Разделы сайта
Выбор редакции:
- Часто задаваемые вопросы о льготном кредитовании строительства жилья
- Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие катастрофы на чаэс?
- Ндс при продаже нежилого помещения физлицу Ндс при продаже нежилого помещения юридическим лицом на усн
- Белое население: проблемы выживания Сколько белых и черных людей в мире
- Ошибки тсж в борьбе с неплательщиками При некачественном оказании услуг
- Когда выписываются счета-фактуры на аванс?
- Галина Долгова: Под маской долга
- Перед согласием на поручительство нужно уточнить все нюансы
- Как продать квартиру, обремененную ипотекой
- Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор
Реклама
Штрафные правила для лпу. Новый приказ минздрава по омс приведет к росту необоснованных штрафов Штрафы страх компаний для больниц |
Ежедневно по всей стране на медорганизации налагаются штрафы. Их общая сумма остается тайной за семью печатями. Но если учесть, что за год ФОМС взыскивает до 30 млрд рублей только за неразборчивый почерк и синтаксические ошибки, нетрудно предположить, что она исчисляется сотнями миллиардов. Насколько эффективно наказание ЛПУ и главных врачей рублем за то, что они не могут сделать ремонт кровли или починить аппарат МРТ, если финансирование на данные статьи не обеспечивается муниципальными властями? В чем смысл штрафа, если в итоге его «оплачивают» либо рядовые медработники, либо пациенты? Но вы держитесь!Для примера возьмем городскую больницу шахтерского города Гуково, что в Ростовской области. Население – 65,3 тыс. жителей. В бюджете 2017 года расходы на здравоохранение составляют 1,1% (на культуру и кинематограф почти в 3 раза больше), или 17,5 млн рублей, а на 2018 год – почти вдвое меньше: 8 млн. За последние полтора года различные контрольные органы выявили 15 нарушений в деятельности ЦРБ. Так, областной Минздрав обнаружил нецелевое использование бюджетных средств (субвенции на содержание отделения сестринского ухода в 2016 году были потрачены на погашение кредиторской задолженности за 2015-й, включая долги по зарплате медперсонала). Прокуратура вскрыла факты недостаточной укомплектованности врачебными кадрами: в терапевтическом отделении – 50%, в травматологическом – 52%, в приемном – 67%. «В связи с тяжелой финансово-экономической ситуацией в ЦРБ отсутствует возможность производить выплаты стимулирующего характера на уровне 2016 года. Подушевой норматив финансирования по территориально-участковому принципу на 2017 год составляет 34 928,5 тыс. рублей, что меньше на 7475,9 тыс., чем годом ранее», – говорится в заключении прокуратуры. Претензии медицинской страховой компании к больнице обернулись штрафными санкциями в размере без малого 1,5 млн рублей, а приход Роспотребнадзора – обращением в суд и приостановлением деятельности терапевтического отделения из-за текущей крыши на 90 дней. Отделение продолжило работу, но в других помещениях, что создало массу неудобств для большинства пациентов. «Ситуация в этом учреждении не просто удручающая, она катастрофическая», – считает координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков . «Гуковская больница стала негативным примером всего комплекса проблем, встречающихся в больницах и поликлиниках, – продолжает эксперт ОНФ в Ростовской области Жанна Орешкина . – Помимо недостаточной укомплектованности врачами-терапевтами и узкими специалистами, нехватки современного диагностического и лечебного оборудования, много вопросов вызывает и административно-организационная часть. Так, территориальный Роспотребнадзор установил случаи, когда сами сотрудники ЛПУ оказались не обеспечены условиями для соблюдения гигиенических норм и правил. Сегодня областной Минздрав взял под жесткий контроль работу этого медицинского учреждения, но задача заключается в том, чтобы полностью исключить повторение подобных ситуаций». Закрытие – не выходЧтобы исключить повторение подобных ситуаций, самое простое решение – закрыть медицинские учреждения, не соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, в которых падающая с потолка штукатурка и зияющие в полу дыры угрожают жизни пациентов. Несмотря на всю нелепость, оно звучит не так уж редко. «Нашу больницу Росздравнадзор оштрафовал за то, что у нас нет аппарата МРТ, хотя мы являемся ЛПУ второго уровня и такого оборудования нам не положено в принципе, – рассказывает заместитель главного врача по лечебной части городской больницы скорой медицинской помощи им. Ленина г. Шахты (шахтерского города по соседству с Гуково) Валентина Меньшикова . – Какой там аппарат МРТ, если мы уже почти год не можем добиться финансирования на ремонт аппарата СКТ в объеме 8 млн рублей. В городской казне таких денег нет. Нет средств даже на ремонт отделений. Некоторые помещения находятся в аварийном