Реклама

Главная - Заработок
Инвестиции в образование — лучшее вложение во время кризиса. Школа для инвестора

    Образование, подтвержденное наличием у молодого специалиста диплома известного ВУЗа, а также (по возможности) сертификатами о дополнительном повышении квалификации, практически гарантированно открывает ему двери в большинство если не крупных, то средних и вполне стабильных компаний в выбранной сфере. Наличие высшего образования существенно увеличивает шанс занять хорошую должность, поскольку для менеджеров среднего и тем более высшего звена наличие образования является строго обязательным.

  • Инвестиции в обучение кадров. Крупные компании за рубежом давно практикуют этот вид вложений, «примечая» талантливых студентов и оплачивая им обучение в обмен на дальнейшее трудоустройство в свой штат. Такой подход дает отличные результаты, поскольку в течение всего срока обучения студент усваивает материал и оттачивает навыки именно в той форме, в которой они потребуются ему для дальнейшей работы. В итоге - компания получает молодого специалиста, уже знакомого с нюансами своей будущей работы и готового приступить к ней. Инвестиции в обучение молодых кадров достигают нескольких десятков тысяч долларов на человека. Так, в Южной Корее эта цифра колеблется на уровне 90-95 тысяч долларов, в Голландии - на уровне 70 тысяч долларов. И это действительно дает заметные результаты - ведущие разработки в области медицины, физики, высоких технологий принадлежат университетам и крупным компаниям, которые вложили средства в обучение молодых талантов. В России ситуация пока не настолько радужна - уровень и актуальность знаний, которые даются студентам в российских ВУЗах, на несколько порядков отстают от требуемых, отчего молодым специалистам при поступлении на работу приходится переучиваться или в спешке «подтягивать» свои знания уже на месте. Многие российские предприятия уже начинают понимать необходимость инвестиций в обучение кадров - ведь без развития кадрового потенциала недалеко и до ухудшения положения на рынке. На развитие молодежных обучающих программ, поддержку кадров, выдачу грантов тратится все больше средств. Многие предприятия регулярно организуют для своих сотрудников обучающие семинары, заключают договора с институтами и университетами, поддерживают конкурсы среди молодых талантов и назначают специальные стипендии самым успешным студентам. Это позволяет не просто обеспечить компанию специально подготовленными кадрами, но и сформировать более лояльное отношение к компании в глазах общества.

Цели и задачи инвестирования в образование

Основная задача инвестиций в образование - в долгосрочной перспективе получить инструмент для повышения дохода, неважно, будет ли это вложение в собственное обучение, обучение детей или повышение квалификации кадров.

Риски инвестирования в образование

Основной риск при инвестировании в образование заключается в том, что полученные знания и навыки могут попросту не пригодиться. Причем это относится, главным образом, к самообразованию или обучению детей. Что касается вложений в обучение молодых кадров, то здесь рисков практически не бывает, поскольку студент подписывает с компанией договор, подтверждающий, что по завершении обучения он поступит на работу именно в эту компанию. Таким образом, фирма практически гарантирует себе зачисление в штат еще одного специалиста.

Результат инвестирования в образование

При инвестировании в собственное образование или образование детей результатом, в первую очередь, становится более уверенное социальное положение. Человек с высшим образованием в глазах общества занимает более высокую позицию и может претендовать на более широкий круг должностей. Как правило, от наличия образования, квалификации и опыта напрямую зависит уровень заработной платы. Следовательно, улучшается и благосостояние - и вложения, ранее сделанные в образование, окупаются в несколько раз.

Одной из составляющих благополучной жизни в современном мире является высокооплачиваемая работа, однако чтобы ее получить, человек должен иметь образование, владеть определенными качествами, иметь практически навыки в конкретной области.

Внимание! В настоящее время многие люди убеждаются в том, что вложение в образование – это достаточно выгодно, поскольку знания приобретают все большую ценность. Здесь нет ничего удивительного, ведь работа становится все более сложной, требующей не только знаний, но также таких качеств и умений, как самообразование, хорошая память, внимательность, пунктуальность и ответственность.

Если не учитывать социальный аспект образования, а сосредоточить свое внимание на экономическом факторе, то образование представляет собой перспективную сферу для инвестирования. Расходом для человека, решившего вложить деньги в образование, будет упущенный заработок за период обучения. Однако его доход — это будущая прибыль, которую он сможет получить на хорошей и высокооплачиваемой работе.

