Разделы сайта
Выбор редакции:
- Австралия страны соседи. Австралия. Великая океанская дорога
- Федеральные единичные расценки в строительстве
- Часто задаваемые вопросы о льготном кредитовании строительства жилья
- Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие катастрофы на чаэс?
- Ндс при продаже нежилого помещения физлицу Ндс при продаже нежилого помещения юридическим лицом на усн
- Белое население: проблемы выживания Сколько белых и черных людей в мире
- Ошибки тсж в борьбе с неплательщиками При некачественном оказании услуг
- Когда выписываются счета-фактуры на аванс?
- Галина Долгова: Под маской долга
- Перед согласием на поручительство нужно уточнить все нюансы
Реклама
Концепция национальной экономической безопасности россии. Экономическая безопасность россии Основные компоненты ЭБ |
— это способность государства адекватно реагировать в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом. Региональный аспект национальной безопасности зависит от изменения целей, задач и методов (или средств) государственной . В государственной политике обеспечения национальной безопасности должны быть отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов. В свою очередь, региональные особенности предопределяют совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность не только данного региона, но и страны в целом. Особый интерес представляют экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая — региональный аспект экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и Федерации в целом. Экономическая безопасность РоссииЭкономическая безопасность — основа национальной безопасности страны.
Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз . Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития . Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни. Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним угрозам экономической безопасности России можно отнести:
К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:
В интересах реального социально-экономического подъёма России необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей. Концепция национальной экономической безопасности РоссииПотребность в безопасности — устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества — государства. Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность. Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию — защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики. Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием и интеграции мировой экономики. Национальная экономическая безопасность — это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения — качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:
Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования. Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24). Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:
Основу национальной безопасности составляют национальные интересы — совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума. Введение1. Сущность экономической безопасности 1.1. Понятие экономической безопасности 1.2. Экономические факторы, определяющие уязвимость РФ к внешнему воздействию 2. Органы, обеспечивающие контроль и надзор за экономической безопасностью России 2.1. Характеристика органов 2.2. Мониторинг факторов и обеспечение экономической безопасности Заключение Список литературы Выдержка из текстаКонтроль и надзор за обеспечением экономической безопасности в РФ
В последнее время рост наукоемкости технологий, достаточно быстрое их обновление, усиление конкуренции выдвигает на первый план знания и профессионализм работников, так что деятельность сферы образования становится важнейшей частью экономического развития и играет большую роль в обеспечении экономической безопасности. Объектом исследования в курсовой работе выступает система обеспечения экономической безопасности в сфере образования в Вологодской области. Основная цель курсовой работы — оценить состояние сферы образования Вологодской области и определить пути совершенствования системы эффективного управления данной сферой в целях обеспечения экономической безопасности региона. Объект исследования: система обеспечения экономической безопасности ПАО КБ «Восточный».Цель исследования: на основе анализа особенностей обеспечения экономической безопасности в коммерческом банке предложить систему мер по ее совершенствованию. Выполнить анализ системы обеспечения экономической безопасности ПАО КБ «Восточный». Исключение условия по возникновению пожара достигается посредством недопущения возникновения на объекте защиты условия для образования горючих сред и (или) условия для образования в горючих средах (или внесение в них) источника зажигания. Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов необходимо для улучшения экономической безопасности нашей страны и предотвращению налоговых преступлений. Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню государства, поэтому необходимо развивать организационно-экономические механизмы налогово-проверочной деятельности в системе обеспечения экономической безопасности. Выявить направления повышения результативности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации в системе государственного регулирования национальной экономики. Теоретическая часть работы основана на изучении и анализе законодательных актов и нормативных документов определяющих правовые и методологические основы организации предпринимательской деятельности в Российской Федерации и ее экономической безопасности. На заседании Совета по противодействию коррупции 26.01.2016 Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что «наверное, это сложная задача, может быть, даже труднодостижимая, но если мы остановимся — будет хуже, двигаться нужно только вперед». Успешное экономическое развитие страны, эффективное государственное управление, формирование правового государства и создание гражданского общества напрямую зависит от решения главной приоритетной задачи — противодействия коррупции. Вместе с тем, наработанные материалы и исследованные аспекты коррупции как комплексной социально-экономической, правовой и политической проблемы не позволяют в полной мере рассматривать противодействие коррупции с позиций трех взаимосвязанных и составляющих элементов государственности: власти, бизнеса и общества, как единого и основного воздействующего фактора борьбы с коррупцией. Список источников информации1.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения «О Со-вете безопасности Российской Федерации» от 07.06.2004 г. № 726 // www.gov.ru 2.Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии эко-номической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» от 29.04.1996 г. № 608 // www.consultant.ru 3.Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446−1 в ред. от 25.07.2006 г. № 128-ФЗ // www.consultant.ru . 4.Федеральный закон Российской Федерации «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ в ред. от 10.01.2003 г. № 4-ФЗ // www.consultant.ru . 5.Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 621 с. 6.Хлобустов О. Госбезопасность от Александра I до Путина. — М.: Эксмо, Яуза, 2005. — 480 с. 7.Есипов В.М. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в России // ЭКО. № 7, 2004. 8.Иванов Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и меж-дународные отношения. № 11, 2004. 9.Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно — финансовые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. № 5, 2002. 10.Татаркин А., Романов О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность регионального исследования // Вопросы экономики. № 6, 1996. 11.http://www.gks.ru — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики 12.http://www.gov.ru — официальный сайт Правительства Российской Федерации список литературы Благополучие в сфере экономики - главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия. Понятие экономической безопасностиПод национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности. Существуют 3 основных принципа:
КонцепцияКонцепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике. Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами. Виды безопасностиНельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.