состоянии, в них невозможно находиться. Врачи от нас бегут. Работать некому. По-хорошему обязанность Росздравнадзора в такой ситуации – отозвать лицензию и закрыть учреждение». Однако с таким подходом доступности медицинской помощи нам не видать как своих ушей. «Не все больницы у нас хорошие, а люди живут по всей России, – говорит член Комитета по охране здоровья Госдумы, бывший главный врач больницы скорой медицинской помощи Таганрога Юрий Кобзев . – Закрыть ЛПУ – значит, оставить граждан без медицинской помощи. Но ни штрафные санкции, ни дисциплинарные взыскания на руководителей ЛПУ при нынешней системе финансирования здравоохранения не эффективны. Можно бесконечно штрафовать главного врача, но если у него ограниченные средства для покрытия текущих потребностей, тариф ОМС, который компенсирует самые основные статьи расходов, и больше ничего, если любое «заимствование» денег из тарифа для оплаты других статей является нецелевым, то это ни к чему не приведет. Вот если бы деньги, собранные в виде штрафов, шли на устранение нарушений, то тогда можно было бы о чем-то говорить». Одни не умеют, другие – не хотятКонечно, не все проблемы упираются в недостаток финансирования (хотя, наверное, большинство). Разруха – она в голове. «Имеет место человеческий фактор, – считает руководитель Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Евгений Ковалев . – Есть старые больницы, которые давно не ремонтировались, но санитарка и старшая сестра следят за тем, чтобы не было мусора, чтобы сантехника была в исправном состоянии, и о таком учреждении пациенты говорят только хорошее. А есть клиники, в которых недавно проводился ремонт, а в туалет заходишь – лужа на полу, мусор валяется». Вместе с тем не всякий талантливый врач может быть хорошим администратором. «Грамотных управленцев в сфере здравоохранения единицы, их не хватает», – убежден министр здравоохранения Северной Осетии Михаил Ратманов . Пациенты часто рассуждают: этот доктор такой замечательный, он нам так нравится, вот и сделали бы его главным врачом. Но руководящая должность в здравоохранении – это тяжелый труд со своей спецификой. Сегодня главный врач должен быть экономистом, юристом, строителем, снабженцем и даже политиком. «Мы, врачи, правильно поставили диагноз, правильно назначили лечение, выписали препараты; скажите, почему главный врач должен заниматься обеспечением пациента льготными лекарствами? – недоумевает главный врач Судогодской районной больницы (Владимирская область) Анатолий Уколов . – Государство ему обещало, пускай оно и обеспечивает. Вот нужно строить новую больницу, почему это делает главврач? Я что, строитель? Есть же для этого соответствующие структуры. А специалисты в области закупок пусть проводят торги, которые отнимают у медработников массу времени. Мне прокуратура поставила в вину, что я утилизирую отходы не в желтые пакеты, а в черные. Это как, простите, отражается на качестве медицинских услуг? За это нарушение на старшую медсестру наложили штраф в 20 тысяч рублей при ее зарплате в 15 тысяч». Похоже, в нынешнем виде надзорная система не эффективна. Учреждения здравоохранения проверяют на соответствие стандартам, которые прописаны для идеальных условий, тогда как финансирования едва хватает для создания терпимых или сносных (не говоря уже о том, насколько разные стартовые возможности у краевой больницы в экономически развитой территории и участковой – в райцентре с населением преимущественно пожилого возраста с букетом хронических заболеваний). А главные врачи уже должны выкручиваться, как могут. Новый приказ Минздрава по ОМС приведет к росту необоснованных штрафов
Эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье» проанализировали приказ Минздрава об изменениях в правилах ОМС и полагают, что новый порядок расчета санкций для медицинских организаций приведет к необоснованным штрафам и недоплате за качественную медицинскую помощь. В числе прочего, штрафы предусмотрены за невыполнение врачами утвержденных стандартов медицинской помощи, однако к самим стандартам у экспертов ОНФ есть вопросы. Одним из важных нововведений зарегистрированного приказа Минздрава № 536н стало установление порядка расчета санкций, применяемых к медицинским организациям. Этот документ вносит изменения в действующие правила обязательного медицинского страхования. «По закону качество медицинской помощи контролируется, в том числе, на основании соблюдения стандартов. Но эти стандарты, принятые Минздравом, невозможно не нарушать! Такое впечатление, что они были специально плохо разработаны и утверждены с ошибками, для того, чтобы страховые компании постоянно «срезали» деньги с медицинских организаций», - сообщил член Центрального штаба ОНФ, директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. Например, в стандартах лечения многих заболеваний в стационаре требуется обязательное предоставление реакции Вассермана, хотя вместо нее уже давно используются более современные исследования, например, неспецифический антифосфолипидный (реагиновый) тест. Стандарты медицинской помощи при системном склерозе, трансплантированном сердце или носовых кровотечениях предписывают пациентам любого возраста посещать врача-педиатра. «По стандарту лечения бесплодия пациентам предписано проходить гинеколога в 100% случаев, т.