Если человек ответственно относится к обучению и стремится извлечь максимальную выгоду от образования, это свидетельствует о дальновидности и стремлении быть первым. Ведь доходность от такого инвестирования в самого себя будет высокой, поскольку шансы на успешные поиски хорошей работы увеличиваются в разы. Интересно отметить, что сегодня тенденции к самообразованию наблюдаются не только в частных корпорациях, но также в государственных и бюджетных учреждениях.

Это свидетельствует о том, что даже гос. чиновники и представители Министерства Образования осознали важность инвестирования в образование своих служащих. Ведь от качества производимой ими работы во многом зависит эффективность и достигаемый результат.

Особенности инвестирования в образование

Специальное и профессиональное — это форма вложений (инвестиций) в образование, то есть человеческий капитал, при котором сотрудники улучшают свои навыки, узнают новую и ценную информацию.

Она дает возможность выполнять работу более эффективно. Главным доходом от таких инвестиций является получение более высокого оклада, а также появление перспектив личностного и профессионального роста, что, несомненно, увеличивает также и финансовые доходы человека.

Внимание! Главной функцией такой инвестиции является повышение экономической продуктивности человека. Действительно, опыт и анализы работников показывают, что один образованный и грамотный специалист способен выполнять работу быстрее и эффективнее, нежели 3 обычных сотрудника.

Это дает все основания говорить о том, что норма потенциальной прибыли на капитал, вложенный в образование, несомненно, выше того, который вкладывается в обычные материальные активы.

На сегодня существуют методы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал, которые часто используются в крупных частных корпорациях. Здесь выделяют чистую приведенную стоимость, норму отдачи человеческого капитала и внутреннюю норму доходности.

Все они подразумевают расчет, учитывающий прямые и косвенные издержки, возрастной период работника, обычный и суммарный заработок. Если говорить о правовом регулировании в сфере образования, то здесь главным правовым актом является ФЗ «Об Образовании», где ст. 87 дает объяснение понятию «инвестирование в образование».


Главная задача муниципального образования – повышение уровня благосостояния граждан, улучшение жилищных условий, повышение заработной платы. Это возможно достигнуть исключительно за счет инвестирования в человеческий капитал с целью качественного повышения образовательного уровня граждан конкретного региона. Для привлечения дополнительных инвестиций обычно приходиться работать по одному или нескольким направлениям. Это позволяет грамотно распределить усилия и добиться хороших результатов.

Способы привлечения инвестиций в образование:

  1. Информирование потенциальных инвесторов о существующем муниципальном образовании;
  2. Создание плана социально-экономического развития с целью привлечения государственного финансирования через Министерство Образования;
  3. Разработка программы по созданию налоговых льгот для потенциальных инвесторов;
  4. Поиск наиболее перспективных профессий в конкретном регионе и обучение специалистов.

Решение многих проблем региона лежит на самом деле в сфере образования населения, поскольку именно от уровня знаний напрямую зависит эффективность работы, ее результат и достижение поставленных целей и задач.

Важно! Важная роль инвестиций в молодое поколение, обуславливается высокой отдачей в виде новых открытий, изобретений, более рационального труда, умением оперативно решать сложные задачи и проблемы.

Молодым родителям следует знать, что образование детей имеет чрезвычайно важное значение, поскольку дает возможность им профессионально самореализоваться, стать финансово независимыми и уверенными в себе людьми. Если говорить об отдаче, то родители получают ее в виде финансовой помощи в будущем, когда они сами уже не могут достаточно зарабатывать, чтобы прокормить себя.

Во многих развитых странах существуют специальные программы, позволяющие родителям начать откладывать деньги на образование своего ребенка еще с раннего детства. Это позволяет по достижении ребенком определенного возраста оплатить его образование в престижном ВУЗе или колледже, дав ему, таким образом, хороший старт в жизни, от которого, между прочим, многое зависит.

Внимание! Инвестиции фирмы в образование работников при правильном выборе нужных курсов повышения квалификации практически всегда дают отличный результат. Ведь в результате высокой квалификации сотрудников руководитель предприятия значительно увеличивает конкурентные преимущества.

