Главная - Заработок
Мировая экономическая система. Южнокорейская модель экономики Южная корея экономически развитая страна

Первая форма. На начальных стадиях экономического развития РК оказывали крупную экономическую помощь США, страны западной Европы. Иностранная помощь полученная за период 1954-1962 годов составила 8,1% ВВП. И с 1966 года экономическую помощь стала предоставлять Япония, в общей сложности предоставила 12 млр. долларов. Эта экономическая помощь сыграла важную роль в развитии экономики. Это один из важных факторов. 1955-1960 года внешняя помощь составляла 78% импорта республики Кореи. Экономическая была официально прекращена в 1960 году.

Вторая форма - это судный капитал. В период восстановления хозяйства основная масса этого капитала поступала в виде продовольствия и виде экономической помощи. Во время индустриализации, особенно при осуществлении экспортно-ориентированной политики, основное место занимали государственные займы. За период с 1962-1971 года на них пришлось 89% (6,8% - частные кредиты, 1,4% ПИИ). 1976-1988 годы их доля снизилась до 46,8%. И с конца 1970-х годов доля государственных займов значительно сократилась. Начиная с 1970-х гоов ведущюю роль играет движение прямых иностранных инвестиций. В 2005 году по объему притока ПИИ страна находилась на 21 месте. Объем ПИИ в ВВП составил 8% (в мире 21,7%). В 2005 год общий объем накопленных ПИИ за 1962-2005 года составил 115,4 млр. долларов, что в четыре раза выше чем 1997 году. По прогнозам к 2015 году планируется увеличение объема ПИИ ежегодна на 10% до 20-25 млр. долларов в год. Объем ПИИ к ВВП планируется увеличить до 15 %. В настоящее время основная масса инвестиций направляется в сектор услуг, обрабатывающую промышленность, в том числе наукоемкие отрасли. Основные страны инвесторы развитые станы: США, Япония, странны ЕС: Великобритания, Франция, Германия, Китай и НИС. В 2008 году импорт инвестиций составил 103,7 млр. долларов, около 0,6% от мирового.

Со второй половины 1980-х годов страна превратилась в экспортера капитала. За период с 1966-1981 годы их сумма составила 209 млн. долларов. С 1981-1989 года 1,7 млр. долларов. В 2008 году 74,6 млр. долларов, около 0,45% от мирового. РК выступала сферой приложения. Основные рынки приложения капитала страны юго-восточной Азии. Кроме того республика Корея, так же как Япония оказывает помощь развивающимся странам.

Другим важным преимуществом Республики Корея являются ее людские ресурсы. Более 100 тыс. специалистов в области науки и инженерных специальностей выпускают ежегодно университеты страны. Все большее число студентов стремятся получить ученую степень магистра или кандидата наук. Для инвесторов это представляет оптимальные условия для создания новых товаров и услуг. Необходимо учесть и тот фактор, что Республика Корея представляет собой прекрасное место для размещения центров логистики или региональных азиатских штаб-квартир компаний.

33. Южнокорейская модель "экономического чуда".

“Южнокорейская модель” зарождалась в начале 60-х годов и с тех пор постоянно развивалась и модифицировалась. Ее главное и общее принципиальное отличие от классического западного варианта общественного развития заключалось в том, что она не складывалась естественно-историческим образом, а была смоделирована субъективным фактором – правящими кругами государства. Четыре главных фактора объясняют поразительный экономический рост страны. Первый – определяющая роль правительства в ходе реформ. Второй – обоснованная недостатком природных ресурсов стратегия экспортного ориентирования. Третий – изобилие дешевого и в то же время хорошо подготовленного и дисциплинированного труда. Четвертый – благоприятный для деловой активности международный климат.

Другой главной отличительной чертой южнокорейской модели являлась громадная роль государства в экономическом развитии страны. Оно фактически выполняло значительную часть тех функций, которые в странах первичной модели являлись функцией соответствующих прослоек класса буржуазии, в том числе и новую функцию искусственного “выращивания” капиталистов. Структурная реорганизация предусматривала решительный поворот от аграрной к современной экономике обрабатывающей промышленности и экспортной торговли.

Чеболь представляют собой финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале. И хотя формально они выступают как группы самостоятельных фирм, фактически они находятся в собственности определенных семей и под их единым административным и финансовым контролем. Правда, хотя реальное управление чеболами осуществляется семейными кланами, их доля в акционерном капитале группы редко превышает 50%. Более того, как показывает опыт выхода из кризиса южнокорейской экономики, чем ниже доля “семейного капитала” в корпорации, тем эффективнее ее возможности по реструктуризации и адаптации к модели кризисного и посткризисного развития.

Другая характерная черта чеболов – очень высокий уровень диверсификации. Практически в каждой компании представлены все ведущие отрасли промышленности, что неизбежно приводит к жесткой конкуренции не только между ними, но и между фирмами, входящими в состав разных чеболов.

