Реклама

Главная - По виду
Правовой статус страховых компаний. Правовое положение страховых организаций Правовое положение страховых организаций
  • 6. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
  • 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 8. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.
  • 9. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности.
  • 10. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 11. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.
  • 12. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности, их виды и классификации.
  • 13. Способы и этапы создания коммерческих организаций.
  • 14. Государственная регистрация коммерческих организаций.
  • 15. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, принципы, лицензионное законодательство, субъекты лицензионных отношений, лицензионные требования и условия.
  • 16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.
  • 17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц.
  • 18. Понятие органа юридического лица; структура органов и разграничение компетенции. Ответственность.
  • 19. Понятие, виды и порядок реорганизации юридического лица.
  • 20. Понятие, виды и порядок ликвидации юридического лица.
  • 22. Рассмотрение дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд. Право и обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд.
  • 23. Понятие должника для целей Закона о несостоятельности (банкротстве). Понятие, виды, правовое положение кредиторов. Собрание и комитет кредиторов, порядок их формирования и компетенция.
  • 24. Понятие и виды арбитражных управляющих. Обязательные условия членства в сро, требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Права и обязанности, ответственность арбитражного управляющего.
  • 25. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 26. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 27. Внешнее управление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 28. Конкурсное производство как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 29. Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 30. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
  • 31. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
  • 32. Хозяйственные товарищества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 33. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 34. Производственные кооперативы как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 36. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 37. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
  • 38. Правовое положение бирж.
  • 39. Общества с ограниченной ответственностью как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 40. Правовое положение страховых организаций.
  • 41. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда.
  • 42. Паевой инвестиционный фонд: понятие, типы. Возникновение и прекращение, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 43. Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ, холдинговых компаний.
  • 44. Субъекты малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения, государственная поддержка.
  • 45. Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности.
  • 46. Понятие учетной политики организации.
  • 47. Правовой режим основных средств организации.
  • 48. Правовой режим оборотных активов организации.
  • 49. Правовой режим нематериальных активов организации.
  • 50. Правовой режим уставного (складочного) капитала (фонда).
  • 51. Понятие и виды денежных средств организации. Правила хранения, учета и использования наличных денежных средств.
  • 52. Правовой режим акций. Порядок выпуска и продажи акций. Контрольный пакет.
  • 53. Правовой режим прибыли коммерческой организации.
  • 54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием.
  • 55. Обращение взыскания на имущество организации (индивидуального предпринимателя): основания, этапы, очередность.
  • 56. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательство о приватизации. Виды объектов приватизации. Характеристика субъектов процесса приватизации.
  • 57. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 58. Понятие и сфера применения антимонопольного законодательства. Участники отношений, регулируемых антимонопольным законодательством.
  • 59. Государственный антимонопольный орган, его функции и полномочия.
  • 60. Контроль антимонопольного органа за экономической концентрацией.
  • 63. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 64. Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
  • 65. Понятие конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
  • 66. Понятие и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций в соответствии с антимонопольным законодательством.
  • 67. Понятие и принципы технического регулирования. Законодательство о техническом регулировании.
  • 68. Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
  • 69. Понятие, цели, принципы стандартизации. Документы в области стандартизации.
  • 70. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы.
  • 71. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
  • 72. Ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании.
  • 73. Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
  • 74. Предпринимательский договор: понятие, признаки, функции.
  • 75. Особенности заключения предпринимательского договора.
  • 76. Заключение договора на торгах.
  • 40. Правовое положение страховых организаций.

    Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

    Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

    Страховщики - юридические лица, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке.

    Субъекты страхового дела, в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения.

    Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии, формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

    Страховые агенты - постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или юридические лица, которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

    Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или юридические лица, которые действуют в интересах страхователя или страховщика и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования между страховщиком и страхователем, а также с исполнением указанных договоров.

    Страховщики (за исключением обществ взаимного страхования) должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом.

    Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей.

    Группы страховщиков:

    2) страховые организации (занимаются страхованием на профессиональной основе и услуги оказываются третьим лицам (страхователю, застрахованному лицу); могут учреждаться как в форме коммерческих, так и в виде некоммерческих организаций)

    1) общества взаимного страхования (создаются юридическими и физическими лицами на основании членства для страховой защиты, имущественной защиты членов данного общества; форма – некоммерческая организация).

    Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов.

    Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

    Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

    Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

    1) заявление о предоставлении лицензии;

    2) учредительные документы соискателя лицензии;

    3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

    4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

    5) сведения о составе акционеров (участников);

    6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

    7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

    8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

    9) сведения о страховом актуарии;

    10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;

    11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

    12) положение о формировании страховых резервов;

    13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

  • Ст.6 ФЗ определяет, что страховщиками признаются российские юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке.

    Закон о страховании устанавливает признаки (условия), которые определяют статус страховщика (страховой организации) как профессионального участника страхового рынка:

    1) Страховщиком может быть только юридическое лицо.