Это дает ему возможность успешно вести бизнес, активно достигая поставленных целей и задач. Инвестиции в здравоохранение также способны принести прибыль, однако учитывая глобальность такого проекта, обычно ими занимается государство, поскольку именно оно заинтересовано в том, чтобы нация была здоровой и работоспособной.

Социологические исследования подтверждают, что инвестиции в образование дают ощутимый эффект в плане заработка, поскольку люди с дипломом получают более высокую заработную плату. Более того, они не просто имеют знания, но и обладают способностью к самообразованию, а это очень важное качество для любого работодателя. Существуют различные способы привлечения инвестиций в сферу высшего образования, однако все они дают в конечном результате один и тот же положительный эффект.

Инвестиции в систему образования в РФ

Благодаря идеям, заложенным в теории человеческого капитала, изменилось отношение общества к вложениям в человека. В этих вложениях научились видеть инвестиции, обеспечивающие не только производственный эффект, но и выгоды для самого человека.

Наращивание инвестиций в образование является важной задачей современного российского государства, от которой может реально зависеть его будущее. По эффективности образования Россия в третьем десятке, 50 лет назад была в первой тройке. В конце прошлого года В.В. Путин подчеркнул, что сегодняшние инвестиции в образование завтра станут нашим конкурентным преимуществом.

В сфере образования особое внимание будет уделено созданию сети национальных исследовательских университетов, внедрению современных моделей дошкольного образования, повышению квалификации школьных учителей. Если мы хотим поднимать человеческий потенциал страны, то основные усилия государства должны быть направлены на развитие образования. Это эффективно с социальной точки зрения и с экономической, ибо давно уже проведены исследования: в долгосрочной перспективе, именно инвестиции в образование определяют экономическую и социальную эффективность общества. Рассмотрим, в какой мере инвестиционная политика современного российского государства соответствует задачам инвестирования в человеческий потенциал. Разделим проблему на 4 аспекта: бюджетные инвестиции, налоговый режим для системы образования, образовательные займы и образовательные гранты.

Бюджетные инвестиции

Как известно, образование объявлено у нас приоритетным национальным проектом, что, увы, не вполне подтверждается практикой. Посмотрим на бюджет 2006 года. В 2006 году федеральный бюджет увеличился на 40%, бюджет по разделу «Образование» - на 26%. В этих условиях трудно говорить о приоритетности. В прошлом году рост расходов на здравоохранение был около 70%.

В 2007 году, ситуация лучше. Если бюджет в среднем вырастет примерно на 28%, то бюджет образования, за вычетом тех статей, которые перенесены из других разделов бюджета и не могут считаться реальным увеличением расходов, примерно 32%. То есть, в этом году бюджет образования растёт быстрее, чем бюджет страны в целом. Это позитивный шаг, хотя явно недостаточный.

Налоговый режим для системы образования

Образование, как некоммерческий сектор, повсеместно в мире либо налогов не платит, либо пользуется широким спектром налоговых льгот.

Южная Корея. Государственные учебные заведения налогов не платят вовсе, негосударственные - не платят налоги в части реинвестируемой в образовательный процесс. Такое же положение нами было подготовлено в Закон об образовании в 1992 году, там касалось всех учебных заведений.

США. Система образования не платит налогов от основной деятельности. Если формируются побочные, коммерческие проекты, тогда с доходов от этих проектов берутся налоги.

Великобритания. Государственные учебные заведения налогов не платят. Негосударственные учебные заведения не платят, если они существуют как бесприбыльные организации.

Налоговая политика нашего правительства по отношению к системе образования противоречит заявленной задаче повышения его качества. Социологи говорят, что в среднем в России бюджетное образование остаётся более качественным. Хотя бы потому, что там существует конкурсный отбор. Поэтому, когда государство сокращает бюджетные места, оно соответственно наносит вред качеству образования. Точно так же и в отношении налоговой политики. Если государство вводит налоги на землю и имущество, то оно экономически наказывает те негосударственные вузы, которые создают собственную материальную базу и, в то же время, критикует их за то, что они этого не делают. И наоборот, те, кто не создают материально-техническую базу и не проводят кадровой политики, от такой налоговой политики не страдают.