Среди факторов, способствовавших динамичному развитию чеболов, можно отметить: быстрое освоение новых отраслей и диверсификация деятельности; использование новейших иностранных технологий; большое внимание подготовке управленческих кадров; межотраслевой синергизм и способность быстро аккумулировать значительные финансовые средства для реализации крупных стратегически важных проектов; более высокая финансовая, технологическая и организационная устойчивость. Отраслевая структура ВВП р. Кореи на 2009 г. в %

Первичный сектор услуг (с/х) – 3,0

Вторичный сектор услуг (промышленность) – 39,4

Третичный сектор услуг (сфера услуг) – 57,6

р. КОРЕЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ СТРАНА. Высокоразвитая страна. ¾ ВВП создается в сфере услуг.

Ведущие места в мире:

2 место – по производству морских судов и телевизоров.

4 место - пластмасс синтетическому каучуку.

5 - производство стали, автомобилестроение

6 – по производству электроэнергии, атомной.

9 – по производству станков.

Республика Корея – страна с активно развивающейся экономикой. Опережающими темпами развиваются экспортные отрасли и тяжелая промышленность. Добыча угля, вольфрама (одно из ведущих мест в мире), железных, марганцовых, свинцово-цинковых, медных руд, золота, серебра и др. Производство электроэнергии 205,1 млрд. кВт·ч (1995). Металлургия; машиностроение (автомобильное, электротехническое, радиоэлектронное, судостроительное), нефтеперерабатывающая, цементная и химическая промышленность. Текстильная и пищевкусовая промышленность. Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство. Обрабатывается св. 22% территории, из них св. 50% орошается. Возделывают зерновые, технические культуры - хлопчатник, табак, рами, соевые бобы и др. Плодоводство, овощеводство. Плантации женьшеня. Животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, птица). Шелководство. Лесозаготовки. Рыболовство, добыча морепродуктов. Длина (1996, тыс. км) железных дорог ок. 7, автодорог 74,2. Тоннаж морского торгового флота (1995) 6,5 млн. брутто-регистровых тонн. Морские порты: Пусан, Ульсан, Инчхон, Масан. Экспорт: изделия электроники, автомобили, суда, изделия легкой промышленности, сельскохозяйственные продукты, химикаты и др. Основные внешнеторговые партнеры: США, Япония и другие страны Юго-Восточной Азии.

Особенности экономико-географического положения Южной Кореи

Южная Корея – это государство на востоке Евразии. Образовалось оно после второй мировой войны. Официальное название страны – Республика Южная Корея. Расположена она в южной части Корейского полуострова. Омывается территория Южной Кореи водами Японского и Желтого морей. На севере страна граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой.

Замечание 1

Страна имеет выгодное транспортно-географическое положение. Но граница с КНДР является постоянным источником политической и военной напряженности. В настоящее время правительство КНДР заявило о создании собственного ядерного оружия. Это усиливает политическую напряженность не только в регионе, но и в мире.

Природно-ресурсный потенциал Южной Кореи

Южная Корея расположена на стыке Китайско-Корейской платформы и области альпийской (тихоокеанской) складчатости. Геологическое строение обусловило сложные условия рельефа. В рельефе преобладают горные сооружения. Они занимают восточную половину территории страны. Равнины находятся на западе Южной Кореи.

Минеральные ресурсы представлены месторождениями таких полезных ископаемых, как:

  • железные руды;
  • полиметаллические руды;
  • вольфрамовые руды;
  • графит;
  • каменный уголь;
  • золото.

Собственных энергоносителей стране не хватает. Поэтому она импортирует нефть и газ из других стран. Недостаточно и других полезных ископаемых.

Южная Корея находится в муссонных областях умеренного и субтропического климата. В целом почвенно-климатические условия благоприятны для развития сельского хозяйства. В западной части развивается земледелие на орошаемых землях.

Особенности экономического развития Южной Кореи

В начале ХХ века Корея была одной из наиболее отсталых в экономическом отношении стран мира. В годы второй мировой войны она была оккупирована Японией. Поэтому до самого конца первой половины ХХ века уровень экономического развития Южной Кореи был довольно низким.

В ходе гражданской войны и разделения Кореи на Северную и Южную были разорваны традиционны экономические связи между промышленным Севером и аграрным Югом. Основой формирования нового хозяйственного комплекса страны стали незначительные запасы собственного сырья, импортное сырье (в первую очередь – нефть и газ, металлы) и продукция сельского хозяйства. Еще одной базовой частью формирования современной экономики страны стала дешевая рабочая сила.

Поэтому современный хозяйственный комплекс Южной Кореи представлен высокотехнологическим трудоемким машиностроением и электроникой, химической и нефтеперерабатывающей промышленностью, легкой и пищевой промышленностью. Основной акцент сегодня делается на наукоемкие производства. В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство. Наиболее распространенной культурой является рис. Выращивают также следующие культуры:

  • хлопчатник;
  • коноплю;
  • сахарную свеклу;
  • ячмень;
  • пшеницу.

В последнее время в структуре экономики Южной Кореи резко увеличилась доля непроизводственной сферы. Возросло количество торговых предприятий, банков, страховых компаний. Южная Корея стала одним из мировых центров банковского бизнеса и биржевой активности.

Рост экономики Южной Кореи

Определение 1

Экономическим ростом называется такое развитие хозяйственного комплекса страны, в результате которого происходит увеличение реального национального дохода, улучшение благосостояния населения.