    2) Для страховщика характерна специальная правоспособность – его создание для осуществления страховой деятельности. И прямой запрет занимать производственной, торгово-посреднической или банковской деятельностью.

    При этом, страховая деятельность должна восприниматься не только как деятельность по страховой защите имущественных интересов субъектов страховых правоотношений, но и как деятельность по формированию, развитию и приумножению денежных (страховых) фондов, за счет которых производятся выплата страховых возмещений при наступлении страховых случаев. Основание п.4 ст.26 ФЗ - страховщика дано право инвестировать или иным образом размещать средства страховых резервов. (выдавать ссуды страхователям по договорам личного страхования, заключенного на срок не менее 5 лет, в пределах сформированных резервов).

    3) Создание страховой организации в предусмотренной Законом организационно-правовой форме. Однако, п.2 ст.32 ФЗ, определяет перечень документов, предоставляемых для принятия решения о выдаче лицензии, на основании которого соискатель должен предоставить документ подтверждающий оплату уставного капитала в полном размере.

    Следовательно, при создании страховых организаций могут быть использованы только те организационно-правовые формы юридических лиц, в которых предполагается консолидация имущества их участников (учредителей) в виде уставного капитала:

    Общество с дополнительной ответственностью



    Страховщик не может создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов (не предусматривают формирование УК), унитарных предприятий (создается государством для осуществления

    предпринимательской деятельности, но предусматривает формирование уставного фонда, а не капитала).

    4) Минимальный размер уставного капитала страховых организаций на день подачи соискателем документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности зависит от видов предполагаемой деятельности и определяется п.3 ст.25 ФЗ

    30 миллионов руб - для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования а также страхования имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков.

    60 млн. руб - для осуществления страхования жизни либо для осуществления совместного страхования жизни и страхования от несчастных случаев, болезней и медицинского страхования.

    120 млн. руб – для осуществления перестрахования а также страхования в сочетании с перестрахованием.

    5) Уставный капитал должен быть сформирован за счет денежных средств. Оплаченный уставный капитал, наравне со страховыми резервами и системой перестрахования, является основой финансовой устойчивости страховщиков.

    6) Уставный капитал должен быть полностью оплачен на момент выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности.

    7) Страховщик должен иметь разрешение (лицензию) на осуществление страховой деятельности.

    Деятельность страховщиков не является закрытой. Они обязаны публиковать годовые бухгалтерские отчеты после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений. Ст.29 ФЗ.

    С другой стороны, страховщики в праве иметь коммерческую тайну и принимать меры по ее охране. Определение перечня сведений составляющих коммерческую тайну, круг лиц, имеющих к ним доступ, осуществляется путем принятия внутреннего нормативного акта.

    2 форма Общества взаимного страхования также являются формой организации страхового бизнеса, и представляет собой страховую организацию, созданную гражданами и юридическими лицами на взаимной основе путем объединения необходимых для этого средств для страхования своего имущества и иных имущественных интересов (п. 1 ст. 968 ГК и ст. 7 ФЗ).

    Особенности страхования в рамках ОВС:

    1) общества взаимного страхования создаются для страхового обслуживания своих членов.

    2) замкнутый характер страхования - в качестве страхователей могут выступать только его участники;

    3) взаимность страхования в рамках общества заключается, в том, что,

    Во-первых, страховой фонд общества создается путем объединения средств членов (участников) этого общества. Порядок формирования страховых резервов общества определяется его учредительными документами или установленными им правилами страхования.

    Во-вторых, страховые резервы общества используются на страховые выплаты этим же членам.

    4) общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями. (П. 2 ст. 968 ГК) Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее целью извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Т.е. организационно-правовой формой общества взаимного страхования является потребительский кооператив.

    Некоммерческие ОВС могут осуществлять страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов без оформления договора страхования, т.е. непосредственно на основании членства и Правил страхования.

    Коммерческие ОВС могут страховать интересы лиц, не являющихся членами общества. Такое ОВС должно получить лицензию на осуществление страховой деятельности соответствующего вида, причем страхование интересов лиц, не являющихся членами ОВС, должно осуществляться только на основе договора страхования.

    3 форма Еще одной формой организации страховых отношений является создание Страховых пулов .

    Страховой пул представляет собой объединение страховщиков, действующих на основании соглашения, которое предполагает принятие его участниками риска на одинаковых либо оригинальных условиях и несение ими солидарной ответственности по страховым выплатам. Создается на основе договора о совместной деятельности, т.е. не является юридическим лицом.

    Страховые пулы широко представлены во всех странах с развитой системой страхования. Их создание преследует следующие цели :

    Преодоление недостаточной финансовой емкости отдельных страховщиков;

    Обеспечение финансовой устойчивости страховых операций;

    Гарантии страховых выплат клиентам;

    Обеспечение возможности принятия на страхование крупных рисков, единоличное несение которых не под силу самым крупным страховым компаниям.

    Страховые пулы бывают двух типов: они могут действовать на принципах сострахования и перестрахования.