Если мы хотим отвечать общемировым тенденциям образовательной политики, нам придётся рано или поздно возвращаться к системе налоговых льгот. Другого варианта просто нет. Отсутствие налоговых льгот приводит к повышению платы за обучение.

Система государственных займов - один из механизмов, который широко используется в государствах, преимущественно с либеральной моделью экономики, для выравнивания возможностей в системе образования. Если страны с социальной моделью экономики, как правило, исходят из сохранения бюджетных мест для студентов (Германия - бюджетные места далеко за 90%, Франция - 80%), либо, как Бельгия, идут путём общедоступного высшего образования с номинальной платой за обучение (одна минимальная зарплата в год), остальное компенсирует государство.

Ставка по образовательным кредитам в США равна ставке рефинансирования федеральной резервной системы (около 4% в год).

В Великобритании сохранена часть бюджетных мест (35%-40%), они предоставляются студентам из семей с низкими доходами, с другой стороны - кредит под низкий процент и, он тем ниже, чем ниже уровень доходов семьи. И кредит возвращается, когда выпускник начинает получать зарплату определённого уровня. Только тогда, когда ты начинаешь получать достаточно высокую заработную плату, ты начинаешь возвращать образовательный кредит.

Идея образовательного кредита была заложена в первую редакцию Закона об образовании РФ 1992 года. После этого правительство добилось того, что эта идея из закона была исключена. Мотивировка - это невозможно отследить, у нас полный хаос, банки не смогут отслеживать и т. д. Сейчас правительством объявлен эксперимент по образовательным кредитам, он буде продолжаться около 3-х лет. Пока под 17%-19%. Понятно, что такой кредит для большинства граждан страны недоступен. А тот, кто способен его взять, способен и сам оплатить обучение.

Во всех развитых странах инвестиции в образование - одно из наиболее эффективных мероприятий как с точки зрения самого человека, так и общества в целом. В России образование долгое время было бесплатным для обучающегося. Сегодня, когда и коммерческие, и государственные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, человек может принимать активное участие в формировании своего человеческого капитала, в который он и вкладывает деньги, платя за получаемое образование.

Отметим еще один важный и принципиальный момент: кроме материального выигрыша повышение уровня образования человека часто дает ему количественно слабо измеримые, но важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора. Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной, приятной и перспективной работе. Обязательно нужно отметить также повышение престижа в обществе и возможность получения удовлетворения от самореализации.

Во всем мире заработная плата рассматривается в качестве мерила уважения, с которым общество относится к конкретной профессии. Согласно результатам исследований ученых разных стран, 60% разницы в доходах людей приходится на образование, а 40% - на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). Поэтому, вкладывая средства в высшее образование, человек в первую очередь определяет свое будущее.

Вкладывая в образование, страна вкладывает в свое будущее. Вот уже третий год лучшие школы и вузы, талантливая молодежь, учителя получают мощную финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта. Уже более 10 тысяч школьников, студентов и аспирантов - победителей различных соревнований, олимпиад и конкурсов - государство поддержало солидными "вливаниями" - по 60 и 30 тысяч рублей.

Прочная база знаний - это главный шаг в направлении к успешной карьере и перспективе достойного заработка в будущем. Улучшить благосостояние без вложений как бы этого ни хотелось - невозможно. Однако не все инвестиции в образование окупаются и приносят желаемый результат. Как выгодно инвестировать деньги в образование, не упустив важнейших нюансов, рассмотрим детальнее.

Разумное инвестирование в обучение

Для начала разберемся с понятием "престижное образование". При его упоминании на ум приходят Гарвард, Стэнфорд или MBA. Неоспоримо эти учреждения и программы признаны международным образовательным комитетом лучшими. Однако вы наверняка удивитесь, узнав, что существуют ситуации, когда качественное образование мешает человеку устроиться на работу. Подобное явление называются сверхквалификацией. Чтобы с ней не столкнуться, нужно искать не престижные, а востребованные в месте вашего проживания специализации. К примеру, в городе, где вы живете, популярна профессия рядового программиста, а вы мечтаете о карьере разработчика, тогда лучше выбрать первый вариант. Зачастую, в такой ситуации люди предпочитают отучиться на разработчика в надежде на повышенную оплату. В итоге при больших затратах времени и денег на обучение, получают разочарования от неоправданных ожиданий и кучу дополнительных обязанностей за зарплату рядового специалиста. Иными словами не стоит делать инвестиции в будущую профессию, за которую работодатели не готовы переплачивать.

