимо прочего, провели переговоры с арендодателями о снижении ставок. Мы снимаем гигантскую площадь, притом что спрос на аренду во время кризиса падает. Терять такого клиента невыгодно, и арендодатель уменьшил цену на 10%.

Совет. Любое рабочее пространство, которое не меняли на протяжении нескольких сезонов, можно оптимизировать на 10% и более.

Решение 2. Жесткий контроль дебиторки

В кризисный период остро встает вопрос о дебиторской задолженности. Чтобы не быть финансовым донором, определили и внедрили следующие схемы работы с контрагентами.

Обязательная предоплата. Отсрочка дает преимущество покупателю только при первой отгрузке и при отгрузке под заказ. При линейных отгрузках для пополнения остатков торговой точки отсрочки теряют ценность, так как оплата совершается циклично.

В такой ситуации возникает риск дебиторской задолженности. Предоплата - это гарантия финансовой безопасности, но одновременно и дополнительные обязательства перед клиентом исполнить заказ квалифицированно. Чтобы сократить размер долга, для новых заказчиков и должников сделали обязательной предоплату при первых трех отгрузках. Новые клиенты, соглашаясь работать на таких условиях, доказывают финансовую состоятельность и авторитет для последующих отгрузок с отсрочкой платежа.

  • Руководитель отдела продаж: как стать отличным управленцем

Лимит для должников. Чтобы обезопасить себя от недобросовестных контрагентов, установили лимит задолженности. Дальнейшие отгрузки невозможны, пока клиент не снизит размер долга. Причем мы автоматизировали финансовый контроль. Таким образом, избегаем ситуаций, когда компания со среднемесячными отгрузками на 100 тыс. руб. делает заказ на 1 млн руб. и исчезает. Если партнер погашает долг, мы оцениваем перспективы дальнейшего сотрудничества. С постоянными клиентами продолжаем работу, новых заказчиков переводим на временную предоплату.

Ежедневные контакты с проблемными клиентами. Информационные рассылки, претензионные письма, приостановление отгрузок - многие компании не используют эти инструменты. В эпоху финансовой турбулентности вежливое умалчивание недопустимо. Мы приобрели и установили сервис SMS-уведомления должников. Использование сервиса для клиентской базы объемом более 1000 человек стоит 1500 руб. в месяц. Заказчик ежедневно получает напоминание погасить долг. Согласия на рассылку у партнера не спрашиваем.

Проверка обязательств должника перед другими компаниями. Если клиента признают банкротом, то возникает риск потерять полученные от него деньги. Согласно текущему законодательству суд может признать недействительной сделку, которую должник совершил в течение года до подачи заявления о банкротстве или после этого.

Если партнер должен кому‑то еще, то лучше закрыть вопрос путем возврата товара, встречной закупки, оказания услуги, переуступки долга или другими способами. Чтобы узнать о финансовом положении клиента, используем открытые интернет-источники: сайты Федеральной службы судебных приставов, Национального бюро кредитных историй и других профильных организаций. Кроме того, обращаемся к конкурентам за информацией.

  • Материальная мотивация персонала: 4 уровня лояльности

Регулярные совещания. Они проходят дважды в месяц с участием сотрудников бухгалтерии и начальников подразделений, у которых есть проблемные партнеры. Перед встречей формируем повестку дня, определяем выступающих и темы докладов. В отличие от длительной дискуссии, здесь докладчик оперативно обозначает проблему и сразу же предлагает способы ее решения. Это сокращает временные затраты. На совещании составляем план мероприятий по каждому должнику.

Дополнительный KPI для сотрудников. Мы ввели KPI для сейлзов и руководителя отдела продаж по количеству должников. Премия менеджера уменьшается с ростом объема долга. Задается коэффициент, который умножается на размер просроченной задолженности. Получившаяся сумма вычитается из бонуса сотрудника. Величина коэффициента зависит от оборотов и средней зарплаты работника. После нововведения текучесть кадров не увеличилась. Средний стаж сотрудников в компании составляет шесть-восемь лет.

Совет. Если заказчик задолжает средства, прекращать с ним отношения нельзя, иначе получить деньги будет проблематично. Попробуйте помочь клиенту. Предложите схему: отгружаем только 80% продукции, а 20% идут в счет погашения долга. Таким образом, клиент останется на плаву и продолжит получать прибыль.

Решение 3. Пересмотр ассортимента

Широкий ассортимент - одно из конкурентных преимуществ компании. Однако в кризисные моменты развития рынка преимущества могут перерасти в серьезные угрозы.

Мы создали предложение с неразветвленной структурой и упором на флагманский продукт - оригинальные запчасти к автомобилям марки ГАЗ. От менее популярной продукции отказались, чтобы избежать затрат на поддержание невостребованного ассортимента. Это ниша с наименьшим падением спроса.

Совет. В кризис угодить всем клиентам невозможно, поэтому сконцентрируйте усилия на товаре, который наиболее известен покупателям. Кроме того, добавьте в ассортимент люксовые изделия, которые обладают «якорным» эффектом. На их фоне будет выгодно выделяться и остальная продукция.

Решение 4. Автоматизация бизнеса

Чтобы увеличить продуктивность, решили высвободить дополнительное время. Для этого приобрели коллективный мессенджер с прямым доступом каждого работника к контактам сотрудников компании. Кроме того, установили сервис электронного документооборота - и внутреннего, и внешнего. Информация не теряется в почте и на жестких дисках сотрудников. Теперь партнер видит документальное подтверждение каждого шага совместной работы, что ускоряет оплату товара. Сервис входит в пакет программы «1С». Стоимость обслуживания зависит от провайдера. В нашем случае цена составляет 15 тыс. руб.