Основные показателиСуществует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:
Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне. Главные задачиПроблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:
Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое. Угрозы экономической безопасностиСуществуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои. ВнутренниеК внутренним угрозам относятся:
Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью. ВнешниеСовременные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:
Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма - всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами - первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное - разработка стратегий в экономике. Перспективы развития и повышения уровня безопасностиМинэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере. Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:
Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных - процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем. того, что прирост нового грузооборота пришелся на вагоны независимых операторов. Таким образом, стабилизация или уменьшение уровня абсолютной концентрации производства привели к изменению размерной структуры экономики: вследствие уменьшения оптимального размера фирм доля крупных фирм упала, а мелких - возросла, усилился процесс дифференциации размерной структуры. В асимметричных олигополиях выделилось три направления развития отношений крупного и мелкого бизнеса - усиление их симбиоза (субподряд, франчайзинг спин-офф, аренда); конкуренция между крупными и мелкими фирмами; нишевая специализация мелкого бизнеса. 1 См.: www.cnews.ru. 2 Подробнее см.: Строуп Р., Гвартни Дж. Азбука экономики. М., 1996. 3 См.: Назад к истокам шоколада // ГЕО. 2007. № 5. С. 72 - 84. УДК 338.23(470) СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Понятие «экономическая безопасность» - относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой и хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран. Оно допускает весьма широкую интерпретацию. Экономическая безопасность -это синтетическая категория политэкономии и политологии, тесно связанная с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.д. В зарубежной литературе понятие «экономическая безопасность» рассматривается достаточно давно. В 1934 г Ф. Рузвельт применял термин «экономическая безопасность» в подготовке мер по выводу экономики из депрессионного состояния. В СССР проблемы безопасности в сфере экономики были связаны в основном с противодействием экономических преступлений, включая внешнеторговые отношения. Вопросы экономической безопасности как составной части национальной безопасности в России стали рассматриваться в начале 1990-х гг С сожалением приходится констатировать, что ни проблема национальной безопасности, ни тем более проблема экономической безопасности в нашей отечественной литературе не нашла достаточного развития. Если о ней и вспоминали, то исключительно с целью критики американского гегемонизма. Как правило, она была целиком и полностью поглощена проблемой защиты социалистического Отечества. Спектр новых взглядов на понятие экономической безопасности, ее состав оказался весьма широким: Качественно определенное состояние экономики страны, которое, с точки зрения общества, желательно сохранить либо развить в прогрессирующих масштабах; Возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия для жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз; Важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России; Е.В. Баландина, ассистент кафедры экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет ВЕСТНИК 2007. № 16(2) Уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов; Совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способности к постоянному обновлению и самосовершенствованию; Состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития. Этот перечень определений понятия «экономическая безопасность» можно было бы продолжить. Все они имеют право на самостоятельное существование и разработку Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития Российской Федерации с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан Российской Федерации при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды. Наверное, неслучайно в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 29 апреля 1996 г № 608, определение понятия «экономическая безопасность» отсутствует. А это означает, что: Работа нуждается в интенсивном продолжении; В острой полемике еще предстоит найти то единственно уникальное и бесспорное определение, на основе которого могут формулироваться цель, задачи и функции государственных структур, обеспечивающих защиту экономических интересов России, разрабатываться критерии и показатели экономической безопасности государства. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения экономического роста. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, следовательно, понятие экономической безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Обеспечение экономической составляющей национальной безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяйство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассматривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации в целом. Государственная стратегия экономической безопасности РФ - составная часть национальной безопасности РФ в целом. Она развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции национальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований. Цель Государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы необходимые и достаточные условия для жизни и всестороннего развития личности граждан РФ, повышения уровня и качества жизни населения, сохранения демографической, социально-экономической и политической стабильности общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостности, успешного и эффективного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Защита национальных интересов и обеспечение безопасности государства в сфере экономики на современном этапе социально-экономического развития России в условиях ускорения процессов глобализации и информатизации в мире, усиления конкуренции на мировых рынках, вступления России в ВТО требует не только гражданского согласия, но и системных и скоординированных действий всех ветвей власти на всех уровнях, предпринимателей и общества в целом. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет ее способность под -держи вать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента. Экономическая независимость, не носящая абсолютного характера, потому что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в эконо -мике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.). Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном и динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики. Кроме того, экономическая безопасность имеет две составляющие - внутреннюю и внешнюю. Внутренняя составляющая предполагает способность предпринимателей находить технологически эффективные способы организации производства, обеспечивающие наибольший выход качественной продукции, наличие резервов повышения производительности труда, нужного количества общих и специальных ресурсов, возможности их замещения, успешность поиска оптимальной комбинации ресурсов, наличие ус -ловий для оптимального инвестирования в специальные ресурсы, получение положительного эффекта «экономии от разнообразия», предотвращение негативных последствий «эффекта масштаба», сокращение производственных и трансакционных затрат, полное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Экономическая безопасность сопряжена с риском и неопределенностью деятельности. Неизбежные факторы экономического риска - это непредсказуемость результатов хозяйственных решений, негативные последствия тех или иных нарушений воспроизводственного процесса. Неточность расчета рисков и кризисного ресурсного потенциала предприятия, пренебрежение превентивными механизмами управленческих, правовых воздействий затрудняют осуществление полноценного контроля. Внешняя составляющая экономической безопасности означает наличие или отсутствие спонтанных и преднамеренных угроз, источником которых служат действия партнеров, потребителей, конкурентов, иностранных экономических и политических субъектов, способных ухудшить благоприятный климат для функционирования. К основным источникам угроз могут быть отнесены коррумпированное чиновничество; криминальные круги, представленные лидерами организованных преступных групп; конкуренты, готовые использовать противоправные формы и методы конкурентной борьбы (поджоги, взрывы, похищения, захват заложников и заказные убийства). Угрозы дестабилизации проистекают и из неустойчивого состояния российского общества и его экономики. На современном этапе исторического развития России объективно существуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важнейшим элементом Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Выявление возможных угроз экономической безо -пасности и выработка мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловлены низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в технологическом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использованием ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вызовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации. Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Глубочайший кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую безопасность от различного рода угроз и потерь. Из этого можно сделать два вывода. 1. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего мерами по повышению эффективности самой экономики, т.е. наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, необходимы условия для высокой производительности труда, производства качественной продукции и услуг 2. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы, имеет комплексный характер и поддерживается всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. Экономическая безопасность -- совокупность качественных характеристик (свойств) состояния и направления развития объекта, обеспечивающих его целостность, управляемость, стабильность сущностных характеристик, сохранность различного рода потенциалов (ресурсов) объекта, а также его рейтинга в окружающем мире при возникновении как внутренних, так и внешних вызовов или угроз экономического характера, а также при воздействии неблагоприятных экономических факторов. Термин «национальная безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны. Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность. Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства. Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:
Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности. Государственная стратегия экономической безопасности включает:
Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др. Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны. Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:
Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации. 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике. Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. Аспекты деятельности, непосредственно, влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности:
Контрольные тестовые задания
Основной угрозой для деятельности фирмы являются конфликты в коллективе, так как это приводит к снижению производительности, работоспособности, к увеличению враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
Обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия. Среди разработок по данному вопросу, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить "Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации", одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.
Критерии экономической безопасности характеризуют качественную плоскость, на основе которой формируется противодействие опасности. Например, способность экономической системы противостоять опасности определяется такими критериями, как обеспеченность ресурсами, технологиями, организацией и уровнем развития производства, финансов, менеджмента, маркетинга, юридической и охранной служб и другое. Таким образом, критерий экономической безопасности - это признак, на основании которого определяется состояние и способность экономической системы противостоять проявлениям опасности. Практическое задание техногенный экономический угроза внешний «Вы летите в самолете. Происходит его захват террористами. Ваши действия» Несмотря на серьезные меры безопасности и контроля, террористам удается проникнуть на самолет. Если вы оказались в захваченном самолете, постарайтесь соблюдать следующие правила:
|
Популярное:
История работы на территории РФ |
Новое
- Федеральные единичные расценки в строительстве
- Часто задаваемые вопросы о льготном кредитовании строительства жилья
- Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие катастрофы на чаэс?
- Ндс при продаже нежилого помещения физлицу Ндс при продаже нежилого помещения юридическим лицом на усн
- Белое население: проблемы выживания Сколько белых и черных людей в мире
- Ошибки тсж в борьбе с неплательщиками При некачественном оказании услуг
- Когда выписываются счета-фактуры на аванс?
- Галина Долгова: Под маской долга
- Перед согласием на поручительство нужно уточнить все нюансы
- Как продать квартиру, обремененную ипотекой