Когда инвестирование в образование стало осознанным и обдуманным пора проанализировать свои цели. Необходимо подкорректировать их по методике SMART и выбрать способы достижения.

Классическое образование предусматривает учебу в образовательном учреждении на родине или заграницей. Самостоятельное обучение также может быть успешным наравне с вузовским. Оно подходит для людей с отлаженной самоорганизацией и целеустремленностью. В качестве доступной альтернативы общепринятой обучающей системе можно выбрать учебу онлайн. В любом случае первоначально придется инвестировать в себя:

  • Время, затраченное на получение базовых знаний;
  • Силы, для усердного долгосрочного обучения;
  • Деньги, потраченные на занятия.

Кроме платы за обучение под расходами подразумевается и упущенная в этот период зарплата. Статистические подсчеты показывают, что она возмещается в срок до 5 лет в виде повышенного дохода в будущем.

Все вышеперечисленные факторы должны быть в достаточном количестве. Тогда человек может рассчитывать на эффективный старт и конкурентоспособность на рынке труда. При нехватке одного из пунктов риск выкинуть деньги на ветер увеличивается.

Параллельно мы инвестируем в эти выгодные программы:

5 причин инвестировать в образование

Авторы популярного американского учебника по экономике утверждают, что инвестиции в образование - главное первоначальное . Ведь вклады в учебу увеличивают продуктивность, а процесс обучения способствует закреплению теории вкупе с практикой. Люди с качественным образованием оперативно реагируют на изменения в передовых технологиях, поэтому больше получают и быстрее окупают вложения.

Выделяют 5 причин, почему люди стремятся сделать инвестиции в себя:

  1. Самореализоваться - раскрыть свои способности в полной мере;
  2. Стать финансово-независимым;
  3. Подстраховаться от непредвиденных ситуаций;
  4. Накопить сбережения для старости;
  5. Улучшить благосостояние семьи или родственников.

Инвестиции в обучение зарубежом

Иностранная система образования в корне разнится с российской. Студенты много времени уделяют кейсам - проигрыванию различных ситуаций в игровой форме, теория же отложена на самостоятельное изучение. Также будущие эксперты проходят длительную стажировку, где имеют шанс завязать выгодные связи и получить работу в престижной компании. Стоимость образования в США начинается от 15000$ за год обучения. По аналитическим подсчетам средний срок окупаемости таких инвестиций в себя составляет 3 года.

При выборе образовательного учреждения заграницей нужно понимать, что престижный диплом это не панацея. Важно и то, какой специалитет вы выбрали. По статистике люди с математическим, инженерным и техническим уклоном более востребованы и получают доход выше своих коллег гуманитариев.

MBA

Отдельно стоит рассмотреть инвестиции в MBA. Многие работодатели отдают предпочтение выпускникам бизнес-школ, рассчитывая, что сотрудники применят опыт и методики, полученные у зарубежных коллег в их компании. Согласно рейтингу аналитических агентств люди с МВА получают зарплату выше на 25%. Обучение в MBA особенно ценится в сфере банковского управления, госслужбе и HR.

Стоимость программы длительностью 1,5-2 года варьирует в нескольких ценовых категориях, которые представлены в таблице ниже:

Стоимость обучения в МВА в ценовой градации
Верхний сегмент 550000-600000 руб.
Средний сегмент 450000-550000 руб.
Нижний сегмент от 400000 руб.

Если взять за основу эти цифры и учесть, что средняя зарплата финансового директора или рядового топ-менеджера 100000 руб., то инвестиции в свое будущее окупятся через 4 года.

Инвестиции в российское образование

Исследования показывают, что закладывая инвестиции в себя до 30 лет можно рассчитывать на повышение зарплаты к 50 годам в 2,5 раза. Рентабельность вложений составит 8% в год, тот же эффект дает и дополнительное образование. Однако некоторые образовательные программы окупаются уже в первый год работы. Они направлены на подготовку востребованных высокооплачиваемых специалистов в IT и юридической сфере.