В продажах важна стоимость товара, которая в кризис меняется регулярно и хаотично. При поступлении продукции со сниженной ценой клиент посчитает, что прайс не обновлен.

Однако ежемесячно вручную актуализировать данные по 80 тыс. позиций товара трудоемко. Поэтому мы синхронизировали собственные коды на продукцию со всеми поставщиками. Теперь обновление цен происходит каждый месяц автоматически. Кроме того, синхронизировали каталог с конкурентами. Теперь отслеживаем разницу в цене товаров. Если у конкурента стоимость ниже, ищем причину. Возможно, мы закупаем продукцию не у первоисточника.

  • Как добиться поставленной цели: руководство к действию

Совет. Во время кризиса главное - избежать простоя. Заранее предусмотрите, как поступить при вероятных проблемах с интернетом и электричеством. Задумайтесь, знаете ли вы, где оперативно найти и как подключить резервный генератор или как обеспечить доступ в интернет на стационарном компьютере в случае перебоев на линии.

Результат применения антикризисного плана предприятия

Благодаря предпринятым шагам антикризисного плана управления предприятием мы сохранили лидирующие позиции в регионе. Объем продаж за год увеличился на 10%.

Информация об авторе и компании

Денис Богданов окончил Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Занимал должность специалиста по развитию бизнеса в компании Groupon. В 2012 году перешел в компанию «Княгиня» на позицию категорийного менеджера по продажам. С 2015‑го - в нынешней должности.

«Княгиня» - дистрибьюторская компания, на рынке автокомпонентов более 15 лет. Входит в десятку крупнейших в своей отрасли в РФ. Осуществляет продвижение и оптовую продажу автозапчастей российских брендов ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ на автомобильных рынках России и ближнего зарубежья. Официальный сайт - www.kngnn.ru

Понятие "антикризисные меры" появилось относительно недавно. Его возникновение было обусловлено началом реформирования хозяйственной сферы России. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет антикризисный план. Пример стратегии также будет описан в статье.

Общие предпосылки

На определенном этапе экономического развития стало очевидно, что страна постепенно входит в состояние кризиса. Это потребовало от власти определенных действий. Необходим был план антикризисного управления. Он должен был кардинально отличаться от хозяйственного регулирования в условиях стабильности. Выход из предполагает зачастую радикальные действия. При этом возникает вопрос о необходимости сохранения этого режима после того, как критическая ситуация пойдет на спад. Безусловно, каким бы глубоким ни был кризис, он однажды закончится.

Цикличность процесса

Как показывает практика экономического развития разных зарубежных стран и особенности становления производственных отношений, кризисы выступают как неотъемлемый элемент любой системы. Неизбежность и неотвратимость периодов подъема и спада имеют место при любом, даже весьма благоприятном государственном режиме. При этом цикличное развитие свойственно не только системе хозяйствования, но и остальным отраслям. В связи с этим всегда должен существовать план антикризисных мер.

Характеристика практической деятельности

Антикризисный план мероприятий представляет собой такую систему, в которой развиты механизмы мониторинга и предвидения спада, анализа природы его возникновения, признаков, вероятности. В ее рамках предусмотрены эффективные методы снижения негативных последствий критической ситуации и использования итогов для формирования более устойчивого режима развития в будущем.

Возможности менеджмента в условиях спада

Эффективность, которой обладают антикризисные меры, связана со искать и подбирать оптимальные варианты выхода из критической ситуации. Люди могут приспосабливаться к проблемам, действовать в соответствии со сложившимися условиями. Мобилизуясь на выход из кризиса, человек использует опыт прошлых тысячелетий. Возможности менеджмента в условиях спада определяются также знанием цикличности процесса развития систем. Это, в свою очередь, позволяет предполагать различные проблемные ситуации и готовиться к ним.

Антикризисная программа как структурный компонент консалтинга

В соответствии с выработанной стратегией на основании накопленного опыта, имеющихся ресурсов и прогнозных оценок составляется схема. Антикризисная программа включает в себя определение длительности, стоимости и конечных результатов менеджмента. Этот важнейший компонент консалтинга позволяет заказчику четко представить существующие проблемы и шансы, с которыми будет связано регулирование ситуации. Консультанты, в свою очередь, после обсуждения основных деталей начинают разрабатывать конкретный антикризисный план мероприятий.

Сроки

Предварительное установление продолжительности и итоговых показателей отражает главный принцип антикризисного управления - создание схемы от конца к началу. Составление схемы действий необходимо не для быстрого решения проблемы и скорого преодоления трудностей, а для достижения поставленных целей к намеченному сроку. Как правило, антикризисный план мероприятий подробно составляется на первую четверть срока. Прогнозирование на более продолжительный период считается нецелесообразным. Это обусловлено тем, что реализация программы впоследствии будет сопряжена с разнообразными неопределенностями. Они могут сделать слишком продолжительный антикризисный план мероприятий фиктивным.

Структура

Антикризисный план мероприятий должен содержать подробный перечень взаимосвязанных действий. При этом по каждому необходимо предоставить следующие сведения:


На срок после первой четверти реализации плана должны быть определены последующие направления действий. По завершении каждого перечисленного выше этапа должен составляться отчет. В нем фиксируется характер проделанной работы и полученные результаты.