    Участники страхового пула должны уведомит ФССН о намерении осуществлять деятельность по страхованию на основе соглашения о создании и деятельности страхового пула. (регулируется Письмом Росстрахнадзора «О деятельности страховых пулов»).

    Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

    Страховые агенты – п.1 ст.8 Фз – это постоянно проживающие на территории РФ физические лица или российские юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

    Он занимается продажей страховых продуктов, инкассирует страховую премию, оформляет страховую документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение (в пределах установленных лимитов).

    Основная функция страхового агента - продажа страховых продуктов. Деятельность страховых агентов в России не нуждается в лицензировании, к ней не применяются какие-либо квалификационные требования.

    Отношения СК и страховым агентом оформляются договором поручения или агентским договором.

    Страховые агенты могут подразделяться в зависимости от своих функций и характера представительства своей страховой компании на:

    1) прямые страховые агенты – это агенты, состоящие в штате страховой компании, продающие страховые полисы от имени этой компании (заключающие договоры страхования от имени страховщика) и имеющие кроме комиссионного вознаграждения постоянную оплату труда;

    2) мономандатные страховые агенты - агенты, не являющиеся штатными работниками страховой компании, работающие с ней на основе специального контракта (соглашения) и оплачиваемые путем комиссионного вознаграждения, размер которого зависит от количества проданных страховых полисов (заключенных договоров) и суммы полученных по ним страховых премий;

    3) многомандатные страховые агенты - агенты, которые работают с несколькими страховыми компаниями. Как правило, такие агенты специализируются на определенном виде страхования.

    4) генеральные агенты – это страховые агенты, которые имеют более высокий правовой статус по сравнению с вышеперечисленными. Они не только заключают договоры страхования от имени своих страховых компаний, но и решают следующие задачи:

    Завоевание клиента;

    Управление клиентом (т.е. формирование страховых Запросов клиента на основе постоянного контакта с ним),

    Управление страховыми рисками.

    Страховые брокеры п.2ст.8 ФЗ – российскиеюридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, которые действуют в интересах страхователя или страховщика и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования, а также с исполнением указанных договоров.

    Страховые брокеры - юридические лица могут вести свою деятельность в любой организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством.

    Никакими иными видами деятельности, в том числе посредническими, кроме страховой посреднической деятельности, страховые брокеры заниматься не могут.

    Закон об организации страхового дела предусматривает два направления брокерской деятельности:

    1) представительство страхователя в отношениях со страховщиком – действует от имени страховщика на основании договора поручения или агентского договора;

    2) посредническая деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) от своего имени – на основании возмездного агентского договора.

    Определение страховщика содержится в ГК РФ и в Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В соответствии со ст. 938 ГК РФ страховщиками являются юридические лица, заключающие договоры страхования и имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Согласно п. 2 ст. 969 ГК РФ страховщиками именуются государственные организации (обязательное государственное страхование). «Иные государственные организации» осуществляют страхование без договора (п. 2 ст. 969 ГК РФ). Однако в ст. 6 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» законодатель говорит о любой организационно-правовой форме для страховщика, но другие нормы данного Закона существенно ограничивают набор организационно-правовых форм юридических лиц, в которых может осуществляться страховая деятельность. Таким образом, в ГК РФ понимание страховщика более широкое, чем в указанном Законе, и, очевидно, в отношении государственного страхования следует руководствоваться этим более широким пониманием. С другой стороны, для страховщика страхование является предпринимательской деятельностью, так как подпадает под ее определение, содержащееся в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ.

    Поэтому страховщики должны признаваться коммерческими организациями и, следовательно, могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных п. 2 ст. 50 ГК РФ.

    К страховщикам относятся:

    страховые организации (п. 1 ст. 927 и ст. 938 ГК РФ);

    общества взаимного страхования (п. 5 ст. 938 ГК РФ).

    В понятие «страховщик» включены и общества взаимного страхования и перестрахования, чьи суть и функции специфичны и ограничены законодательством. Следовательно, понятие «страховщик» шире понятия «страховая компания».

    Не стоит применять термин «страховая компания» в смысле «страховое общество», так как последнее ассоциируется с акционерным страховым обществом, а понятие «страховая компания» и понятие «акционерное страховое общество» соотносятся как философские категории формы и содержания -- последнее выступает одной из форм первого. Не следует употреблять термин «предприятие» для обозначения страховой компании, так как это лишь форма организации. В современной юридической терминологии западных стран предприятие является хозяйственно-организационным единством, которое в каждом отдельном случае намного индивидуальнее, чем определенная форма компании. В зарубежном страховании в качестве общепринятого понятия употребляется в настоящее время дефиниция «страховая компания».

    По существу, термин «компания» (фр. compagnie) означает объединение физических или юридических лиц, организованное с целью предпринимательской деятельности и функционирующее на принципах партнерства, корпорации или принимающее другие формы деловой организации. Иными словами, страховая компания является первичным звеном в системе страхового предпринимательства. Деятельность страховой компании как институциональной структуры страхового рынка, как исторически определенной организационной формы страхового фонда всегда находится в зависимости от социально-экономической среды, в которой она осуществляет свою деятельность.