Бурное развитие экономики Южной Кореи наблюдается с начала 60-х годов ХХ века. Примерно за тридцатилетний период объем валового национального продукта увеличивался в среднем на 8% в год. За этот период среднегодовой доход на душу населения вырос почти в 10 раз. Доля промышленности в структуре валового национального продукта увеличилась с 14% до 30,3%. А объем торговли товарами народного потребления вырос почти в 300 раз.

Наиболее ощутимыми изменения в экономическом развитии связывают с экономической политикой президента Пак Чон Хи. В ходе реализации его программы усилия правительства страны были направлены на привлечение иностранных инвестиций, индустриализацию хозяйства страны и увеличение объемов экспорта. Возросла и роль государства в экономической жизни страны. В экономику внедряется элемент административной системы – плановое ведение хозяйства. Правительство Южной Кореи принимало пятилетние планы экономического развития.

Изначально иностранные инвестиции направлялись в легкую промышленность. Они имели вид займов правительству и частному сектору. Основная ставка была сделана на экспортную стратегию. Но это привело к разрыву между промышленным и аграрным секторами национального хозяйства. И к началу 70-х годов это явление привело к серьезным экономическим проблемам.

Если ранее развитие экономики страны основывалось на дешевой рабочей силе, обеспечивавшей конкурентоспособность национальной продукции на мировых рынках, то в дальнейшем правительство увеличило финансирование тяжелой и химической промышленности. Переход к приоритету капиталоемких отраслей осложнялся мировым энергетическим кризисом начала 70-х годов. Он ограничил возможности экспорта национальной продукции. Это привело к спаду производства в 1980 году и к увеличению инфляции.

В начале 80-х годов правительство Южной Кореи развернуло широкомасштабное реформирование экономики. Были введены жесткие фискальные меры и снижены государственные расходы. Было заморожено бюджет т снижено увеличение денежной массы. Благодаря политике центрального банка удалось снизить инфляцию. Либерализация цен и снижение степени вмешательства государства в экономику позволили привлечь иностранных инвесторов. Был сокращен внешний долг.

К началу 90-х годов основой экономического роста стал внутренний рынок. Увеличение благосостояния населения стимулировало рост спроса на многие дорогостоящие товары. Экспортное направление экономической политики правительства сменилось политикой самообеспечения. Это позволило уменьшить импортозависимость Южной Кореи. Снизился уровень безработицы. Усилились интеграционные процессы с мировой экономикой.

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны" (New industrializing countries) . Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988 г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как: ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития; благоприятный международный экономический климат 60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов; - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития; - относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат) ; - привлечение иностранных капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how"; -этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея.

К сожалению, вопросы, касающиеся экономического развития Южной Кореи в настоящее время недостаточно широко освещены в России. Из-за отсутствия современных статистических данных в реферате фигурируют цифровые данные до 1990 г. Но несмотря на то, что цифры несколько устарели, имеющаяся в нашей стране информация достаточно правдиво отражает положение дел в Южной Корее.

В процессе подготовки реферата мною были изучены материалы: - книги В. И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства "; статей как отечественных, так и корейских экономистов: "Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы". Дак Ву Нам - председатель Ассоциации внешней торговли Республики Корея.

- "Роль государства в сотворении "южнокорейского чуда"". С. В. Жуков - к. э. н., ст. научный сотрудник Института Мировой экономики и международных отношений РАН.

-"Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста". Ку Бон Хо, профессор, Президент Института развития Кореи, выступавший с докладом по данному вопросу на советско-южнокорейском симпозиуме в Москве в июне 1991 г.

Также в ходе работы над рефератом я консультировалась по ряду вопросов у Пака В. К., к. и. н., корееведа, ст. научного сотрудника Института Востоковедения РАН, принимавшего непосредственное участие в работе советско-южнокорейского симпозиума в Москве в июне 1991 г.

О факторах экономического развития Южной Кореи можно говорить много и подробно, однако в своём реферате мне хотелось бы остановиться на роли государства, экспортной политике и заимствованных технологий (как промышленного оборудования, так и "now how") в развитии экономики Республики Корея.

Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики.

О роли государства т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи.

Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но тем не менее, на мой взгляд, он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в России.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ЮЖНОЙ КОРЕИ.

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.

Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.

Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП.

Государственные кредиты такого рода составляли: 15% от ВНП - 1962-1966 гг.

39% от ВНП 1932-1936 гг.

46% от ВНП 1977-1981 гг.

При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в потенциально наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов.

Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие- мера, невозможная без прямого активного вмешательства государства. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания: -машиностроение -электроника -текстильная промышленность -черная металлургия -цветная металлургия -нефтехимия -кораблестроение Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и др. льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсацию убытков" избранных экспортеров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2.

Видя сильное влияние государства на экономику Южной Кореи возникает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поставить на основании следующих факторов: 1. высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заемных средств см. табл. 1.1.

2. под контролем государства находится качество продукции в важнейших экспортных отраслях. Государство добивалось, чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался не превышали условно среднемировые.

3. каждый месяц проводились совещания по вопросам экспорта под руководством президента страны, на которых устанавливались ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам.