е. лицам обоего пола! Все это было бы смешно, если бы за неисполнение этих требований врачей не штрафовали», - отметил Эдуард Гаврилов. В Фонде отмечают, что, издавая такие приказы, Минздрав не защищает медицинские организации и врачей от произвола страховых компаний. Именно последние получат наибольшую пользу от приказа. Они заинтересованы в увеличении объема санкций, поскольку оставляют у себя часть собранных денег в качестве прибыли. Еще год назад активисты ОНФ обращались в Росздравнадзор с просьбой навести порядок со штрафами, но ситуация до сих пор осталась прежней. Информация предоставлена пресс-службой Общероссийского народного фронта КадыровФарит Накипович д.э.н., профессорВ соответствии с частью 8 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об ОМС) за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качествапо договору на оказание и оплату медицинскойстрахованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Штрафам посвящен ряд пунктов приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхованияот 1 декабря 2010 г. N 230 «Об утверждении порядкаорганизации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинскому страхованию» (далее – приказ № 230) Реализации приказа N 230было посвящено письмо Федеральногофонда обязательного медицинского страхования от 15 марта 2011 г. № 1257/30-4/и «О реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 № 230» Данное письмо утратило силув связи с изданием письма ФФОМС от19.12.2012 N 9732/30-5/и «О порядке определения последствий неисполнения медицинской организацией обязательств по оказанию медицинской помощи» ФФОМС считает целесообразнымопределять размер последствий неисполнениямедицинской организацией принятых по договору обязательств в рамках деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, созданной в соответствии с приложением N 1 к Правилам. Он должен быть единым для всех медицинских организаций, участвующих в реализации программ ОМС на территории субъекта РФ. Письмо ФФОМС от 24 декабря 2012 № 9939/30-и«О порядке контроля объемов, сроков, качества и условийпредоставления медицинской помощи», предлагается рекомендуемый приводит рекомендуемый перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), а также уплаты медицинской организацией штрафа, в том числе за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, для случаев оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации. Взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций,следствием неисполнения которых являетсяприменение к сторонам соответствующих мер, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию 10. В настоящее время вводится новая форма договораПриказ Минздрава России от 24.12.2012 N1355н"Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" 11. Анализ этих обязательствпоказывает, что не любоенеисполнение обязательств может служить основанием для применения соответствующих штрафных и иных санкций 12.П.1.1.1 приказа № 230 определяет такоеобязательство медицинской организации как обеспечение выбора медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, в соответствии с заявлением застрахованного лица 13.Означает ли это, что в любом случае,когда медицинская организация не обеспечила застрахованным это право, немедленно следуют штрафные санкции? Конечно, нет. 14.Во-первых, застрахованный можетошибочно обратиться в учреждение, которое вообще не занимается оказанием соответствующего вида медицинской помощи 15.Во-вторых, следует различать такиепонятия, как обоснованный и необоснованный отказ. Отказ в обеспечении выбора медицинской организации может быть и обоснованным. 16.В-третьих, может сложиться ситуация,когда нет оснований для применения штрафных и иных санкций в силу того, что отсутствует необходимая для их реализации нормативная база 17.Так, в соответствии с п.4) части 1 статьи 16Федерального закона об ОМС застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации 18. Что это за законодательство?Это Федеральный закон РоссийскойФедерации от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 19.Статья 21 данного Федеральногозакона как раз и посвящена выбору врача и медицинской организации 20.