    В историческом контексте термин «compagnia» появляется в XI--XII вв. как долгосрочное предприятие, ведущее разнообразную торговую деятельность в течение многих лет, часто образуя филиалы в разных городах. Эти деловые ассоциации действовали, создавая договоры на общем принципе добросовестности, на уверенности, что каждый партнер сдержит свои обещания. Однако помимо этого имелся и другой правовой принцип, проявляющийся в развивающемся праве деловых ассоциаций, а именно: принцип коллективной личности членов ассоциации. Будучи основанной на соглашении, компания являлась, тем не менее, юридической личностью, которая могла иметь собственность, вступать в договоры, быть субъектом и объектом исков. По образному выражению Дж. Чарльзворта, «компания рассматривается правом, как лицо, так же как человеческое существо -- мистер Смит или мистер Джонс -- она является лицом». Партнеры были уполномочены действовать совместно от имени компании и вместе отвечали по ее долгам.

    Кроме того, каждый партнер, действуя отдельно, мог создавать обязательства и для компании, и каждый по отдельности отвечал по ее долгам. Вместе компаньоны составляли корпорацию в том смысле, в каком были корпорациями гильдии, цеха и т.д. Это были самоуправляющиеся образования, сообщества, личность которых была отличной от личностей его членов и привязанной к ним.

    В XII в. формируется западное торговое право, составной частью которого стал институт «бодмереи» как средство финансирования и косвенное средство страхования заморской торговли. Одновременно в праве происходит замена индивидуалистического греко-римского понятия «товарищество» более коллективистским -- «компания». В распоряжении компании как целого имелась совместная собственность, а права и обязанности одного компаньона сохранялись после смерти другого.

    В XIV в. появились первые документы морского страхования, а в XV в. во Франции был разработан свод законов по страхованию на море, который использовали теперь уже многочисленные страховые компании. Таковы исторические истоки практики и теории развития зарубежных страховых компаний.

    В настоящее время на Западе общепринятым определением страховой компании является дефиниция, относящаяся к частному (негосударственному) страхованию. Так, страховая компания -- это «организация, выступающая в роли страховщика, т.е. принимающая на себя обязанности возмещения страхователю убытков при наступлении страхового случая»108.

    В России первые страховые организации появляются в XX в. в Форме акционерных обществ, обществ взаимного страхования и других. Декретом от 20 ноября 1918 г. действовавшие в России страховые общества были ликвидированы, а все их активы объявлены достоянием государства." В 1920 г. была предпринята попытка заменить страхование бесплатной помощью государства (Декрет от 18 декабря 1920 г.), которая не привела к положительному результату. Декрет от 6 октября 1921 г. установил государственную монополию на страхование.

    Страховые компании наряду с Госстрахом появились в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века и создавались в форме кооперативов. Законодательное закрепление и регулирование деятельности страховых компаний появилось в 1992 г. в Законе РФ «О страховании». В настоящее время правовое положение, правовой статус страховых компаний определяются на уровне государственного регулирования нормами ГК РФ и Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»110.

    ГК РФ обладает приоритетным значением при регулировании правового статуса российских страховых компаний, которое практически выражается в том, что при противоречии норм права, содержащихся в любом другом нормативном акте, положениям ГК РФ должны применяться нормы ГК РФ. Ряд проблем в этом плане был разрешен благодаря постановлению Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998--2000 годах», а также распоряжению Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 1361-р о принятии «Концепции развития страхования в Российской Федерации».

    В российском законодательстве зафиксирована юридическая правоспособность страховой компании, тесно связанная с гражданско-правовой ответственностью. ГК РФ в ст. 49 определил юридическую правоспособность страховой компании, которая ведет уставную деятельность.

    Основные признаки, свойственные страховой компании как юридическому лицу:

    Технико-организационное единство, которое обеспечивает действие коллектива лиц как единого целого, формирование единой воли, что выражается в уставе страховой компании, договоре, законе, административном акте.

    Самостоятельная имущественная ответственность, так как страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельно действующего объекта и отвечает по своим обязательствам своими страховыми ресурсами. При этом экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на базе перестрахования и сострахования".

    3. Наличие названия страховой компании как собственного наименования, отличного от наименования других объектов прав и необходимого для идентификации ее в гражданском обороте.

    Следует отметить двойственную правовую природу страховой компании: с одной стороны, страховая компания обладает всеми признаками юридического лица, с другой стороны -- выступает в своей хозяйственной деятельности со специфическими функциями, присущими только страховой компании как хозяйствующему субъекту. В последнем случае страховые компании входят в субъектный состав хозяйственного (предпринимательского), финансового, торгового права.

    В современной страховой литературе нет единого взгляда по вопросу, в субъектный состав какого права входят страховые компании. Их относят к субъектам и гражданского, и административного, и коммерческого, и финансового права или, наоборот, привязывают к какому-то одному из них.