4. государство жестко контролировало рабочее движение, что избавило предпринимателей от каких-либо серьезных проблем помимо "капитал-труд".

Не менее жестко государство в Южной Корее контролирует иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с 1967-1986 гг. составляют менее 2% от совокупных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратегию ее развития (см. табл. 2.1.) . Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.

Таким образом, мы имеем " трехсторонний альянс": государство-местный капитал-иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов всех трех сторон, государство является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных.

Также заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и -долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.

Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.

ЗАИМСТВОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. хотя в силу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была тем не менее достаточно высока.

Для широкого внедрения современных технологических процессов необходимо было и приобретать соответствующую технику.

Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производственными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратура. По условиям заключаемых контрактов подобного рода поставки финансировались кредитами из расчета 3% годовых с погашением задолженности в трехлетний срок.

Помимо указанного Южная Корея была вынуждена приобретать и машинное оборудование, непосредственно используемое в производственных процессах. Как правило, закупки станков и агрегатов сопровождались приобретением прав на использование технологических процессов. Потребность в них увеличивалась с каждым годом. Соответственно росли и отчисления на оплату как самой техники, так и технологии "know how". Всего за 1962-1982 гг. между Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами была зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических "now how" на общую сумму 681 млн. $, что составило 47,7% суммы прямых инвестиций за тот же период.

Львиная доля сделок, связанных с приобретением производственного оборудования и связанных с ним "know how", заключалось с японскими бизнесменами (56,4%), хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 года позже чем американские и прочие деловые круги.

Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южнокорейских отчислений за используемую технику и технологии. Всего за 10 лет (1967-1977) японские предприниматели получили 52 млн. $ (59%), тогда как за 15-летний срок (1962-1977) Америке и Западной Германии досталось соответственно 24.3 млн. $ (27.7%) и 4.4 млн. $ (5%) . 1975 г. 64.1% всех отчислений за использование иностранной техники и технологий падало на долю США и Японии 4796 и 7074 млн. $. Отмечая исключительно высокую степень зависимости от этих двух стран, южнокорейская ассоциация Внешней торговли 17 июля 1976 г. выступила с призывом незамедлительно диверсифицировать источники, из которых заимствуются и внедряются техника и технологии. Однако побудительным мотивом этого призыва служили не только количественные расчеты.

По оценкам Национального Института Науки и техники выходило, что только 30% "know how" (заимствованных и США и стран Западной Европы) можно было отнести к передовым технологическим процессам, а оставшиеся 70% (внедрявшиеся через посредство Японии) оценивались как отсталые и устаревшие.

После проведенного исследования в Южной Корее был создан Консультационный Центр по привлечению технологии, который давал (при консультации иностранных специалистов) предварительные оценки "know how", намеченных к внедрению, с целью устранения негативных факторов.

В свете изложенных данных хотелось бы отметить и то, что бывали случаи (причем, далеко не единичные), когда японские фирмы продавали какое-либо оборудование по спекулятивным ценам при том, что выпускаемая на этом оборудовании продукция не отвечала принятым стандартам.

О подобного рода казусах южнокорейская пресса сообщала неоднократно, и, видимо, отнюдь не случайно в середине 70-х годов сельские власти приняли ряд мер, направленных на диверсификацию источников не только займов, но и технической помощи.

Однако, на практике произошла диверсификация не источников займов, а диверсификация технологических процессов в сфере распределении по отдельным отраслям южнокорейской промышленности.

Рассмотрев в целом положение с заимствованием извне современной технологии на длительном отрезке времени, проследим теперь динамику этого процесса.

Заимствование иностранной техники и технологии распадается на три периода. В течение первого периода (1962-1966) число сделок и их стоимость выражалась минимальными величинами. Это объяснялось с одной стороны, ограниченностью задач, а с другой стороны нестабильностью политической обстановки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надежные руки. Во время второго периода Южная Корея по-настоящему приступила к реализации программы индустриализации. Создание абсолютно новых для страны отраслей производства обусловило резкое возрастание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных "know how".

В течение второго периода наблюдается быстрый рост как числа заключенных сделок (в 9,6 раза), так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35,5 раза) . Очевидное превосходство второй из названных цифр является свидетельством того, что в Южную Корею стали поступать сложная техника и дорогая технология.

Характерные черты третьего периода (1977-1988) определяются переходом к "новой стадии индустриализации", основные задачи которой сводились к тому, чтобы осуществить постепенный переход от производства трудоемкого к производству капиталоемкому и техноемкому.

Выполнение кардинальных задач завершающей стадии индустриализации упиралось в проблему заимствования и внедрения новейшей техники и передовой технологии.

В апреле 1979 года корейские власти внесли очередные поправки в правила привлечения иностранной технологии и осуществили таким образом вторую фазу либерализации.

Новые правила запрещали покупку технологий: 1. если контракты предусматривалось всего лишь простое использование образцов, фабричных марок и торговых знаков; 2. если контракты имели в виду только продажу сырьевых материалов или отдельных компонентов, деталей и узлов для предполагаемой продукции* 3. если контракт содержал несправедливое и ограничительные условия относительно экспорта намечаемых к выпуску изделий; 4. если контрактом предлагалось технология устаревшая, несовершенная, или с какими-либо отклонениями от нормы; 5. если контракты затрагивали особую технологию, которые, по определению министра по делам науки и техники, "служило интересам независимого развития"; 6. если министр экономического планирования не считал возможным признать те или иные контракты жизненно необходимыми.