Граждане имеют право на выбормедицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти 21. До недавнего времени соответствующего прика за Минздравсоцразвития России не былоСледовательно, до выхода соответствующегопорядка не было возможности оценить нарушено ли право застрахованного в этой части или нет. Соответственно, не было и оснований для применения штрафных и иных санкций 22. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 406н«Порядок выбора гражданином медицинскойорганизации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных медицинской помощи» 23. Но и сейчас, когда соответствующий порядок появился,не любое действие или бездействиемедицинской организации, не обеспечившей возможность выбора, может рассматриваться как виновное 24.Например, если застрахованное лицо для полученияспециализированной медицинской помощи в плановой форме попытается самостоятельно выбрать медицинскую организацию, а не по направлению лечащего врача, как это предусмотрено частью 4 статьи 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отказ соответствующей медицинской организации не может рассматриваться как нарушение 25. Аналогичная ситуацияскладывается и в отношении праваграждан на выбор врача. П.1.1.2 приказа № 230 предусматривает такое обязательство как обеспечение выбора врача в соответствии с заявлением застрахованного лица, поданным лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации. 26.В соответствии с п.5) части 1 статьи 16Федерального закона об ОМС застрахованные лица имеют право на выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации 27.Но опять-таки в соответствии состатьей 21 Федерального закона Российской Федерации», предусматривающей, в частности, что выбор осуществляется с учетом согласия врача 28. В соответствии с частью 1. статьи 70 Основлечащий врач назначается руководителем медицинскойорганизации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 29.Этот порядок утвержден приказомМинздравосоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 407н «Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача» (далее – Порядок содействия) 30.Право выбора врачаобусловлено наличием согласия врача 31. В соответствии с частью 3 статьи 70 Основ,лечащий врач по согласованию с соответствующимдолжностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих 32.П.1.1.3. приказа № 230 ФФОМСпредусматривает такое обязательство медицинской организации как соблюдение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке 33.Часть 4 статьи 21 Федерального закона «Обосновах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что в случае, если в реализации территориальной медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, 34.лечащий врач обязан проинформироватьгражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 35. Поэтому, если гражданин был проинформирован,но проигнорировал эту информацию и настаивает наполучении медицинской помощи в организации, очередь в которую превышает сроки, установленные территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, вины данного учреждения в нарушении сроков ожидания медицинской помощи данным гражданином нет 36. Мы должны понимать,что первыми кандидатами на«зарабатывание» штрафов являются лучшие (пользующиеся наибольшим уважением) учреждения 37.П.1.2 приказа № 230 касается такогообязательства медицинской организации, как оказание застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС 38.За необоснованный отказ в оказаниимедицинской помощи застрахованному лицу применяются штрафные и иные санкции 39.В соответствии с п.3) части 4 статьи 32Федерации» 40.плановая медицинская помощь – это медицинскаяпомощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. 41. Поэтому в ряде случаев плановая помощь застрахованному лицу может быть отложенаНапример, может быть отложенаплановая госпитализация в ранее оговоренные сроки в связи с невыполнением застрахованным гражданином возлагаемых на них обязанностей 42.Так, пункт 1 части 2 статьи 16 Федерального законаРоссийской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которым устанавливается, что застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи 43.Поэтому медицинская организацияможет обоснованно отложить сроки плановой госпитализации до момента предъявления застрахованным лицом страхового полиса 44. Особо следует отметить,что это – не лишение застрахованногоправа на бесплатную медицинскую помощь, а лишь перенесение сроков оказания плановой медицинской помощи. А такое перенесение юридически правомочно 45. Более того, в ряде случаев учреждение вправе предложить помощь за платуНапример, при обращенииза медицинской помощью с нарушением порядков оказания медицинской помощи (п.4. ч.5. ст.84 Основ) 46.