Деятельность консультантов

При разработке и последующей реализации антикризисной программы необходимо привлечь всех топ-менеджеров и собственников предприятия. В ряде случаев целесообразно обратиться за помощью к сторонним специалистам. Как показывает практика, привлечение внешних консультантов в условиях кризиса является одним из условий повышения эффективности реализации программы. Но, прежде чем приступить к составлению и воплощению стратегии, менеджер должен определить собственную модель поведения. Для этого ему необходимо четко разобраться в сложившейся ситуации, установить временные пределы принятия решений. Немаловажно располагать и информацией об имеющихся в распоряжении ресурсах, которые могут быть привлечены для преодоления сложностей.

Специфика стратегии

Профессиональная работа по организации выхода из кризиса предполагает моделирование и анализ разных вариантов действий. Стратегия в любой проблемной ситуации определяет три основных направления:

1. Поиск оптимальных путей повышения доходов. Это может быть мобилизация внутренних резервов:

Выход на новые торговые площадки;

Повышение объемов продаж;

Расширение ассортимента продукции и так далее.

Повысить доходы также можно посредством продажи активов, которые не задействованы в текущем производственном процессе с целью погашения задолженности.

2. Изыскание возможностей сокращения затрат. Это может реализовываться за счет уменьшения фонда заработной платы и операционных расходов, отказа от воплощения инвестиционных проектов и так далее.

3. Сокращение финансового периода. Для реализации этой задачи необходимо пересмотреть политику взаимодействия с потребителями, уменьшить отсрочки, попытаться договориться об изменении сроков с поставщиками, сменить дилера или откорректировать

В рамках стратегии должен быть разработан детальный сетевой план-график. В нем должен отражаться весь комплекс действий, намеченных для выполнения, точно определены ответственные лица, источники материальных либо финансовых ресурсов и так далее.

Система показателей

В любом управлении предусмотрена последовательная смена стадий, методов, операций, приемов и способов воздействия на объект. Весь этот процесс отличается закономерным содержанием. Оно включает в себя:

Управление строится на принципах рациональности применения ресурсов, экономии времени, максимальной эффективности. Все это в комплексе формирует соответствующую технологию. Она сводится к подбору и внедрению определенной последовательности, комбинации действий при выработке решения. На ее реализацию оказывают воздействие несколько факторов. Это, в частности, нехватка времени, конфликтность интересов, сложность переплетения проблем, снижение управляемости, высокий уровень риска и степень неопределенности, нарушение баланса власти, воздействие внешней среды, снижение конкурентоспособности.

Технология регулирования

Она представляет собой совокупность действий, осуществляемых последовательно. В их число входит профилактика, предупреждение и преодоление критической ситуации. Антикризисная технология - схема активной деятельности, включающая комплекс ролей, методов, функций и прочих ее элементов.

Важные задачи

Одним из значимых моментов в грамотно организованной деятельности по выходу из кризиса выступает сбор и анализ первичной информации о сложившейся ситуации и оценка деятельности. Эти процедуры могут выполняться по разным методикам, что обуславливается спецификой проблем. при этом рассматривается и в рамках спада, и в обычном режиме.

Особенности анализа

Антикризисный консультант оценивает:

  • Потенциал и кадровый состав предприятия.
  • Уровень адаптации организационного аппарата к изменяющимся условиям.
  • Финансовое состояние.
  • Степень информационной культуры персонала.
  • Изменения в научно-техническом потенциале предприятия и отрасли в целом.
  • Степень воздействия правовой базы.
  • Изменения состояния внешней среды и уровень их влияния на деятельность предприятия.
  • Решения вопросов безопасности.

Антикризисный план: пример

Рассмотрим схему выхода из критической ситуации, разработанную на государственном уровне. Правительство РФ составило антикризисный план на два года. За этот период государство предполагает решить задачи по активизации структурных изменений в хозяйственной сфере страны. В частности, предусмотрена стабилизация работы системообразующих компаний в основных отраслях. В качестве приоритетного направления выступает достижение сбалансированности на рынке труда. В этой связи государство будет стремиться к снижению инфляции и способствовать повышению качества жизни малообеспеченных семей.

РФ на текущий (2015) год включает в себя:

  1. Организацию поддержки экспорта и импортозамещения в разных отраслях, выпускающих несырьевые продукты, в том числе разрабатывающих технологии.
  2. Привлечение инвестиций, в частности в оборонзаказы.
  3. Поддержку среднего и малого предпринимательства посредством снижения налогов и прочих финансовых издержек.
  4. Выплату компенсаций незащищенным категориям граждан (пенсионерам, многодетным семьям). Снижение расходов бюджета по неэффективным статьям.
  5. Повышение устойчивости и совершенствование банковской системы.

Антикризисный план Правительства РФ ставит задачу по сокращению бюджетных расходов на 10%. Для ее реализации будут снижаться расходы на содержание органов госвласти, уменьшаться оплаты услуг высокой комфортности.

В конце января Правительство РФ представило антикризисный план, который должен обеспечить финансовую и социальную стабильность России в 2015 году (). Документ предусматривает семь основных направлений: поддержка импортозамещения, развитие малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, оптимизация бюджетных расходов, поддержка социально незащищенных категорий граждан, обеспечение стабильности банковской системы и снятие напряженности на рынке труда. Большинство из этих мер планируется реализовать уже в феврале-марте текущего года. Интересно, что некоторые из них включены в план "задним числом", так как уже были реализованы в прошлом году.