Как отмечалось выше, по пересмотренным правилам власти могли без колебания отвергнуть заявку, если предлагаемым контрактом предусматривалось лишь простое использование южнокорейскими фирмами иностранных торговых марок и фабричных знаков. Побудительным мотивом для корейских бизнесменов служила в данном случае тяга местных потребителей к приобретению товаров с зарубежной фабричной маркой, поскольку качество изделий, выпускаемых для реализации на внутреннем рынке, оставляло желать лучшего. Кроме того, южнокорейские фирмы пытались таким путем расширить свои внешние рынки, сбывая на них отечественные изделия, украшенные какой-нибудь прославленной иностранной маркой. Власти как и теперь неодобрительно относились к подобного непатриотичности потребителей и не совсем чистым устремлениям бизнесменов. В 1978 г. в Корее было зарегистрировано всего лишь около 15 фирм, которые использовали зарубежные торговые марки.

Вполне, возможно, что правила, касающиеся иностранных фабричных знаков, неукоснительно проводились быв жизнь, если бы не два обстоятельства, связанных со спортом: очередные азиатские игры 1986 года и Олимпиада 1988 года. Предвкушая огромный наплыв зарубежных гостей, власти моментально ослабили запрет на использование заграничных фабричных знаков. Как следствие этого число фирм, пользующихся иностранными торговыми марками за период с 1978 по 1983 год увеличилось в 32,3 раза. Также заметно возрос приток ультрасовременной технологии в электронную промышленность и машиностроение. В течение 1982 года количество сделок по передаче электронных технологий южнокорейским фирмам превысило уровень 1981 года на 28,7%.

Постепенно правительство делало все большую ставку на привлечение самых совершенных технологий. Президент настаивал на том, чтобы все частные фирмы в обязательном порядке обменивались имеющимися в их распоряжении зарубежными технологиями. В свою очередь Министерство торговли и промышленности объявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и средними фирмами новых зарубежных технологий. Система поощрения вступила в силу с 1984 года и в первую очередь распространилась на фирмы, занятые выпуском электронных изделий. Был создан фонд финансовой и технической помощи предприятиям, которые отважатся развертывать деятельность на престижном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году сумма фонда составляла 400 миллионов долларов.

С 12 августа 1983 года Министерство финансов обязало банки интенсивно поддерживать частные фирмы, которые обратятся за займами в целях внедрения иностранных технологий. Специальные займы поддержки предоставлялись на пятилетний срок, при двухгодичном льготном периоде, из расчета 10% годовых.

В свете изложенных данных, целесообразно выделить очередной, четвертый период, который характеризуется заметным креном в сторону США и ведущих стран Западной Европы в области заимствования технологий. Подобный крен можно объяснить тем, что США и Западная Европа, не видя в Южной Корее потенциального конкурента, поставляли самые современные технологии. Тогда как Япония, обеспокоенная быстрыми темпами развития соседа, поставляла в Корею далеко не самые современные технологии.

Довольно многочисленные сделки по передаче "know how" в 1983 году делились на три категории. Задачи сделок первой категории: освоить с помощью зарубежной технологии выпуск какого-либо вида продукции, не изготовлявшегося ранее в Корее, с целью монополизировать их производство и сбыт на внутреннем рынке.

Вторую категорию составляют сделки, в которых корейские фирмы ставили перед собой задачи, связанные с расширением экспорта, - освоить собственный выпуск новых высококачественных изделий и выйти с ними на внешний рынок.

Сделки третьей категории, в которых с корейской стороны участвовали лишь крупнейшие фирмы, преследовалась цель поднять отдельные отрасли отечественной промышленности на качественно новую ступень. Примером такой сделки может служить техническое соглашение между корейской фирмой "Sumsung", американской компанией "Micron technology", и с японской корпорацией "Sharp". По условиям соглашения корейская сторона заручилась правом экспортировать в США кристаллики для запоминающих устройств. Для этого недалеко от Сеула был построен завод для изготовления полупроводников. За первые пять лет эксплуатации завода сумма экспорта составила 650 миллионов долларов. Почуяв, что дело, начатое этой фирмой приносит огромную прибыль к производству полупроводников подключились такие фирмы, как "Daewoo" и "Gold Star".

Можно сослаться и на южнокорейское судостроение. Заимствуя технологии (по началу из Японии, а потом из Англии, Франции, Норвегии и Голландии), Южная Корея по объему получаемых заказов на суда вышла на второе место в мире.

Оснащение южнокорейской промышленности новыми видами оборудования происходило по разным каналам. Промышленное оборудование поступало и по линии коммерческих займов, но отнюдь не всегда вместе с ними предоставлялась технологическая помощь, поэтому забота о подготовке соответствующих технических кадров ложилась на плечи корейцев.

Иная картина складывалась при передаче "know how". В соответствие с техническими соглашениями зарубежная фирма брала на себя обязательства либо направлять в Южную Корею технических консультантов, либо подготовить местных специалистов. В подготовке местных кадров и состояла особая ценность зарубежной технологической помощи, при условии, если она находилась на уровне последних достижений НТР.