    Таким образом, понятие «страховые компании» следует признать собирательным, обобщающим, родовым определением, употребление которого для любой страховой организации и правомерно, и необходимо.

    Существует два аспекта дефиниции, узкая и расширенная трактовка. В первом значении страховая компания -- это юридически зарегистрированное обозначение организации как юридического лица, специализирующейся в страховом деле. В широком значении понятие «страховая компания» кроме юридического наполняется экономическим и организационно-правовым содержанием. В зарубежном законодательстве компания является экономически самостоятельной хозяйственной единицей, которая использует организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, разрешенную гражданским правом конкретной страны.

    Таким образом, страховая компания -- это исторически определенная форма страховой деятельности, организация, имеющая определенную организационно-правовую форму, осуществляющая функции страховой защиты и функционирующая в общей государственной социально-экономической системе в качестве самостоятельного юридического лица и хозяйствующего субъекта.

    Совокупность страховых компаний, функционирующих в определенной социально-экономической среде, образует страховую систему. В экономике рыночного типа основной задачей страховой системы является предоставление полного комплекса страховых услуг, которые обеспечивают гарантии компаниям в бесперебойности рабочего цикла, а клиентам -- надежное страховое обслуживание. В мировой практике принято классифицировать страховую систему, однако сущностные принципы, признаки и критерии этой классификации до настоящего времени не разработаны. В отношении российской страховой системы эта проблема находится на стадии предварительного изучения и еще весьма далека до своего окончательного разрешения. В экономической и юридической страховой литературе наблюдаются разные подходы к классификации страховых компаний: с одной стороны, по экономическим критериям, с другой -- по организационно-правовым. Широким разбросом мнений отличаются попытки определения видов и подвидов, типов и разновидностей страховых организаций в работах: А. Андреевой, Т.Г. Александровой и О.В. Мещеряковой; В.Б. Гомелля, С.Л. Ефимова, М.В. Жарова, Л.М. Рейтмана, Э.А. Уткина, Д.С. Карпоносова и других. При этом экономисты исходят из разработок отраслевой классификации института страхования, которая не может считаться завершенной в условиях появления все новых отраслей страхования в период бурного развертывания рыночных отношений в нашей стране. Правоведы не предлагают четкой классификации страховых компаний, так как еще не преодолены в полной мере все разночтения в области общих определений видов юридического лица, а основания классификации юридических лиц весьма разнятся"2. При этом авторы справедливо отмечают, что ГК РФ недостаточно четко разграничивает коммерческие и некоммерческие организации, а в федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» допущены некоторые расхождения с ГК РФ.

    В настоящее время эволюция видов страховых компаний проходит довольно динамично, ибо определяются наиболее оптимальные формы страховой деятельности по мере усложнения ситуации на страховом рынке России. Страховые компании Российской Федерации в целях привлечения все большего числа страхователей модернизируют традиционные виды страхования и вводят новые. Содержание деятельности страховых компаний все больше определяется в настоящее время внутренними экономическими условиями, политическими рисками, загрязнением окружающей среды и т.д., поэтому капиталоемкие внешнеэкономические сделки стали обслуживаться крупнейшими страховыми компаниями (например, «Ингосстрах», «Росно», «Согласие», «Макс» и др.)"3. Сейчас набирают силу страховые союзы и ассоциации, которые играют координирующую и руководящую роль и чья деятельность осуществляется на основе уставов"4.

    Таким образом, все эти новые тенденции бурно развивающегося в последнее десятилетие страхового дела неизбежно повлияют на эволюцию видов российских страховых компаний и привнесут новое в классификацию.

    Субъектами страхового отношения являются страхователь и страховщик. Они же выступают сторонами договора страхования.

    Страховщик - субъект страхового отношения, который за плату в виде страховой премии обязан обеспечить страховую защиту выступающего в качестве объекта страхования интереса страхователя (застрахованного лица), что в материальном смысле выражается в осуществлении при наступлении страхового случая страховой выплаты лицу, в пользу которого производится страхование.

    Согласно ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании (ст. 938 ГК). В настоящее время основным таким законом выступает Закон об организации страхового дела. Статья 6 этого Закона дает следующее определение страховщиков: "Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке". Из того определения вытекает, что страховщиком может быть только юридическое лицо. Осуществление страховой деятельности гражданами в порядке предпринимательской деятельности без образования юридического лица не допускается.