В целом окупаемость инвестиций в российское обучение занимает больше времени, чем в зарубежное. Это связано с маленьким уровнем зарплат по сравнению с развитыми странами. При этом стоимость обучения в РФ лишь немногим ниже, чем заграницей.

Наиболее популярными российскими вузами для инвестирования в себя считаются: МФТИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа, МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Инвестиции в самообразование

В любом начинании первый шаг самый трудный. Так и в самообразовании, чтобы понять с чего начать, проанализируйте деятельность людей, достигших успехов в желаемой вами области. Для достоверности картины среди кандидатов стоит отсеивать людей, добившихся общественного признания с помощью влиятельных родственников. Далее определите, благодаря каким качествам и знаниям человек получил статус эксперта. В итоге получится список тех дисциплин и вопросов, которым стоит уделить особое внимание. Кроме самостоятельного изучения учебных материалов, технология самообразования основывается на следующих элементах обучения:

  • Вебинары;
  • Научные конференции;
  • Неформальное общение с экспертами;
  • Практика и свободные эксперименты.

Особое внимание нужно направить на общение с экспертами. Теория - это базовая часть, но она кардинально разнится с практикой и человек, застрявший на ее изучении, рискует застопориться и долго стоять на одном месте.

Для успешного закрепления материала важно получать знания систематически, не допуская долгих перерывов и сбоев в обучении. Лучше заниматься понемногу ежедневно, чем сразу перегружать мозг кучей информации, а потом неделю отдыхать. Повторяйте пройденный материал спустя 2 недели и через месяц. При этом пройдитесь по ключевым моментам, освежите их в памяти.

Прочие виды инвестиций

В потоке профессиональных знаний важно не упустить из виду и приобретение косвенных навыков, которые также потребуют дополнительного инвестирования в образование. К ним относятся:

  • Знание иностранного языка. Владение хотя бы английским языком на среднем уровне расширяет карьерные перспективы, а для ряда профессий является обязательным условием. Наиболее востребованными языками считаются английский, французский и немецкий. Доплата специалисту за знание в среднем составляет 200$.
  • Владение компьютером. Компьютерная глобализация требует от людей знания информационных технологий на высоком уровне, т.к. они упрощают и ускоряют работу во многих сферах;
  • Водительские права. Стоит признать, что умение водить автомобиль повышает шансы человека заполучить более высокооплачиваемую должность.

Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что инвестиции в будущее обучение это важный шаг в направлении стабильного благосостояния. Конечно, полноценную обучающую базу нельзя назвать панацеей, но она открывает широкие горизонты для самореализации, а также позволяет стартовать с более высокой ступени карьерной лестницы. Однако окупаемость вложений в конечном итоге зависит от того, насколько продуктивно человек распорядится полученным капиталом знаний.

Похожие записи

Применение технологий в образовании, или EdTech, - одно из самых интенсивно развивающихся направлений на рынке технологических компаний. По оценке американской исследовательской компании Metaari, в прошлом году инвестиции в EdTech-компании в мире выросли на 30% до рекордных $9,5 млрд. В общей сложности за 2017 год финансирование привлекли 813 компаний - этот показатель также стал рекордным.

Этот рынок стал расти очень быстро именно в последние несколько лет. С 1997 года компании, занимающиеся образовательными технологиями, привлеки инвестиции на $37,8 млрд, и 62% этих инвестиций приходятся на период с 2015 по 2017 годы. Еще в 2016 году генеральный директор британской компании Knowledgemotion Дэвид Бейнбридж опубликовал статью под названием «Edtech - это следующий Fintech», тем самым сравнив образовательные технологии с одним из самых популярных современных направлений - финансовыми технологиями. По прогнозам Бейнбриджа, уже к 2020 году инвестиции в EdTech достигнут $252 млрд.

Образовательные технологии и правда становятся все более привлекательными для инвесторов. Так, в апреле индийская платформа Embibe, использующая искусственный интеллект в образовании, привлекала $180 млн. В январе 2018 инвестфонды Warburg и Genesis Capital инвестировали в китайскую образовательную онлайн-платформу Zhangmen $120 млн. В июне прошлого года очередной раунд финансирования провела известная платформа онлайн-курсов Coursera - тогда она привлекла $64 млн, а в общей сложности инвестиции в сервис составили уже $2,12 млрд. Один из последних примеров - в середине мая британская EdTech-компания Fuse Universal, разработавшая образовательную платформу, которой пользуются для обучения сотрудников многие компании, в том числе Merck и EY, привлекла $30 млн.