Как отмечалось выше, что по суммарной стоимости заимствование технологий не шло ни в какое сравнение ни с прямыми инвестициями, ни тем более с коммерческими займами. Однако, уступая им в указанном плане, иностранная технологическая помощь во многих случаях приносила более позитивные результаты, а иногда и более быструю отдачу, нежели коммерческие займы и прямые инвестиции. Вот почему в последнее время Южная Корея стала уделять повышенное внимание заимствованию передовой технологии и привлечению в смешанные предприятия прямых инвестиций, если иностранные капиталовложения сулят ей повышение технического уровня отечественной промышленности.

Введение 3 1. Теоретические основы южнокорейской модели экономики 6 1.1. Понятие модели рыночной экономики 6 1.2. Характеристика азиатской модели экономики 8 2. Основные черты южно-корейской модели экономики 12 2.1. Южно-корейская модель динамичной рыночной экономики: общая характеристика 12 2.2. Роль государства в экономике в южно-корейской модели, перспективы ее развития 14 Заключение 22 Список литературы 23

Введение

Хотелось бы отметить, что сегодня в любой системе существуют свои определенные национальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что государства существенно отличаются некоторым уровнем экономического развития, а также социальными, национальными условиями. Современная рыночная экономика состоит из нескольких различных по своему содержанию моделей экономики. Данные модели кардинально отличаются друг от друга в зависимости от определенной степени воздействия государства на всю экономику, от приоритетных задач. Но можно сказать, что современная модель всего рыночного хозяйствования, сложившаяся в государствах странах с высоко-, а также среднеразвитой рыночной экономикой, на сегодняшний день характеризуется некоторыми общими закономерностями. К ним можно отнести открытость рынка, а также достаточно высокий уровень развития экономики государства в целом, высокоразвитая система различных методов регулирования всей национальной экономики, экономический рост. Определенный экономический подъем азиатских странах в начале 21 столетия приобрел некоторый характер особенно мощной, а также устойчивой тенденции. Именно под ее воздействием стремительно изменяется соотношение ключевых сил в современной экономике. Постоянно увеличивающаяся роль азиатских государств в современной мировой экономике уже является общепризнанным фактом. Исторически слово «Азия» в российском сознании ассоциировалось с отсталостью. Для подобного подхода к этой части света у экономистов остается все меньше оснований. Определенный положительный опыт азиатских государств в последнее время становится понятнее, а также намного России по различным причинам. Стоит сказать о том, что определенная южнокорейская модель экономики представляет собой определенный вариант японской модели. Вообще общим для данных государств можно назвать достаточно активное участие государства в определенной перестройке всей экономики и ее постепенной модернизации, увеличения конкурентоспособности экспортной продукции на современном мировом рынке. Из-за недостаточного развития рыночных отношений определенное южнокорейское государство целенаправленно способствовало формированию достаточно мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупнейших предприятий, называемых чеболь, которые в дальнейшем переросли в финансово-промышленные группы (ФПГ). Однако события конца 90-х годов прошлого столетия показали, что у южнокорейской и японской моделей с их достаточно сильным вмешательством государства в рыночную экономику возникает пониженная приспособляемость к различным мировым финансовым кризисам. Изучение южно-корейской модели экономики представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Градов А.П., Кнопп А.С., Ломакин В.К., Каледин Н.В., Крупянко И. и многих других. Целью курсовой работы является изучение особенностей южно-корейской модели экономики. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: ? определить понятие модели рыночной экономики; ? провести характеристику азиатской модели экономики; ? рассмотреть южно-корейскую модель динамичной рыночной экономики; ? определить роль государства в экономике в южно-корейской модели, изучить перспективы ее развития. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Заключение

Определенная модель национальной экономики – является системой обеспечения строго потребностей человека некоторыми ресурсами. Она является формулой способности современных государств производить требуемые товары и услуги, обеспечивать, как свои внутренние, так и внешние расходы без привлечения внешних займов. В данном смысле модель национальной экономики является единственным путем экономического роста, а также экономической независимости государств. На достаточно быстрый рост экономики Южной Кореи в первую очередь оказывают влияние различные определенные факторы, а это определенная стратегия развития, которая ориентирована на экспорт, а также на активное взаимодействие с внешним миром, благоприятный определенных международный экономический климат 60-70-х годов прошлого столетия, низкие затраты на содержание определенного военно-промышленного комплекса и прочее. Определяющим фактором, который объясняет достаточно быстрый рост экономики Южной Кореи, является достаточно сильное, высокоэффективное руководство в лице различных авторитарных правительств, которые отложили демократические, политические преобразования именно в пользу экономического развития. Экономика Южной Кореи представляет собой наиболее гармоничное сочетание планового, а также рыночного способов ведения хозяйства. В данной стране формирование, а также умелое использование данного механизма дало возможность в сжатые сроки преодолеть определенный барьер слаборазвитости, а также занять достойное место во всей мировой цивилизации.