Стоит отметить, что документ, несмотря на важную задачу, сам по себе мало отличается от типового плана законопроектной деятельности, который обычно утверждает правительство на текущий календарный год. По сути он включает в себя набор экономических инициатив, которые кабмин планирует воплотить в жизнь, но при этом не содержит их обоснования и оценки последствий. Некоторые из предложенных правительством мер носят скорее декларативный и абстрактный характер, но есть вполне конкретные и практические. Разберем основные предложения правительства, а также рассмотрим иные важные меры поддержки экономики, на которых настаивают многие эксперты, но которые в план не вошли.

Малый и средний бизнес

Одна из немногих сфер, которая нашла свое отражение в плане и при этом содержит четкие, понятные показатели, – это поддержка малого и среднего бизнеса. Практически все запланированные мероприятия касаются снижения налоговой нагрузки на эту категорию предпринимателей.

Во-первых планируется расширить круг предприятий, которые относятся к категории малых и средних, за счет двукратного увеличения выручки от реализации товаров (работ, услуг). Для микропредприятий они вырастут с 60 млн до 120 млн руб., для малых предприятий – с 400 млн до 800 млн руб., а для средних предприятий – с 1 млрд до 2 млрд руб. Соответственно, после реализации этой меры на государственную поддержку сможет претендовать более широкий круг организаций и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, принятый в конце прошлого года закон о двухлетних планируется распространить на всех впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, оказывающих производственные и бытовые услуги. Напомним, что на данный момент для применения этой льготы предусмотрены ограничения по видам деятельности, объемам выручки и доле доходов по видам деятельности, в отношении которых применялась нулевая ставки в рамках УСН и ПСН. Окончательное решение о введении такой налоговой льготы на своей территории принимает регион.

Помимо этого, правительство намерено существенно расширить полномочия регионов по предоставлению налоговых преференций малому и среднему бизнесу. Главный минус в том, что на регионы не будут обязаны применять такие послабления, а лишь приобретут право это сделать, причем воспользуются им далеко не все. Причины для отказа могут быть разные: начиная от перспективы снижения доходов местных и региональных бюджетов, и заканчивая просто нежеланием "заморачиваться". При таком подходе поддержка малого бизнеса по стране окажется неравномерной и будет во многом зависеть от того, насколько предпринимателям "повезло" с регионом.

МНЕНИЕ

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ:

"Мне кажется чрезвычайно опасной попытка переложить решения любых послаблений для малого бизнеса на региональные власти. У нас многие регионы достаточно серьезно "закредитованы" [речь о бюджетных кредитах, предоставляемых субъектам РФ за счет федерального бюджета. – Ред. ]. Естественно, очень непросто в ситуации, когда ты концы с концами свести не можешь, еще и "отрубить" часть своих доходов, создав преференции предпринимателям. Не каждый регион на это решится. Поэтому было бы лучше принять такое решение на федеральном уровне, чтобы поддержка работала реально во всех субъектах РФ. Иначе в регионах, где и так непросто живется, для малого бизнеса все станет еще сложнее или останется на прежнем уровне, а вперед пойдут регионы, у которых есть для этого возможность, и которые сами по себе динамично развиваются".

Так или иначе, планируется, что субъекты РФ получат право снижать ставки по УСН с объектом налогообложения "доходы" с 6% до 1%, а также максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн до 500 тыс. руб.), и ставки ЕНВД для отдельных видов деятельности (с 15% до 7,5%.).

Кроме того, правительство намерено реализовать провалившуюся в Госдуме в декабре прошлого года инициативу о введении патентов для самозанятых граждан (теперь в п. 29 Плана она позиционируется как антикризисная мера). Напомним, что по изначальной задумке одновременно с приобретением такого патента физическое лицо автоматически приобретает статус индивидуального предпринимателя, а после истечения срока действия патента также без каких-либо действий со своей стороны снимается с учета.

Кроме того, на этот раз планируется предусмотреть особый порядок исчисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов самозанятых в государственные внебюджетные фонды – при первой попытке реализовать идею о патентах для самозанятых за это выступали бизнес-омбудсмен Борис Титов и Общественная палата РФ, но в финальный законопроект Минэкономразвития России данные предложения тогда не вошли.

Не обойдет вниманием правительство и вопросы государственного контроля и надзора за малыми предприятиями. Так, планируется сократить количество оснований, по которым ФАС России вправе осуществлять внеплановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой. Наряду с этим, на них не будут распространятся некоторые запреты, предусмотренные антимонопольным законодательством – запрет на злоупотребление доминирующим положением, заключение несущественных антиконкурентных соглашений.

Импортозамещение

Несмотря на то, что на тему импортозамещения в последнее время говорится очень много на самом высоком уровне, а проведение данной политики преподносится как основной плюс введенных в отношении России санкций, в плане на эту тему не сказано ничего конкретного.

Правительство намерено утвердить отраслевые программы импортозамещения, установить особенности планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом и требования к ним. Российским поставщикам и производителям планируется передать некие ресурсы и технологии, необходимые для начала производства (какие именно и в каком объеме – не уточняется). Также будет усовершенствована система государственных гарантий в целях поддержки экспорта. Экспортеров либо освободят от обязанности представлять документ, подтверждающий отсутствие в отношении товара запретов и ограничения, либо максимальное упростят его получение.

При этом правительство не дает никакой конкретики в плане сфер и категорий товаров в отношении которых планируется проводить импортозамещение. Таким образом, оно на данный момент по большому счету остается красивым лозунгом. На отсутствие четкого понимания, что и чем необходимо замещать, указывает и президент ТПП РФ .