EdTech в России

Довольно активно развиваются образовательные технологии и в России - российские стартапы, работающие в этой сфере, также привлекают инвестиции, хотя объемы и несравнимы с американскими или китайскими. Так, онлайн-школа английского языка Skyeng в январе привлекла финансирование от инвестфонда Baring Vostok (размеры инвестиций не раскрывались). В декабре прошлого года компания Sistema VC во второй раз инвестировала в образовательный VR/AR-стартап MEL Science, в 2016 году она уже вложила в него $2,5 млн. Также в 2016 году одна из крупнейших технологических компаний России Mail.Ru Group инвестировала в образовательный портал для программистов GeekBrains.

Согласно опубликованному в прошлом году масштабному исследованию российского рынка онлайн-образования и EdTech, подготовленному компаниями «Нетология» и EWDN, в целом российский образовательный рынок, который уже составляет 1,8 трлн рублей, будет в ближайшие годы расти в среднем на 17–25% в год. В 2016 году рынок онлайн-образования составил 20,7 млрд рублей, а к 2021 году его объем вырастет более чем в два с половиной раза - до 53,3 млрд рублей.

По мнению инвестиционного директора государственного фонда «Российская венчурная компания» (РВК) Алексея Басова, рынок EdTech в России развивается активно и действительно становится все более популярным среди инвесторов. «Долгое время образование оставалось сегментом рынка, заметно обделенным частными инвестициями… Однако в последние годы мы наблюдаем энергичное развитие EdTech и появление целого ряда успешных российских компаний в этой сфере, с выручкой в сотни миллионов рублей и более», - отмечет он.

По словам Басова, сейчас на образовательном рынке можно насчитать не менее сотни успешных стартапов, которые входят в портфели многих частных фондов, а также фондов с участием государственного капитала. Среди успешных российских компаний этой сферы он назвал платформу «Дневник.ру» и систему контроля обучения Maximum Education.

Самые перспективные

Аналитики видят наметившееся изменение направления инвестиций в этой сфере - привлекательными становятся наиболее «технологические» из EdTech-компаний. Так, EdTech-компании, занимающиеся разработками, связанными с искусственным интеллектом, в прошлом году привлекли $1,7 млрд.

По мнению многих экспертов, все более важной тенденцией становится необходимость стандартизации EdTech-продуктов. Этот пункт особенно важен именно с точки зрения инвесторов - ведь до тех пор, пока речь идет о единичном решении, бизнес остается сложно масштабируемым и не может расти. «Нам нужно больше инноваций в EdTech, и для того, чтобы это могло стать бизнес-моделью, EdTech-компании должны иметь довольно стандартизированные продукты, которые не нужно слишком сильно подстраивать под нового клиента», - считает Мортен Амструп, генеральный директор датской организации EdTech Denmark, целью которой является создание сети, связывающей образование и технологические компании.

Также, по оценке экспертов, в ближайшее время сохранится довольно высокий интерес к массовым открытым онлайн-курсам, будет продолжать расти стремление применять в образовании технологии дополненной и виртуальной реальности, будет повышаться доступность образовательных технологий, а также сохранится интерес к использованию технологий для формирования так называемых soft skills - неспециализированных, «гибких», но важных для карьеры навыков, например, коммуникативных.

Сложно, но можно

Безусловно, вкладывать деньги в образовательные технологии - не самый простой вариант для инвестора. В этой сфере нужно очень пристально следить за тенденциями и по возможности прогнозировать, какие направления смогут «взлететь» в будущем. Пока что большинство EdTech-компаний - это лишь небольшие стартапы. Кому из них удастся расшириться и выпустить на рынок приносящие прибыль продукты, понять на этом этапе сложно.

Это перспективный, но сложный рынок, так как услуги, связанные с образованием, обычно дороги, сложны и продолжительны. Одна из основных сложностей для инвестора состоит в том, что ему очень трудно понять, действительно ли тот или иной сервис является качественным и перспективным. В этой сфере это намного сложнее, чем, например, в случае с онлайн-сервисами заказа такси или доставки еды.