Список литературы

1. Антонов М. Ф. Глава 8. Китай и его «азиатские тигры» // От лжекапитализма к тоталитаризму! Мир в XXI веке и судьбы России. – М.: Альта-Принт, 2008. – 592 с 2. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. – М.: Академический Проект, 2009. – 456 с. 3. Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. – СПб: «Специальная Литература», 2007. – 487 с. 4. Каледин Н.В., Ятманова В.В. Политическая и экономическая география мира. Часть 2. География мирового хозяйства: Учебное пособие. - СПб., 2010. – 510 с. 5. Кнопп А.С. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.:МУПК, 2008. – 397 с. 6. Крупянко И. Геополитика Восточной Азии сегодня и завтра.// Международная экономика. – 2009. – № 07. – С. 52-53 7. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2012. – 497 с. 8. О развитии южнокорейской экономики // БИКИ. – 2011. – № 40. – С. 16–18. 9. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 408 с. – (Серия «Высшее образование») 10. Республика Корея – экономическое развитие продолжается.// БИКИ. – 2009. – № 106. – С. 4-5 11. Шипаева В.И. Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. – М., 2009. – 353 с. 12. Азиатская модель социальной экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://econominfo.ru/view-article.php?id=104 13. Азиатские модели рыночной экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/2011-08-12-13-34-02/1362.html 14. Николенко Ю.В. Политическая экономия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/politekonomia/politichna_ekonomiya_-_nikolenko_yuv/shvedska_model.htm 15. Принципы и тенденции формирования национальной модели экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yourlib.net/content/view/14364/164/ 16. ПОСЛЕСЛОВИЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oldwww.history.kemsu.ru/PUBLIC/govorov/gov_3-0.htm 17. Республика Корея. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Корея 18. Южная Корея - ВВП на душу населения PPP. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gdp-per-capita-ppp 19. Южная Корея - Темпы роста ВВП. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gdp-growth 20. Южная Корея - Валовой национальный продукт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gross-national-product

Азиатские модели рыночной экономики (японская, китайская, южнокорейская)

Рассмотрим японскую и южнокорейскую модели одновременно, так как они очень похожи. Япония и Южная Корея сейчас занимают одно из центральных мест в мировой политике и экономике. Но вначале 20 в. эти два государства в основном были аграрными, у них не существовало какой-либо развитой промышленности, также осуществлялось давление со стороны «главных колонизаторов», рынок сбыта национальной продукции все уменьшался и уменьшался, продукция становилась менее конкурентоспособной. Чтобы не стать рынком сбыта продукции развитых стран, эти государства проводят серию реформ. После чего эти две аграрные страны к концу 20 в. выходят на первые позиции по производству наукоемкой продукции в мире, и становятся главными импортерами ее. Сейчас эти государства называют «молодыми тиграми».

Но что же стоит за экономиками этих стран?

Главной особенностью экономик Японии и Южной Кореи является высокая степень участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества, но существуют также и определенные отличия. Вмешательство государства в экономике Японии осуществлялось преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служили налоговые льготы и государственная кредитно-инвестиционная деятельность. Налоговые льготы предоставлялись либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно-инвестиционная деятельность состояла в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952--1955 гг. промышленность получала из этих источников 28% необходимых ей финансовых средств. Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем. Так, во время нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса «высокой иены» преодоление экономических трудностей и стимулирование хозяйственного развития шло при поддержке со стороны правительства Центрального Банка Японии, проводивших меры макроэкономического характера по расширению спроса. Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию (поддерживает такие формирования в стране как «группирование»), ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров (ведет преимущественно протекционистскую политику).

Что же касается Южной Кореи степень государственного влияния на экономическую и на социальную жизнь со стороны государства на много выше чем в Японии. Правительственный контроль над развитием хозяйственно сферы был предусмотрен основным законам страны. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решении, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными. Для урегулирования отношений широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов. По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960-1989 гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась.

Еще одной из особенностей японской и южнокорейской модели является присутствие государственного планирования. На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики. Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов:

  • - план экономического и социального развития
  • - план развития и использования земель
  • - план рационального размещения производительных сил
  • - отраслевые планы,
  • - целевые общегосударственные программы и региональное планирование.

Что касается Южной Кореи, то процесс хозяйствования страны связан напрямую с государственным планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.

В сфере предпринимательства в японской и южнокорейской моделях наблюдается следующая особенность, а именно наличие различных торговых и деловых традиций, коренящихся в исторических и культурных особенностях развития общества и выпадающих, как правило, из системы рыночных инструментов, принятой на Западе. Бизнес в этих странах связан такими понятиями, как «группирование» и «чеболы».

В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. Отдельные авторы характеризуют японскую систему как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются. Японские предприниматели не дожидаются стихийного раз­решения противоречий между спросом и предложением. Они принимают упреждающие меры, стремясь, насколько это возможно, к взаимопониманию и согласию. Именно эта «групповая ориентация», ставшая частью национального характера японцев, объясняет существование укоренившихся торговых и дедовых обычаев, во многом определивших появление специфической формы организации бизнеса - «кэйрэцу» («группирование») в виде «объединений», охватывающих разные сферы экономики.