П.1.4 приказа № 230 посвящен недопущениювзимания платы с застрахованных лиц (в рамках добровольного медицинского страхования или в виде оказания платных услуг) за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой. 47. Часть 1 статьи 11 Основ гласит:«Отказ в оказании медицинской помощи всоответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются» 48.Означает ли это, что вообще нельзябрать деньги за медицинские услуги предусмотренные территориальной программой ОМС? Нет, не означает 49.В соответствии с частью 2 статьи 19Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования 50.В соответствии с частью 1 статьи 84данного Федерального закона граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи 51.5. Медицинские организации, участвующиев реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги: 52.1) на иных условиях, чем предусмотренопрограммой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами; 53.2) при оказании медицинских услуганонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 54.3) гражданам иностранных государств, лицамбез гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; 55.4) при самостоятельном обращении заполучением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21. 56. Поэтому штрафные и иные санкциимогут применяться только при нарушениитребований Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 57.«1.5. Приобретение пациентом лекарственныхсредств и изделий медицинского назначения в период пребывания в стационаре по назначению врача, включенных в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", "Формуляр лечения стационарного больного", согласованного и утвержденного в установленном порядке; на основании стандартов медицинской помощи 58.3.2. Невыполнение, несвоевременное илиненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и (или) стандартами медицинской помощи 59. Является ли само по себе не выполнение стандарта основанием для применения штрафных санкций?НЕТ!60. Часть 4 статьи 37 Федерального закона об основах определяет,что стандарт медицинской помощи …включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 61.1.2. 3. 4. 5. 6. медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) …; медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; компонентов крови; видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; иного исходя из особенностей заболевания (состояния). 62. Как видим, стандарт включает в себя усредненные показатели.Но каждый пациент индивидуален, отличаетсявозрастом, ростом, весом, особенностями протекания основного заболевания (вплоть до атипичных форм), наличием сопутствующих заболеваний и т.д. 63. Поэтому врач не может руководствоваться усредненными значениями– он должен подбирать то, что в наибольшейстепени соответствует потребностям оказания медицинской помощи именно данному пациенту, именно в данной форме протекания заболевания и т.д. 64.Это, в частности, подтверждаетсяИнформационным письмом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2011 г. N 14-3/10/2-11668, в котором отмечается: 65.«Решение о назначении того или иноговмешательства, диагностических исследований, лекарственных препаратов, указанных в стандарте медицинской помощи, ПРИНИМАЕТСЯ ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ с учетом состояния больного, течения заболевания, фиксируется в первичной медицинской документации (медицинской карте стационарного больного) и подтверждается наличием письменного согласия пациента» 66. Интервью Скворцовой В.И. «Коммерсантъ» от 24.12.2012:Прежде всего, необходимо уточнить, что обязательными с 2013 годастанут порядки оказания медицинской помощи. Врачи оказывают медицинскую помощь в соответствии с ними и клиническими рекомендациями. Стандарты же - это медико-экономические документы, которые пишутся не для врачей, а для организаторов здравоохранения. По сути, стандарты - это калькуляция стоимости лечения одного усредненного случая конкретного заболевания (так называемой модели пациента). Медицинская помощь организовывается не в соответствии, а на основе стандартов, главная задача которых обосновать суммарную стоимость медицинской помощи при разных заболеваниях и состояниях. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2097352 67. При этом следует иметь в виду,что штрафные санкции применяются не просто в силуопределенных действий (или бездействия) сотрудников медицинской организации, а потому, что, во-первых, эти действия или бездействие нарушают требования законодательства в вопросах прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, на получение качественной медицинской помощи и т.д. 68. То есть штрафы можно налагать не за то, что не выполнен стандарт,а за то, что невыполнение стандартабыло неправомерным, ошибочным, приведшим к нежелательным последствиям и т.