«Стартапам сложно сделать хороший продукт, а инвесторам - отличить качественный сервис от некачественного. Все приложения доставки еды действительно привезут клиенту пиццу, и требуется десяток заказов за неделю, чтобы составить компетентное мнение об уровне сервиса. Но на примере подготовки разработчиков мы видим, что далеко не все модные образовательные стартапы действительно учат программированию, и совершенно непонятно, как это может оценить сторонний инвестор», - отмечает директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный. По его мнению, лучший совет для инвесторов - вкладывайте в то, что хорошо понимаете.

Наличие сложностей, однако, не означает, что в EdTech не стоит инвестировать. Если инвестору удастся не промахнуться с командой и правильной бизнес-моделью, любой доллар, вложенный в EdTech, отобьется в десятки и более раз, считает управляющий партнер венчурного фонда Genesis Technology Capital Максим Шеховцов.

Так, одним из самых перспективных направлений с точки зрения инвестирования в EdTech остается изучение языков. По некоторым оценкам, рынок репетиторов достигает 100 млрд рублей в России и более $180 млрд в мире в год. Пока что этот рынок лишь на 1-2% перешел в интернет, но, по мнению Шеховцева, через некоторое время изучение языка перейдет в онлайн-формат на 60%, так что потенциал здесь огромен.

«На мой взгляд, языковые курсы уже «случились», но, несмотря на это, потенциал у это сегмента еще есть», - считает и Тимур Боридко из Inventure Partners. По его мнению, интересным выглядит сегмент обучения компьютерным играм - среди игроков есть очень увлеченная публика, которая готова к дистанционному формату обучения. Учитывая степень проникновения интернета в этой области, у создателя такого сервиса не будет географических ограничений, он сможет работать с игроками из разных регионов мира.

На что обратить внимание

Боридко дает два совета инвесторам, которые хотят вкладывать деньги в EdTech: во-первых, уделять основное внимание качеству контента, потому что именно в этой сфере он имеет решающие значение, во-вторых, оценивать не только количественные показатели, но и то, как основатели стартапа взаимодействуют между собой и с коллективом, так как в случае с развивающимся бизнесом команда - один из важнейших факторов.

Алексей Басов из РВК считает, что инвесторы могут сконцентрировать свое внимание на сервисах, решающих наиболее массовые и легко монетизируемые задачи, такие как подготовка к поступлению в учебные заведения, повышение профессиональной квалификации и переподготовка, развитие soft skills, компенсация недостатков базового государственного образования, углубленное развитие языковых и других бизнес-компетенций.

По его мнению, пока этот рынок не вступил в фазу консолидации, так что вариантов продуктов и бизнес-решений тут почти неограниченное количество, но затем, на этапе консолидации, придет время супер-игроков. «Это логика развития почти любого рынка, и для сегодняшних инвесторов она означает достойные шансы на лидерство или выход через стратега», - считает Басов.

Так что несмотря на сложности, инвестировать в образовательные технологии стоит - с развитием технологий и все большей заинтересованностью людей, особенно молодежи, в цифровых сервисах, эта сфера просто не может не развиваться быстро. Сейчас рынок EdTech находится на раннем этапе своего развития, и это дает большие возможности для инвесторов, которые могут вложить деньги в пока малоизвестные и не слишком дорогие компании.

 


Читайте:



Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего отделением банка, должностные обязанности управляющего отделением банка, образец должностной инструкции управляющего отделением банка

Должностная инструкция управляющего подразделением банкаИ кто может рассчитывать на прибавку к зарплате Марк Бершидский По данным декабрьского...

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Как определить собственный капитал по балансу на примерах На что влияет размер уставного капитала

Уставной капитал — это та финансовая основа, которая закладывается создателями предприятия для возможности финансового роста и успешного...

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Тема урока: « Чему учил китайский мудрец Конфуций Древняя китайская новинка

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Древний мир 5 класс Разработала: Созонова Анна Александровна Вставить недостающие слова: Индия расположена...

История работы на территории РФ

История работы на территории РФ

Высокий уровень безопасности и стабильности Дойче банка (ДБ), осуществляющего деятельность на территории многих государств Европы и мира,...

feed-image RSS