    Из приведенного выше определения, которое дает Закон об организации страхового дела, вытекает, что страховщиком может быть только то юридическое лицо, которое создано для осуществления именно страхования, перестрахования или взаимного страхования и зарегистрировано в этом качестве. Наконец, поскольку страховая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности, то организация, претендующая на осуществление функций страховщика, должна иметь лицензию на право осуществления страховой деятельности в виде страхования, перестрахования, взаимного страхования. Следовательно, страховщик должен обладать следующими организационными признаками:

    1) быть юридическим лицом;

    2) являться организацией, специально созданной для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования, т.е. иметь форму страховой организации или общества взаимного страхования. Это обстоятельство должно быть зафиксировано в учредительных документах данной организации. Кстати, перестрахование и взаимное страхование - это лишь формы страхования. Другими словами, в приведенном определении частное поставлено в один классификационный ряд с общим, частью которого оно является, а это - нарушение законов логики;

    3) быть зарегистрированным в качестве страховой организации (общества взаимного страхования) на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    4) иметь лицензию на право осуществления страховой деятельности, выданную уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации Алиев Б.Х., Махдиева Ю.М. Страхование. М., 2011. С. 82..

    Закон об организации страхового дела определяет круг действий страховщика.

    Предусмотрено, что страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытка или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия (п. 2 ст. 6 Закона).

    Характерно, что в данном случае перечислены как те действия страховщика, которые вытекают из договора страхования, так и те, которые обычно лежат за пределами этого договора. К первым (договорным) относятся оценка страхового риска, получение страховых премий, определение размера убытка или ущерба, производство страховой выплаты. Ко вторым, прямо не предусмотренным договором страхования, относятся формирование страховых резервов и инвестирование активов. Осуществление этих действий не выступает договорной обязанностью страховщика, и осуществление этих действий не предусмотрено самим договором страхования. Однако, что совершенно очевидно, эти действия направлены на обеспечение исполнения им своих договорных обязательств. Из этого вытекает, что круг обязанностей страховой организации как юридического лица шире круга обязанностей страховщика как стороны по договору страхования.

    Закон об организации страхового дела устанавливает определенную специализацию страховых организаций. Предусмотрено два вида страховщиков:

    1) занимающихся только личным страхованием (страхованием жизни, страхованием от несчастных случаев и болезней, медицинским страхованием);

    2) занимающихся имущественным страхованием, а также тем личным страхованием, которое относится к рисковым видам страхования (страхованием от несчастных случаев и болезней, медицинским страхованием).

    Как мы видим, специализация страховых организаций носит относительный характер. Так, рисковым личным страхованием (страхованием от несчастных случаев и болезней, медицинским страхованием) могут заниматься страховщики как первой, так и второй категории. В то же время та страховая организация, которая занимается исключительно личным страхованием, не вправе заниматься ни одним видом имущественного страхования.

    Установление специализации страховых организаций продиктовано не только стремлением повысить качество страховых услуг, но и защитой интересов страхователей.

    Особенно это касается страхования жизни, где стадия уплаты страховых платежей длится, как правило, достаточно длительный срок (например, при страховании ренты или дополнительной пенсии может достигать нескольких десятилетий). Длительным (до нескольких десятилетий) может быть и период осуществления страховых выплат. Все это требует не только длительного существования самой страховой организации, но и длительной сохранности страховых резервов, наличие которых обеспечивало бы бесперебойное осуществление страховых выплат.

    Государство стремится к тому, чтобы не допустить существование страховых организаций, основанных на принципе "финансовой пирамиды", которые, собрав с граждан страховые премии, потом исчезают неизвестно куда или с невинным видом объявляют себя банкротом.

    Следует отметить, что вопрос, может ли страховая организация осуществлять какую-либо иную деятельность, кроме собственно страхования, является одним из самых спорных вопросов организации страхового дела. Палка здесь, как говорится, о двух концах: занятие страховой организацией иной деятельностью (например, производственной или торгово-посреднической) позволит ей приобрести дополнительный капитал, что, несомненно, укрепит ее финансовую устойчивость именно как страховщика.

    Но, с другой стороны, занятие предпринимательской деятельностью подвергает риску эту самую устойчивость, поскольку коммерческие авантюры страховщика могут привести к его разорению, а значит, и к невозможности выполнения своих обязательств по заключенным договорам страхования.

    Запрет же на осуществление иной деятельности, кроме страхования, безусловно, снижает риск использования страховых резервов на цели иные, чем само страхование, и этим самым защищает страхователя. Но вместе с тем такой запрет ограничивает возможности страховщика по расширению собственной финансовой базы, которая в конечном счете и выступает материальной гарантией обеспечения исполнения этим страховщиком своих страховых обязательств.

    Неопределенность в характере правоспособности страховой организации усилилась в связи с тем, что в новой редакции Закона об организации страхового дела указание о запрете страховщикам осуществлять производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность вообще оказалось снятым.

    Введение специализации страховых организаций также требует анализа характера их правоспособности Сокол П.В. Особенности участия страховщиков по обязательному страхованию гражданской ответственности в профессиональных объединениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 3. С. 59..

    Полагаем, что содержащаяся в определении страховщика фраза "созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования" влечет для страховых организаций запрет на осуществление иной (кроме страхования) предпринимательской деятельности в качестве основного вида занятий.

    В то же время это не ограничивает право страховых организаций на совершение сделок, направленных на поддержание их деятельности, связанной с осуществлением страхования (аренда жилых помещений, приобретение имущества, необходимого для обеспечения страховой деятельности, осуществление рекламной деятельности и т.д.).