"Все говорят об импортозамещении. Назовите хотя бы одного человека, который бы сказал: я точно знаю, что можно заместить? Все хотят заниматься импортозамещением, но никто не понимает, что надо заместить. Те компании, которые сегодня этот импорт используют, должны обозначить себя и свои проблемы, а мы тогда будем искать тех, кто способен производить комплектующие здесь, на российской основе", – отметил он.

Наряду с этим, промышленным предприятиям, реализующим проекты импортозамещения, планируется предоставить субсидии из федерального бюджета на общую сумму 20 млрд руб. Целевое назначение таких выплат – компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в российских банках.

Социальная сфера

Одна из самых знаковых инициатив правительства в социальной сфере – это возможность получить часть средств материнского капитала наличными, в виде единовременной выплаты в сумме 20 тыс. руб. Потратить их, соответственно, можно будет на любые цели. Напомним, по общему правилу средства материнского капитала предоставляются и расходуются только в безналичной форме и строго на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком или на формирование накопительной часть пенсии матери (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ " ").

Помимо этого, в плане предусмотрена и уже произведена 1 февраля 2015 года страховых пенсий на уровень роста потребительских цен за 2014 год – на 11,4%. Правда, эта индексация и так должна происходить каждый год именно в привязке к потребительским ценам и как раз 1 февраля (ч. 10 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ " "). Так что в данном случае отнесение правительством своей текущей обязанности к разряду антикризисных мер не вполне корректно.

Из более абстрактных мер – улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших инвалидов войны и , имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В чем именно будет это улучшение заключаться – неясно.

Помимо этого планируется выдавать социальные ипотечных кредиты отдельным категориям граждан на специальных условиях в рамках программы "Жилье для российской семьи". Речь идет о так называемом жилье экономического класса, стоимостью до 30 тыс. руб. за один кв. м. для граждан с низкими доходами, нуждающихся в переселении из аварийного жилья и др. Основные условия данной программы утверждены .

Банковская сфера

Одна из основных, но при этом наиболее спорных мер поддержки экономики, предусмотренных планом, – выделение средств системно значимым кредитным организаций на сумму 1 трлн руб (докапитализация) (). Несмотря на то, что данная мера включена в антикризисный план, она, как и многие другие, была разработана еще в конце 2014 года. Докапитализация будет осуществляться через госкорпорацию Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и коснется 27 банков .

Эти банки должны в течение трех лет увеличивать совокупный объем ипотечного кредитования, кредитования субъектов малого и среднего бизнеса или организаций, работающих в наиболее важных отраслях экономики, не менее чем на 1% в месяц. Кроме того, им придется увеличить собственные средства на 50% от размера полученных от АСВ денег за счет своей прибыли или средств акционеров, а также в течение трех лет не повышать вознаграждение руководству и размер фонда оплаты труда иных работников.

При этом многие эксперты считают, что такого рода поддержку стоило распределить среди гораздо более широкого круга кредитных организаций. Так, президент Ассоциации российских банков предложил направить упомянутую сумму 150-200 банкам, в том числе в регионах. По его словам, ситуация, когда к господдержке имеют доступ только крупные игроки, не способствует развитию конкуренции на рынке и диверсификации российской экономики.

Президент также высказался за распределение 1 трлн руб., выделенного на докапитализацию банков, не только крупным кредитным организациям, но и банкам "второго уровня" и региональным банкам. По его словам, многие проекты реализуются в регионах как раз через такие банки, и если до них средства не дойдут, то это осложнит жизнь очень большому количеству предприятий. Кроме того, глава ТПП РФ считает, что при распределении средств на докапитализацию банков должно быть четко определено, сколько из этих средств пойдет на поддержку малого бизнеса в части обеспечения доступа к кредитным ресурсам.

Аналогичную позицию в части региональных банков сформулировал и Совет Федерации (постановление Совета Федерации от 4 февраля 2015 г. № 27-СФ " ").

Помимо этого, также планируется целевая докапитализация банков на сумму 250 млрд руб. с целью реализации инфраструктурных проектов и поддержка для Внешэкономбанка на сумму до 300 млрд руб. (обе меры будут проведены за счет средств Фонда национального благосостояния).

Еще одна заметная инициатива правительства для поддержки экономики через банковский сектор – создание банка (агентства) "плохих долгов". Данная структура будет выкупать проблемные активы банков, долги организаций. "Это существенная поддержка банкам, но она очень важна и для самих клиентов, чтобы банк, очистившись от этой составляющей, мог работать с клиентами, а клиенты были уверены, что банк не тянут на дно "токсичные" займы. На каких условиях государство будет выкупать эти займы и как будет работать с ними, нам еще предстоит услышать в ближайшее время", – прокомментировал инициативу Гарегин Тосунян.

Из других мер, предусмотренных антикризисным планом в банковской сфере, – увеличение объемов государственных гарантий по кредитам юридических лиц, в том числе на осуществление инвестиционных проектов, и финансирование реструктуризации текущей задолженности (на эти цели планируется выделить 200 млрд руб.).

Госзакупки

Достаточно большой блок плана затрагивает вопросы, связанные с государственным и муниципальным заказом, посредством которого также будет оказываться поддержка отечественным предприятиям. По мнению Сергея Катырина, заказы государственных органов и госкомпаний в условиях кризиса – это один из серьезнейших источников финансирования, в том числе и для малого бизнеса.

Правительство РФ намерено прописать случаи и порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) по госконтрактам и их списания. В отношении договоров, срок которых истекает в этом году, появятся механизм пересмотра сроков их исполнения, цен и количества товаров, работ, услуг (п. 9 Плана).