д. 69. А во-вторых,необходимо доказать наличие винысотрудников учреждения в невыполнении стандарта 70. Итак, все вышесказанное означает,что ТФОМС и СМО обязаныконтролировать качество медицинской помощи, исходя из принципа учета совокупности всех факторов 71. При этом само по себе невыполнение медицинской услуги,не назначение лекарственных препаратов, включенныхв стандарт, утвержденный нормативным актом федерального органа исполнительной власти, не является ненадлежащим (не качественным) оказанием медицинской помощи и, соответственно, не является основанием для применения к медицинской организации штрафных или иных санкций. 72. Эксперты должны доказать,что не выполнив стандарт медицинскойпомощи, врач допустил ошибку: не правильно выбрал технологию лечения, не правильно оценил потребность в диагностических и/или лечебных услугах, медикаментах и т.д. 73. Это касается, в том числе, и положений стандарта,по которым предусмотрена частотаназначения 100 %. Дело в том, что могут существовать факторы препятствующие полноте выполнения стандарта, которые в обязательном порядке должны быть учтены экспертами. 74.3.3. Выполнение непоказанных,неоправданных с клинической точки зрения, не регламентированных стандартами медицинской помощи мероприятий. 75.п.5. приказа № 230: Надлежащее оформлениеи предъявление на оплату счетов и реестров счетов. Здесь нет штрафов, но есть показатели в графе «сумма, не подлежащая оплате, уменьшение оплаты, возмещения». Нужно всего лишь правильно переоформить и вновь выставить счета! 76.Перечень подобных ситуаций, когдаприменение штрафных и иных санкций является далеко не очевидным, можно продолжить 77.В соответствии со статьей 42 Федеральногозакона об ОМС медицинская организация имеет право обжаловать заключение страховой медицинской организации по результатам контроля в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации путем направления претензии в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по рекомендуемому образцу 78. Претензия оформляется в письменной формеи направляется вместе с необходимымиматериалами в территориальный фонд. 79. Территориальный фонд в течение 30 рабочих днейсо дня поступления претензиирассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи 80.В соответствии с п.75. приказа № 230 решениетерриториального фонда обязательного медицинского страхования, признающее правоту медицинской организации, является основанием для отмены (изменения) решения о неоплате, неполной оплате медицинской помощи и/или об уплате медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по результатам первичной медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи. 81.При несогласии медицинскойорганизации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке 82. Как видим, у учреждений здравоохраненияесть возможности отстаивания своихправ в случае неправомерного применения штрафных и иных санкций. И нужно уметь грамотно ими пользоваться В приказе № 536-н от 06.08.15 г. «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н» утверждена методика расчетов штрафов и неполной оплаты затрат на медпомощь, если эта помощь оказалась некачественной или не была оказана вовсе. Основания для применения санкций определил принятый в 2010 году Федеральный закон №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ», однако никаких рекомендаций относительно размеров штрафов документ не давал. В 2011 году Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) выпустил отдельное письмо, в котором закрепил рекомендуемые размеры штрафов, при этом по некоторым видам нарушений они доходили до 500% от размера норматива финансового обеспечения территориальных программ госгарантий в расчете на одного застрахованного в год. Эти рекомендации вызвали бурю возмущений, и ФФОМС свое письмо отозвал. После этого наступила полная неразбериха. Полномочия по определению размера штрафов легли на территориальные тарифные комиссии в субъектах федерации. Взятые практически «с потолка» штрафы различались по регионам, многие из которых, в отсутствие каких-либо методических указаний, продолжали руководствоваться рекомендациями утратившего силу письма ФФОМСа. А медики жаловались на то, что основанные на формальных признаках огромные штрафы наносят ущерб и без того еле сводящим концы с концами ЛПУ и только снижают качество медпомощи. На защиту коллег встала Национальная медицинская палата, потребовавшая от Минздрава «избавить медицинское сообщество от финансового ига» страховщиков. В итоге ФФОМС и Минздрав выпустили по приказу, призванному отрегулировать систему штрафных санкций. Приказ ФФОМСа №130 от 21.07.2015 определил основания для отказа в оплате медицинской помощи. Почти 200 таких оснований объединены в четыре раздела: «Нарушения, ограничивающие доступность медпомощи», «Отсутствие информированности застрахованного населения», «Дефекты медпомощи/нарушения при оказании