    Наконец, в рамках обеспечения страховой деятельности страховщики могут осуществлять размещение средств своих страховых резервов, что не исключает элементов предпринимательства (например, приобретение ценных бумаг с целью получения дополнительного дохода, реализация имущества, в которое были вложены средства страхового фонда, в целях обеспечения исполнения своих обязательств).

    Страховщики могут осуществлять эмиссию и размещение своих ценных бумаг. Они могут также заниматься кредитованием в разрешенных законом случаях.

    Все это дает страховым организациям дополнительный источник дохода, что укрепляет их финансовое положение уже в качестве страховщика. Отметим, в развитых странах страховые организации по своим инвестиционным возможностям превзошли даже банки. Более того, сложилось положение, когда собственно страхование становится для таких организаций убыточным видом деятельности, - основной доход они получают за счет инвестиций, а также кредитных операций.

    В связи с этим представляется, что установленные для страховых организаций ограничения на осуществление кредитования, предусмотренные российским законодательством, являются экономически необоснованными. При осуществлении кредитования за счет своей прибыли (а не за счет средств страховых резервов) не усматривается достаточных оснований для запрета на такое кредитование.

    В конечном счете полагаем, что правоспособность страховых организаций хотя и не относится к числу специальной правоспособности, но все-таки является ограниченной в плане запрета на осуществление иной (кроме страхования) предпринимательской деятельности, а также необходимости соблюдения своей специализации в рамках самой страховой деятельности.

    Ни Закон об организации страхового дела, ни ГК не оговаривают, в какой организационно-правовой форме должны создаваться страховые организации. Это означает, что страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

    Но в то же время следует иметь в виду, что, как правило, страхование относится к предпринимательской деятельности, поскольку связано с заключением и исполнением договоров страхования, получением страховщиками платы за страхование в виде страховых премий, которые формируют доход страховой организации, выступающий источником получения прибыли. Это обусловливает выбор для страховой организации такой организационно-правовой формы, которая относится к разряду "коммерческой организации" Гомелля В.Б. Страхование. М., 2011. С. 122..

    Особенности правового положения страховых организаций

    Опыхтина Е.Г.

    Кандидат юридических наук,

    доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

    В статье предпринята попытка осветить и проанализировать изменения в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 1992 г., касающиеся правового положения страховых организаций.

    Ключевые слова: страховщики, страховые организации, специальная правоспособность страховщика, страхователи, финансовая устойчивость и платежеспособность страховой организации.

    В России очень быстрыми темпами развивается рынок страховых услуг и также стремительно развивается законодательство о страховании.

    «Поскольку в конечном счете все обязанности страховщика сводятся к одной - выплате денег, законодатель уделяет большое внимание созданию необходимых гарантий получения соответствующей суммы от страховщика. А с учетом особого публичного интереса к страхованию существенную часть страхового законодательства представляют собой нормы, прямо или косвенно связанные с обеспечением реальности такой гарантии»

    В 2013 г. был принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»

    А также Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела»

    Данные законодательные акты предусматривают значительные изменения действующего законодательства о страховании, отдельные положения которых уже вступили в силу с 1 сентября 2013 г., а некоторые положения вступят в силу с 1 января 2015 г.

    В результате анализа правового положения страховых организаций необходимо обратить внимание на следующие особенности.

    1. В соответствии с изменениями Банк России осуществляет функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности с 1

    сентября 2013 г. Данный контроль не является государственным, так как Банк России является юридическим лицом, но не является федеральным органом исполнительной власти. До 1 сентября контроль и надзор за деятельностью страховых организаций осуществлялся Федеральной службой страхового надзора подведомственной Федеральной службе по финансовым рынкам.

    2. Формирование отрасли страхового права происходит на стыке публичного и частного права. Большинство нормативных актов, составляющих страховое законодательство, носит комплексный характер.

    Правовое положение организаций в сфере страховой деятельности определяется Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015 - 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее -Закон); Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) регулирует общие вопросы заключения и исполнения договоров страхования. Подзаконные нормативные акты играют большую роль в правовом регулировании отношений в сфере страховой деятельности. В области страхового законодательства с 1 сентября 2013 г. такие акты принимаются Банком России.

    3. ГК РФ посвящает страховщику одну норму -ст. 938, согласно которой «в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешение на осуществление страхования соответствующего вида».

    Согласно ч. 1 ст. 6 в новой редакции Закона «Об организации страхового дела», страховщики - это страховые организации и общества взаимного стра-

    Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4

    хования, созданные, в соответствии с законодательством Российской Федерации, для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление деятельности в установленном Законом порядке.

    На основе анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод, что страховщиками могут быть только хозяйственные общества (ст.ст. 6, 25 Закона «Об организации страхового дела в РФ).

    4. Изменения действующего законодательства о страховании направлены, в первую очередь, на то, чтобы страхователи могли иметь доступ к информации о деятельности страховщика, его финансовой устойчивости и платежеспособности, ознакомиться с содержанием государственного реестра субъектов страхового дела.