Кроме того, заказчики смогут устанавливать авансовые платежи по отдельным договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг – до 80% суммы договора (для оборонного заказа – до 100%) (). Сейчас в основном размер аванса ограничен 30% от суммы договора (). Также предусматривается создание механизма заключения долгосрочных госконтрактов при условии создания и развития поставщиком производства на территории России ().

За рамками плана

Ряд авторитетных экспертов предлагают и другие меры по поддержке экономики России, в том числе в качестве дополнения к антикризисным мерам. Одно из наиболее популярных предложений – понижение Банка России, которая сейчас составляет 15%. Напомним, в середине декабря прошлого года она была резко увеличена Банком России (с 10,5% до до 17%) в середине декабря, а в начале февраля – снижена до 15%.

По словам академика РАН, заведующего кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС Абела Аганбегяна , ключевую ставку необходимо снизить до 8%, так как, по прогнозу Банка России, инфляция в 2015 году запланирована именно в таком объеме. При этом он отмечает, что при действующей ключевой ставке экономический рост и развитие невозможны, а рецессия будет очень глубокой.

Аналогичное мнение высказал и Гарегин Тосунян: по его словам, проблема ключевой ставки стоит не столько перед банковской системой, сколько перед заемщиками. При действующей ключевой ставке кредитование фактически заморожено, и его объемы существенно упали и в сегменте потребительского рынка, и в сегменте коммерческих кредитов. Согласно позиции главы АРБ, снижение ключевой ставки должно быть значительным, в то время как изменение на 1-2% эффекта не даст.

По мнению Сергея Катырина, в идеале размер ключевой ставки, с учетом российских реалий, должен составлять 5%. При нынешней ставке, отметил он, у предприятий возникнут сложности в процессе реализации уже запущенных проектов, а новые программы не смогут быть реализованы без компенсации процентной ставки со стороны государства.

"Для реального производственного бизнеса – это запретительная ставка. Никто такие кредиты, я полагаю, взять не сможет за редким исключением (например, компании, которые имеют возможность продавать свою продукцию за рубежом, получать валюту, менять ее на рубли и возвращать такого рода кредиты). Для малого и среднего бизнеса это точно невозможно", – пояснил эксперт.

Еще одна мера, которая часто предлагается, но при этом не нашла отражение в плане, – отмена на ввоз в Россию продовольственных товаров из стран ЕС. Многие эксперты сходятся в том, что эти ограничения способствуют росту цен внутри страны. Как отметил Абел Аганбегян, отмена ответных санкций, во-первых, станет жестом доброй воли для нормализации отношений с ЕС, а во-вторых, позволит остановить рост цен на продовольствие и улучшить снабжение населения.

По словам академика, из-за ответных мер в 2014 году даже в условиях рекордного урожая цены на продовольствие выросли на 17% , в то время как в 2013 году, когда санкций не было, рост цен составил 7%. При этом он убежден, что снятие ограничений не причинит вреда отечественным производителям.

"Иностранные компании, чтобы произвести продовольствие, должны тратить евро. Однако продают товары они в России за рубли, и им очень трудно возместить свои затраты в евро при нынешнем курсе. Поэтому импорт сейчас сократился на 15% в месяц, но не из-за санкций, а в основном из-за курса евро. Наши производители сейчас защищены фактически больше, чем любой пошлиной", – пояснил он.

За отмену ограничений на импорт продовольствия из ЕС ранее высказывался также финансовый омбудсмен Павел Медведев . По его мнению, ответные меры России являются основной причиной роста цен на продовольственные товары. Тем не менее, правительство и без этого стабилизировать цены на продукты в течениедвух-трех месяцев.

Говоря о возможности дополнения антикризисного плана, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский также отметил, что одной из главных задач является снижение инфляции, которая в 2015 году может составить 12-20%. При этом научный совет при комитете выступил за то, чтобы проблемой инфляции занимался не только Банк России, а совместная комиссия Правительства РФ и Банка России, одновременно с подготовкой программы сокращения инфляции.

МНЕНИЕ

Абел Аганбегян, заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:

"Банк России демонстрирует, что он неспособен справиться с инфляцией. Это не его вина, не низкая квалификация персонала, а объективное обстоятельство. Инфляция от Банка России зависит, грубо говоря, на 1/3. На 2/3 инфляция зависит от Правительства РФ: от того, как повышаются тарифы, от того, как ведут себя государственные монополии, от антимонопольного законодательства, от бюджета и государственных внебюджетных фондов. Если мы хотим сократить инфляцию, нужен новый подход – создание и деятельность совместной комиссии Правительства РФ и Банка России".

С этим мнением солидарен и Гарегин Тосунян, который отмечает, что инфляция в России имеет немонетарный характер и в значительной мере зависит от тарифов государственных монополий, подконтрольных правительству, а не Банку России.

МНЕНИЕ

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:

"Инфляция связанна с нашей тарифной политикой. Госмонополии создавались и существуют во всех странах для того, чтобы в нарушение условий конкуренции сохранять низкие тарифные ставки, чтобы свой производитель был в более выгодной конкурентной среде. А у нас тарифы госмонополий – как раз главный источник инфляции, и мы удивляемся и все время почему-то киваем на кредитный рынок и монетарным методом пытаемся бороться с инфляцией, когда наша инфляция имеет отнюдь не монетарное происхождение. Уровень монетизации России остается низким. В этом смысле требуется как раз не борьба с кредитным рынком и его сжатие и сокращение, а стимулирование кредитования, борьба с высокими процентными ставками экономическими методами и с высокими тарифами административными методами, а также диверсификация экономики".