медпомощи», «Дефекты оформления первичной медицинской документации в медорганизации», «Нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов». Приказ Минздрава № 536-н утвердил методику определения санкций – неоплаты или неполной оплаты оказанных медуслуг и штрафов за их ненадлежащее качество. Размер санкций рассчитывается по математическим формулам с несколькими параметрами (размер тарифа на оплату медпомощи, величина подушевого норматива финансирования и коэффициенты, устанавливаемые в соответствии с перечнем оснований). В среднем новые штрафы оказались меньше действующих. Например, санкции за невыполнение обязательного патологоанатомического вскрытия составляют 30% стоимости тарифа; за лечение, приведшее к ухудшению состояния пациента – 40%; за преждевременную выписку пациента, приведшую к повторной госпитализации – 50%; за непрофильную госпитализацию – 60 %. По мнению экспертов, чтобы разрядить напряжение в медицинском сообществе, Минздрав пошел по пути наименьшего сопротивления: вместо того, чтобы радикально изменить подход к экспертизе, просто снизил размеры штрафов. При этом, вся работа над санкциями сразу была поставлена «с ног на голову»: основания для них определяли экономисты ФФОМСа – структуры, в которой нет врачей, а калькуляцией занялся Минздрав. В итоге, права пациентов оказались еще менее защищены. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) обновил собственный приказ, описывающий критерии оценки деятельности страховых компаний – операторов системы ОМС. В соответствии с этим документом, в частности, формируется рейтинг, призванный помочь россиянам выбрать страховщика. В новом приказе исключен такой критерий, как объем штрафных санкций к страховой компании. Приказ ФФОМС №173 от 17 июля 2017 года сменил принятый в 2011 году регламент (приказ №243). Оценка деятельности проводится для составления рейтинга страховых компаний, на который предлагается ориентироваться пациентам. Рейтинг размещается на сайте ФФОМС, этот раздел уже обновлен в соответствии с новым приказом. В новую редакцию документа внесен целый ряд изменений – как формальных, так и по существу. В общей сложности список критериев оценки деятельности страховых медорганизаций сократился на семь пунктов. В частности, сумма штрафных санкций, примененных к самим страховщикам (в % от расходов на ведение дела), которая в прежнем приказе являлась одним из критериев оценки, в новый документ не вошла. Среди таких санкций, согласно ФФОМС от 20 апреля 2012 года №2776/30-2/и, – невыполнение объемов экспертной работы; необоснованное снятие с медучреждений денежных средств по итогам контрольных мероприятий (проверки объемов, сроков, качества и условия предоставления медпомощи) или, напротив, неприменение таких санкций; завышение суммы средств в заявке на получение целевых средств терфонда ОМС и так далее. В связи с общим курсом Минздрава и ФФОМС на информирование застрахованных и диспансеризацию появились критерии, характеризующие активность страховщиков в этом направлении. Среди таких критериев, например, количество застрахованных, проинформированных о возможности прохождения диспансеризации за счет ОМС, а также доля тех, кто воспользовался этой информацией и бесплатно проверил свое здоровье. Добавились требования к количеству тематических экспертиз качества медпомощи (ЭКМП), оказанной пациентам с хроническими неинфекционными заболеваниями, случаев лечения острого коронарного синдрома и острого нарушения мозгового кровообращения, по которым проведены ЭКМП, и другие. Деятельность института страховых поверенных также будет влиять на общую оценку страховщиков. Оцениваться она будет по количеству консультаций в медучреждениях и в целом по численности клиник, в которых работают представители страховщиков. С 1 июля 2017 года приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Количество критериев выросло радикально – с применявшихся ранее 50 до 2,4 тысячи. Такая детализация, считают участники системы ОМС, может быть выгодна именно страховым компаниям, которые смогут более предметно обосновывать нарушения медучреждений. |
Популярное:
История работы на территории РФ |
Новое
- Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие катастрофы на чаэс?
- Ндс при продаже нежилого помещения физлицу Ндс при продаже нежилого помещения юридическим лицом на усн
- Белое население: проблемы выживания Сколько белых и черных людей в мире
- Ошибки тсж в борьбе с неплательщиками При некачественном оказании услуг
- Когда выписываются счета-фактуры на аванс?
- Галина Долгова: Под маской долга
- Перед согласием на поручительство нужно уточнить все нюансы
- Как продать квартиру, обремененную ипотекой
- Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор
- Понятие, элементы и структура брутто-премии