«Объединение» представляет собой группу хорошо знающих друг друга партнеров, в рамках которой на взаимной основе формируются ожидания поведения того иди иного партнера. Это контрастирует с рыночным механизмом, который действует, невзирая на личность партнера и учитывает лишь иены. В «объединении» посредством тесного человеческого общения формируется взаимное доверие, и возникают отношения сотрудничества. При этом в результате применения разных санкций повышается денежная ответственность за «неджентльменское» поведение, что служит мощной силой, сдерживающей нарушение морали.

Теперь рассмотрим такую особенность южно-корейской экономики как «чеболы». Чеболы представляют собой финансово-промышленно-торговые группы, базирующиеся на семейном капитале. И хотя формально они выступают как группы самостоятельных фирм, фактически они находятся в собственности определенных семей и под их единым административным и финансовым контролем. Правда, хотя реальное управление чеболами осуществляется семейными кланами, их доля в акционерном капитале группы редко превышает 50%. Более того, как показывает опыт выхода из кризиса южнокорейской экономики, чем ниже доля “семейного капитала” в корпорации, тем эффективнее ее возможности по реструктуризации и адаптации к модели кризисного и посткризисного развития. Ярчайший пример этого - корпорация “Эл Джи”.

Несколько десятков чеболов (крупнейшие из которых “Самсунг”, “Дэу”, “Хендэ”, “Эл Джи”, “Эс Ка Глобал”) контролируют почти все отрасли экономики. Им принадлежит большинство крупных и средних компаний. На 10 ведущих чеболов приходится 64% ВВП и около 70% экспорта.

Другая характерная черта чеболов - очень высокий уровень диверсификации. Практически в каждой компании представлены все ведущие отрасли промышленности, что неизбежно приводит к жесткой конкуренции не только между ними, но и между фирмами, входящими в состав разных чеболов.

Среди факторов, способствовавших динамичному развитию чеболов, можно отметить:

  • - быстрое освоение новых отраслей и диверсификация деятельности;
  • - использование новейших иностранных технологий;
  • - большое внимание подготовке управленческих кадров;
  • - межотраслевой синергизм и способность быстро аккумулировать значительные финансовые средства для реализации крупных стратегически важных проектов;
  • - более высокая финансовая, технологическая и организационная устойчивость.

Но все-таки основой их существования и процветания являлась поддержка со стороны государства. Крупнейшие чеболы возникли прямо или косвенно в связи с реализацией государственных и импортозамещающих проектов в базовых отраслях - производстве цемента и удобрений, рафинированного сахара, нефтепереработке, строительстве. Рост чеболов во многом происходил благодаря созданной для них системе льготного финансирования. Чеболы получили около 75% банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х - начале 80-х годов. Во многом это предопределило не только сильную кредитную задолженность южнокорейских корпораций и низкую долю собственного капитала в активах, но и коррумпированную структуру, приведшую к слиянию интересов государства и бизнеса.

Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в японской и южнокорейской модели. Одной из особенностей является наличие пожизненного найма. Количество постоянных работников в фирмах составляет примерно 30%. Следующая особенность это длительный рабочий день он составляет примерно 57,7 часов в неделю. Плюс для этих моделей характерен низкий уровень заработной платы, поэтому конкурентоспособность продукции японских и южнокорейских производителей высока. Также наблюдается особенность разницы оплаты труда мужчин и женщин примерно в 2 раза. Отличительной особенностью трудовых отношений в Японии считается то, что трудовые отношения строятся на философии «фирма - наш общий дом» Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. Последняя особенность этих моделей, которую я хотел бы отметить - это протекционистская политика государства которую вели Япония и Южная Корея долгое время.

Перейдем к следующей азиатской модели: китайской модели рыночной экономики. Китайская Народная Республика (КНР) -- одна из крупнейших стран мира. На ее территории -- 7,2% мировой суши -- проживает свыше 21% населения мира. Ее хозяйство создает 4% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на основе ППС. По последнему показателю КНР уступает только США. Она обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и Российской Федерации. Она занимает ведущее место по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель. Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. Она превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам. Что стоит за успехами Китая и как ему это удалось? Ответим на этот вопрос ниже.

Сотрудники института экономического анализа сформулировали нескольких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:

  • - гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран. Исследования показывают, что такой закономерности не существует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики;
  • - гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обусловлено низкой долей промышленности и высокой долей сельского хозяйства. Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в современной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией;
  • - гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ. Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения;
  • - гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского национального характера: трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Однако в условиях той же ментальности в течение первых трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста китайской экономики, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад;
  • - гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования.

В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Государство активно участвовало в каждом из основных направлений экономической политики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ.

Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы не только не уменьшились, но и существенно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы в Китае сократился почти вдвое - с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении повысилась с 42,3% (1978 г.) до 53% (1997 г.), что способствовало ускорению экономического развития. Либерализация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта до 2,5%

В России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- импортные пошлины по отношению к общему объему импорта возросли с 0,7% до 5,3% Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая -- характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в Китае проводились либеральные экономические реформы, причем степень их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов.

 


Читайте:



Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор

Правила и примеры расчета и начисления выплат по больничным листам Как рассчитать больничный лист в калькулятор

Для расчета берется заработок за 2 предыдущих года. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется...

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

feed-image RSS