В целом же факт появления плана поддерживают практически все эксперты. Однако этого нельзя сказать о его содержании, которое никак не соответствует серьезной задаче вывода из кризиса экономики России. В плане отсутствует целый ряд важных моментов, а многие его положения аморфны. Эксперты сходятся на том, что план направлен на смягчение кризиса, а не на выход из него и развитие российской экономики. Вместе с тем, документ скорее всего будет дорабатываться. Свои предложения по антикризисным мерам есть как у обеих палат Федерального собрания РФ, так и, например, у РСПП и ТПП РФ.

) по поводу этого документа, ну а мы попробуем посмотреть на него более серьезно.

На первый взгляд это вполне адекватный документ для страны, в экономике которой доминирует государственный сектор. В нем перечислены основные направления действий правительства и соответствующих органов государственной власти. Также план содержит перечень конкретных мероприятий, которые должны быть выполнены в течение ближайших месяцев.

Изучив этот документ, можно выделить несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.

1. Кризис есть

Правительство официально признало, что кризис есть. По их мнению, он выражается в следующем:

  • Инфляции,
  • Росте цен на социально значимые товары,
  • Отрицательных темпах роста экономики,
  • Макроэкономической нестабильности,
  • Ненормальной ситуации на валютном рынке,
  • Нестабильной работе системообразующих организаций,
  • Напряженности на рынке труда.

Правительство пишет, что кризис обусловлен «сильным влиянием неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры» и косвенно упоминает, что эта конъюнктура сохранится как минимум до конца 2017 года. Если внешняя политика нашего государства сохранит свое сегодняшнее направление, то с таким утверждением правительства нельзя не согласиться. Более того, сегодняшняя внешняя политика, в первую очередь в вопросе Украины, скорее всего приведет к еще большему санкционному и экономическому давлению, чем сейчас, что в свою очередь еще сильнее дестабилизирует экономику.

2. Нужно что-то делать

Правительство перечисляет направления своей деятельности, среди которых указаны поддержка импортозамещения, содействие развитию малого и среднего бизнеса, оптимизация бюджетных затрат, привлечение иностранных (читай вражеских) инвестиций и другие нужные и полезные действия. Все это можно выполнить только при условии существования эффективной системы государственного управления и доверия к ней граждан и инвесторов.

Существующая же сегодня система государственного управления и принципы ее работы, напротив, будут препятствовать выполнению этих задач.

  • «Рост частных инвестиций» невозможен без кардинального изменения принципов и этики взаимодействия бюрократического аппарата с частным бизнесом. Не бизнес должен работать на госаппарат, а наоборот. Невозможен рост без уверенности инвесторов в политической стабильности. Никаких крупных иностранных инвестиций не будет как минимум до отмены большинства санкций.
  • «Поддержка импортозамещения... в том числе высокотехнологичных, товаров» невозможна без уверенности российских производителей в том, что рынок будет закрыт для иностранных товаров надолго, а поддержка сохранится. Никто не будет вкладывать в местное производство помидоров или микросхем только потому, что так нужно для импортозамещения в ближайшие пару лет, а после снятия санкций иностранные производители вернутся на рынок и закономерно победят местные компании в конкурентной борьбе.
  • «Привлечение оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью» - в условиях санкций и кризиса такие ресурсы с приемлемой стоимостью могут быть только государственными, что дает широкие возможности для коррупции и повышает риск того, что деньги просто не вернут. Не возвращать деньги частному банку гораздо сложнее, чем нашему государству, поскольку в государстве собственник (пострадавший) размыт и действия по по иску и взысканию средств гораздо слабее.
  • «Оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат» сильно затруднена, когда чиновничий аппарат заинтересован в неэффективных затратах. Чем больше непрозрачных, проектных и «инновационных» затрат будет в бюджетах, тем больше денежных средств можно на них «распилить».
  • «Диверсификация экономики» невозможна без снижения доли государственного сектора. Государство не может взять и создать конкурентоспособный завод по производству холодильников, фабрику обуви и даже эффективную компанию по добыче нефти не может создать . При этом мы наблюдаем расширение госсектора за счет фактического изъятия компаний из частной собственности в пользу государственной.

3. Давайте потратим много денег

К плану прилагается большой список конкретных действий с указанием сроков, ответственных ведомств и, самое главное, объемов государственного финансирования, всего на сумму около 2.3 триллиона рублей. Можно назвать эту сумму «стартовой», поскольку для части действий объемы финансирования еще не определены.

Например, в этом списке мы можем увидеть следующие крупные вливания денежных средств и другие действия:

  • Агентство по Страхованию Вкладов (АСВ) распределит 1 триллион рублей на докапитализацию банков. При этом 830 миллиардов из этого триллиона уже распределены по 27 банкам, у которых были замечены проблемы. А ведь эти проблемы у 27 банков возникли в отсутствии какой-либо существенной паники у вкладчиков. Рискнем предположить, что средства, оставшиеся в АСВ, не смогут покрыть ее обязательства перед физическими лицами в случае последующих проблем у нескольких крупных банков.
  • Внешэкономбанк (ВЭБ) получит 300 млрд рублей для увеличения кредитования организаций реального сектора экономики. Некоторый опыт кредитования крупных проектов у ВЭБ уже есть - убытки банка от финансирования Олимпиады оцениваются в 175 млрд рублей.
  • 200 млрд рублей отводится под государственные гарантии по кредитам юридических лиц и возможные реструктуризации таких кредитов. Это значит, что государство готовится выплачивать кредит за какое-то юрлицо, которое этот кредит сейчас возьмет, а завтра не вернет. Или государство будет нести расходы из-за изменения условий кредита, который кто-то когда-то взял, а сейчас вернуть не может. Будем надеяться, что правительство даст эти деньги тому, кому действительно нужно сохранить действующий бизнес, а не членам какого-нибудь «кооператива» и их друзьям. Впрочем, у нас уже почти весь бизнес в руках «кооператива».
  • Для компаний, участвующих в госзакупках (поставляющих товары и услуги государству), предусматривается возможность получения 80% авансов, списания неустоек за невыполнение условий, а также изменения сроков поставки. Это означает, что некоторым компаниям, по усмотрению органов государственной власти, могут быть списаны штрафы за непоставку товаров вовремя, или на год отсрочена поставка товара, или выплачен 80% аванс, потому что этой компании денег занять негде.
  • 188 млрд рублей будет выделено на индексацию пенсий с 1 февраля 2015 г. Если разделить эту сумму на количество граждан, получающих пенсию, то увеличение ежемесячной пенсии составит около 400 рублей. При этом средняя пенсия в РФ составляет около 11 тыс. рублей или около 160 долларов. Среднюю пенсию в, например, Германии мы приводить не будем.
  • 50 млрд рублей выделено на дополнительную поддержку сельского хозяйства. Сельское хозяйство поддерживать совсем нетрудно, вот Роснефти нужно гораздо больше денег - 1.3 триллиона рублей.

Большая часть выделенных средств пойдет на поддержку деятельности банков и компаний, включая частные. Такая поддержка могла бы быть эффективной, в случае отсутствия коррупционных факторов при принятии решений о выделении средств, реструктуризации долгов или отсрочек платежей для конкретных юридических лиц. Но РФ находится на 136 месте (из 174) по уровню коррупции, проигрывая Мозамбику и Никарагуа.

Более того, сразу вспоминаются банки путинских друзей, которые после введения санкций стали даже прибыльней , чем были . Предположим, что в качестве компенсации за санкции через эти банки начали переводить еще больше бюджетных средств и средств госкорпораций, что и привело к росту прибыли.

4. И пушки, и масло

В Антикризисном плане правительства отдельно подчеркивается, что не предполагается снижение расходов на военную отрасль и сельское хозяйство. Возникают ассоциации с Северной Кореей, у которой значимые расходы и деятельность - это подкраска старого советского оружия и выращивание риса, чтобы население не померло с голоду.

5. Прощай, красивая жизнь

Правительство предусматривает сокращение расходов на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности. Мы очень надеемся, что с сегодняшнего дня мы больше ни разу не увидим закупку (или аренду) государственными органами автомобилей премиум класса или кроватей из вишни, покрытых у изголовья и изножья тонким слоем золота.

6. Центр мира в Сколково

Правительство не могло не включить в этот документ пункт о реализации «Национальной технологической инициативы» на базе Сколково и других наукоградов. Глядя на подпись под этим документом, становится понятно почему.

7. Прочие мелочи

И последнее. Как вы думаете, на каком месте стоит пункт «радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством»? На последнем.

Таким образом, в сегодняшней ситуации с государственным управлением и коррупцией существует высокая вероятность того, что этот план не поможет стране выйти из кризиса, а будет лишь еще одним поводом для растраты государственных средств.

Все эти действия будут результативными только в случае существенных внутри - и внешнеполитических изменений, таких как:

  • Выборы. Допуск к выборам оппозиционных кандидатов и партий любой направленности. В Рейкъявике (Исландия) пришли к власти анархо-сюрреалисты и прекрасно справились с выходом из тяжелого кризиса.
  • Децентрализация власти. Невозможно эффективно управлять огромной страной из Кремля в ручном режиме. Во время «сытых» лет, когда деньги никто не считал, на неэффективность можно было не обращать внимания, но сейчас от эффективности управления зависит выживание государства.
  • Возвращение региональных и местных выборов. Это повысит самостоятельность регионов и ответственность руководящих (выборных, а не назначаемых) лиц за принятые решения.
  • Изменение бюджетных денежных потоков. Прекращение практики перераспределения большинства денежных потоков государства через федеральные власти.
  • СМИ и открытость информации. Одна из основных форм контроля за деятельностью правительства и государственных органов - это возможность открыто публиковать и критиковать недостатки их деятельности, и тем самым влиять на качество их работы. Ситуация, когда глава государственной корпорации отказывается публиковать данные о своих доходах, - это просто невероятно.
  • Изменение направления внешней политики. Продолжение сегодняшней внешней политики приведет к еще большей изоляции, дальнейшему падению экономики, снижению уровня жизни и увеличению отставания России от развитых западных стран.

Требование этих изменений присутствует в повестке « ».

Некоторые эксперты считают, что сочетание антикризисных и политических требований - это плохая идея. Вот только кризис является закономерным результатом внешней и внутренней политики последних лет и оппозиция неоднократно об этом говорила.

PS. Объективности ради дадим ссылку на новость государственного СМИ об утверждении антикризисного плана. Правда, из заголовка не очень понятно кто там по кому нанес удар..

 


Читайте:



Как продать квартиру, обремененную ипотекой

Как продать квартиру, обремененную ипотекой

Не проще ли покупателю сразу погасить долг продавца перед банком и уже тогда сразу купить эту квартиру?Юристы настоятельно рекомендуют покупателям...

Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор

Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор

Для расчета берется заработок за 2 предыдущих года. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется...

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

feed-image RSS