    Все страховые организации должны быть зарегистрированы в едином государственном реестре субъектов страхового дела, который должен содержать сведения о субъекте страхового дела, его местонахождении, видах страхования, филиалах и представительствах страховщика и об их месте нахождения, сетевой адрес в информационно-коммуникационной системе «Интернет» и другие сведения (ст. 5 Закона).

    В целях доведения информации о своей деятельности до страхователей страховщик должен иметь собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ст. 6 Закона). На этом сайте закон обязывает страховую организацию размещать полную информацию о своей деятельности, включая данные о руководителе страховой организации, главном бухгалтере, финансовой отчетности и другие сведения. Таким образом, страховые организации обязаны вести свою деятельность публично.

    5. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на следующую новеллу страхового законодательства -понятие страховой группы. Таковой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники страховой группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной страховой организации (далее - головная страховая организация). Данное нововведение направлено на защиту прав страхователей, застрахованных лиц, а также акционеров (участников) от недобросовестных действий руководителей страховых компаний.

    6. Страховая деятельность - лицензируемый вид деятельности, поэтому обязательным требованием к страховщику является наличие лицензии на страхование соответствующего вида. В ст. 32 Закона дан перечень документов, необходимых для лицензирования, а также указано основание отказа в выдаче лицензии - несоответствие представленных документов требованиям законодательства.

    7. Ранее Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» были установлены виды деятельности, занятие которыми исключено для страховых организаций. Так, предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могли быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность (ст. 6). В настоящее время этих ограничений в законе нет, однако правоспособность страховщика является специальной, так как он не может получить лицензии на осуществление других видов деятельности, не предусмотренных Законом «Об организации страхового дела в РФ».

    8. Законом закреплены условия, направленные на сохранение устойчивости финансового положения страховщиков с учетом особого публичного интереса, заложенного в их деятельности (ст. 25-29 Закона).

    Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации являются: экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Собственные средства страховой организации включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль. Страховщики не вправе инвестировать собственные средства в векселя юридических лиц, физических лиц и выдавать займы за счет собственных средств (капитала).

    Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного законом минимального размера уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн. руб. и коэффициентов от 1 до 4. Минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 млн. руб. (ст. 25 Закона).

    Для обеспечения финансовой устойчивости страховщиков они могут объединяться в страховые пулы и осуществлять страховую деятельность по отдельным видам страхования совместно. Для увеличения финансовых возможностей членов пула могут быть созданы перестраховочные пулы (ст. 14. 1 Закона).

    9. В соответствии с изменением ст. 6 рассматриваемого закона по итогам каждого отчетного года деятельность страховой организации подлежит обязательному актуарному оцениванию ответственным актуарием. Данное заключение ответственного актуария должно быть предоставлено в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Данное положение закона направлено на усиление кредитоспособности и надежности страховых организаций, их финансовой устойчивости.

    Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4

    10. Действующее законодательство содержит существенные ограничения деятельности иностранных страховщиков на страховом рынке Российской Федерации.

    Последние изменения в Законе РФ «Об организации страхового дела в РФ» облегчили доступ иностранного капитала на российский страховой рынок.

    Ранее действующее законодательство предусматривало ограничения для иностранных компаний по видам страхования (запрещая им осуществлять страхование жизни и здоровья). После внесения изменений ограничений будет меньше, поскольку дочерние общества по отношению к иностранным инвесторам либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 % не смогут осуществлять в России страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета органам исполнительной власти, страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 6 Закона).

    В заключение можно отметить, что правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением страховой деятельности, далеко от идеала. В отличие от кредитных организаций, в законодательстве не закреплено требование о том, что организационно-правовой формой страховых организаций может быть хозяйственное общество. Однако изменения в действующее законодательство о страховых организациях в последнее время вносятся очень часто, что нарушает принцип правовой определенности и не способствует стабильности отношений в сфере оказания страховых услуг.

    Литература:

    1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: Статут, 2002. - 624 с.

    2 Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // СЗ РФ.- 2013.- № 30 (ч.1) - Ст. 4084.

    3. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела» // СЗ РФ. - 2013. - № 30 (ч.1) - Ст. 4067.

    4. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015 - 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 12 января.

    Legal Status of Insurance Companies E.G. Opykhtina

    Kazan (Volga Region) Federal University

    The paper highlights the changes in the law of the Russian Federation “Concerning the Organization of Insurance in the Russian Federation” (1992) that determines the legal status of insurance companies.

    Key words: insurers, insurance companies, special franchise of an insurer, insured persons, financial stability and paying capacity of insurance organizations.

     


    Читайте:



    Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

    Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

    Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

    Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

    Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

    Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

    Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

    Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

    Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

    История работы на территории РФ

    История работы на территории РФ

    Высокий уровень безопасности и стабильности Дойче банка (ДБ), осуществляющего деятельность на территории многих государств Европы и мира,...

    feed-image RSS